20
22
АКТУАЛЬНОБеззакониеПредседателю правительства М. Касьянову. Министру МВД В. Рушайло, Председателю ГТК В. Ванину."Уважаемые Михаил Михайлович, Владимир Борисович и Валентин Михайлович ! От имени тысячи безвинно пострадавших автомобилистов журнал "За рулем " просит дать разъяснение работникам таможни и ГИБДД, что в соответствии с Конституцией РФ указания, постановления правительства и таможни не могут иметь обратной силы. Люди, которые сегодня оказались заложниками распоряжения правительства № 942 от 15.06.99 г., вздохнут свободно и будут безмерно вам благодарны".ЧЕСТНОСТЬ ВНЕ ЗАКОНАСколько нерастаможенных и похищенных, по данным Интерпола, автомобилей обитает в России? Жалко, никто не считает - их легион. Знаем об этом не понаслышке: читатели, которые оказались владельцами таких машин, завалили ЗР письмами и факсами. Они просят помощи: ГИБДД на учет не ставит, таможня подводит под конфискацию... А автомобили-то куплены честно: в автосалоне, на рынке, по объявлению. Чтобы хоть как-то разобраться в том, почему автолюбителей, не совершивших никаких преступлений, лишают автомобилей и денег, "За рулем" провел конференцию "Презумпция добросовестности". В ней "Белорусский синдром" проблема давняя, но и по сей день актуальная для тысяч автомобилистов. Есть ли у нас с Белоруссией единое таможенное пространство? Если да, то почему за привезенные оттуда автомобили заставляют платить пошлины? Причем даже за те, что уже стояли на постоянном учете! Уполномоченный: В 1995 году РФ и РБ заключили и ратифицировали соглашение "О таможенном союзе". В 1999 году был ратифицирован договор о создании союзного государства ив нем также есть пункт: таможенные пространства РФ и РБ едины. Вывод - претензий к машинам из Белоруссии быть не может. Таможня: Но есть же постановление правительства № 254, которое свидетельствует об обратном? Уполномоченный: Соглашение "О таможенном союзе" действует и имеет]приняли участие О. Доронина, представитель Уполномоченного по правам человека в РФ (далее уполномоченный - ред.), М. Толстенко из Генеральной прокуратуры (прокуратура), В. Федоров и В. Самосев из ГУ ГИБДД МВД РФ, А. Осинов и М. Цыгулев из Московской западной таможни (таможня), а также представители правозащитных организаций: Е. Недзвецкий (Общество потребителей автомототехники России - ОПАР) и В. Кузнецов (Оренбургская коллегия правовой защиты автомобилистов - ОКПЗА), юрист ЗР С. Волгин. Вопросы участникам читатели присылали по Интернету в реальном времени на сайт ЗР. кто не ищет жулика. Преступник это прекрасно знает и потому чувствует себя безнаказанно. Юрист ЗР: Пару слов по поводу беспомощности таможни: есть же глава 44 в Таможенном кодексе, где предусмотрена доставка лица, привлекаемого к ответственности, административное задержание... Я понимаю, это трудно, но законом полномочия таможне даны. Таможня забирает у безвинных людей машины - какие есть для этого законные основания? Говорят, задержание нерастаможенных автомобилей концептуально служит "защите экономических интересов государства". Но простому человеку не до концепций - ему нужно конкретно знать: за что? Юрист ЗР: Хотелось бы услышать: таможня забирает транспортное средство у второго-третьего-четвертого владельца как вещественное доказательство или чтобы обеспечить производство по делу? Если какбольшую силу, чем любые указания ГТК и постановления правительства (статья 15 Конституции)! Хотим мы того или не хотим. Иначе давайте ликвидируем наш союз или изменим Конституцию! Другой "горячий" вопрос: почему таможня не ищет реальных преступников - тех, кто замышлял подлог, подделывал документы и т. д., а берет деньги с "крайнего", то есть с последнего владельца, который таможенных правил не нарушал? Таможня: Максимум, на что имеем право - отправить нарушителю повестку. В лучшем случае можем постоять у него под дверью, постучаться. Жулики из автосалонов, нажившиеся на незаконных продажах, грубо говоря, и не скрываются. А они переправляли контрабандой по 30-50-60 машин! Что с них теперь взять? ОПАР: Получается, что таможня ждет, пока добросовестный приобретатель купит автомобиль, чтобы затем буквально в течение двух дней объявиться и покупку отобрать. И ниonline'8/2000 ЗР20 Беззаконие поддельные. Значит кто-то совершил это преступление - изготовил фальшивки, и его надо найти. Но это должен делать уголовный розыск. Это не прерогатива ГИБДД... Один орган должен искать, другой - регистрировать, третий - надзирать за ними... Автолюбителю трудно разобраться вэтом . Д аи не нужно. Он уже заплатил налоги и, значит, оплатил свою безопасность. Что еще от него требуется? Прокуратура: Не брать подозрительно дешевых "дорогих" машин". Таможня: Перед покупкой написать заявление с просьбой подтвердить прохождение таможенного оформления данным автомобилем и подать в юридическую службу таможни (в Москве и