БЫЛОЕ"ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС" | ДЛИНОЮ В18 ЛЕТВ Советском энциклопедическом словаре о нем всего пять строк - по числу государственных премий...Алексей СОЛОПОВ. Фото из архива ОАО "ГАЗ" На то и словарь, чтобы в микроскопическую статью втиснуть главные достижения жизни. У "сов. конструктора автомобилей, д-ра техн. наук" Андрея Александровича ЛИПГАРТА таковыми отмечены восемнадцать лет - с 1933 по 1951 - в должности главного конструктора Горьковского автомобильного завода и руководство созданием ГАЗ-51 и "Победы". В начале нынешнего лета, когда отмечался его столетний юбилей, на здании Управления конструкторских и экспериментальных работ ГАЗа появилась мемориальная доска. Семья прибалтийских немцев (вот уж, действительно, нация, давшая миру автомобиль!) приехала в Москву в середине XIX века. Сын бухгалтера Андрей Липгарт успешно окончил в 1915 году частное реальное училище Вознесенского и поступил в Московское высшее техническое училище. После окончания МВТУ он попал на работу в Научный автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Хотя первое близкое знакомство с автомобилем относится к временам службы в 1-м запасном телефонно-телеграфном батальоне Красной Армии, где в 1918-1920 гг. Андрею доводилось ремонтировать машины. В 1930 году хорошо зарекомендовавший себя, энергичный, талантливый специалист был отправлен в США, где восемь месяцев изучал автомобильное производство. "Американский стиль" укоренился в нем надолго, причем не только в отношении автомобиля, но и подхода к жизни вообще. На ГАЗ Липгарт попал в 1933 году - из НАМИ его пригласили сразу на должность главного конструктора. С нее же он отправился, по сути, в ссылку - рядовым конструктором на УралЗИС в начале 1952-го. (Сегодня известно имя автора "разоблачительных писем", решившего таким путем карьерные проблемы - у каждой эпохи свои, так сказать, методы.) Где бы ни работал Липгарт - в Миассе, в НАМИ, куда он вернулся после ссылки, в МВТУ, - он всюду трудился с полной самоотдачей, следуя известному американскому принципу: личные обстоятельства могут быть разными, а работа - всегда по максимуму. Вот почему так заметен его след в отечественной конструкторской школе. Номинально он был третьим по счету главным конструктором ГАЗа. Фактически же его предшественники воплощали в СССР американский автомобиль. Липгарт создавал советскую, газовскую школу. У него не было карьеры в привычном понимании - сразу пришел Главным, получив шанс на работу с "чистого листа". Имена Фердинанда Порше или Алека Иссигониса прочно связаны в сознании с конкретными моделями. Подобный след в истории автомобиля мог бы, несомненно, оставить и Андрей Липгарт. Кто бы упрекнул его в тщеславии? Но, во-первых, в соскрипку на дирижерскую палочку в "Виртуозах Москвы", так и Липгарт, не претендуя на авторство в "Победе", возглавил коллектив, создавший и эту этапную машину, и "Иван-Виллис" ГАЗ-67, и трудягу ГАЗ-51, и многочисленную "спецтехнику". Не роту исполнителей его воли, но соединение творческих личностей. Многие из них впоследствии стали главными конструкторами на других заводах. Андрей Александрович ухитрялся всегда все знать раньше и лучше других конструкторов, его технический кругозор был необычайно широк. Любопытно, что у Липгарта не было на заводе своего... кабинета. Его рабочий стол располагался в центре чертежного зала. "Между мной и моими сотрудниками не должно быть никакой стены", - говаривал он. Хотя и панибратства в отношениях с коллегами не допускал. Сотрудники вспоминают его авторитарным, жестким, с блестящей памятью. Неулыбчивый и немногословный, в годы войны он приносил для изможденных голодом детей сотрудников молоко от своей коровы, купленной на одну из Сталинских премий. Кстати, эти премии были получены все в тот же период его горьковского "звездного часа" - в 1942-м, 43-м, 47-м, 50-м и 51-м годах - за разработку и освоение производства танков и автомобилей. А еще здесь, на крохотном клочке земли у своего домика в "американском поселке", он мог предаваться своей второй, после автомобилей, страсти - цветам. Одних только гладиолусов Липгарт выращивал больше сотни сортов! А сирень самых удивительных расцветок, что заливала окрестности дивным ароматом каждую весну... Наконец, в Горьком в семье Липгарта родились двое младших (из четырех) детей. Андрей Александрович Липгарт прожил почти 82 года. Эта большая жизнь вместила многое. Но главными в ней стали те восемнадцать звездных лет, что отданы Горьковскому автомобильному заводу.А. Липгарт со своим заместителем Л. Косткиным, впоследствии - преемником на посту главного конструктора ГАЗа.ветском автопроме сложилась иная система, а во-вторых, его достижения не менее значимы, пусть и по-другому. Позволительна такая параллель: как выдающийся исполнитель Владимир Спиваков поменялЗР 11/9899