области по адресу: ул. Профсоюзная, 125, тел. 424-97-45 - ред.). Но самый лучший вариант: сам поехал в Германию, сам купил, сам оформил в полиции, сам доставил, сам на таможне произвел таможенное оформление... ГИБДД: Если человек желает приобрести машину и обезопасить себя, пусть обратится в ГИБДД, где она ранее регистрировалась, и проверит документы - ему не откажут. Но это уже намного больше, чем просто заплатить налоги! В конце концов, у каждого свои обязанности: "органы" проверяют, а гражданин... он всего лишь вправе совершить покупку! Так что же должно сделать государство, чтобы автомобилист осуществил свое право и не страдал? Прокуратура: Есть глобальное решение проблемы - привести Таможенный кодекс в соответствие с Конституцией РФ. Уполномоченный: Два раза соответствующим Конституции суд признавал такой порядок: таможня конфискует, а недовольный гражданин жалуется в суд. И два же раза пленум Конституционного суда подтверждал совсем другую позицию: только суд может дать санкцию на конфискацию - никто и никаким другим образом не вправе лишить гражданина имущества! Как же действовать? Почти каждая статья Уголовно-процессуального кодекса уже прошла через Конституционный суд. С Таможенным кодексом сейчас происходит то же самое. Это ненормально. В кодексе должно быть прямо указано, что конфискация возможна только в судебном порядке. Суды, конечно же, будут завалены делами, но выполнить норму статьи 35 Конституции по-иному не представляется возможным. Прокуратура: Кодексы нужно привести в соответствие именно с Конституцией РФ, а не с постановлениями Конституционного суда! Вот это будет решение проблемы. А то ив Уголовном кодексе, и в Административном указано, что конфискация только через суд, а в Таможенном вроде как нет. Абсурд. ОКПЗА: Закон, ухудшающий положение граждан, не имеет обратной силы - это же из нашей Конституции! Вот, например, 942-е распоряжение правительства (автомобили из Белоруссии получают ПТС в таможне) его применяют ко всем без разбора. Почему? Потому что ГТК и МВД издали совместное письмо и разъяснили своим подчиненным: отправлять в таможню ВСЕ машины независимо от даты ввоза! Страдают автолюбители в Оренбурге, Ижевске, Орске, Бузулуке - они купили машины два-три года назад, а с них сейчас требуют пошлины... Мы можем судиться долго и упорно, хотя достаточно одной подписи председателя правительства и это безобразие прекратится...вещественное доказательство - тогда почему машину возвращают после уплаты последним хозяином пошлин? Вещдок должен храниться до окончания дела, пока не найден преступник... Выходит, все-таки для того, чтобы обеспечить производство. Но как это можно допускать в отношении того, на кого нельзя завести дело! Последний владелец не совершал правонарушения. Нет вины, нет правонарушения значит не может быть и наказания! Таможня: А мы и не рассматриваем вопрос в отношении невиновного лица, мы говорим о неустановленном лице (как раз о том, кто действительно нарушил). Уполномоченный: Однако не это "неустановленное лицо" привлекается вами за нарушение таможенных правил. Автомобиль-то изымается, а фактически конфискуется у добросовестного приобретателя! Добросовестный приобретатель может обратиться в суд с жалобой на действия должностного лица (сотрудника ГИБДД), который не желает ставить автомобиль на учет. Допустим, суд удовлетворит его жалобу. Что дальше? Вопросов больше не возникает? ГИБДД: Бывает, что суд признает гражданина добросовестным приобретателем... Но это не дает ему совершенно никаких прав на регистрацию транспорта в ГИБДД - у него нет документов, необходимых для регистрации, у него на руках фальшивки. Грубо это или не грубо, а мы считаем: здесь круг замкнулся. Мы действуем исключительно на основании законов, решений Конституционного суда и тех нормативных документов, которыми регламентирована вся наша деятельность. Так что претензии к органам ГИБДД быть просто не должно. Юрист ЗР: Позвольте, есть 624-й приказ МВД РФ "О порядке регистрации...". В нем сказано, что если человек получает отказ в возбуждении уголовного дела, то это снимает все вопросы. Автомобиль должен быть зарегистрирован... ГИБДД: Допустим, что в возбуждении уголовного дела на этого человека действительно отказано - он и впрямь ничего не подделывал. Но... факт остается фактом: документы 22 8/2000 ЗРТаможня утверждает, что действует на основании постановлен правительства. Таможенного кодекса и множества "указаний". У ГИВДД немало своих "законодательных актов". Правозащитники оперируют Конс и международными соглашениями. Прокуратура вынуждена выбирать: соблюдением какого закона ей надзирать, когда действует одновременно не противоречащих друг другу. А что же автолюбитель?.. Ему остается обращаться в суд, но и это не панацея - решение может быть отменено пересмотрено. Не будет же каждый гражданин доходить до Верховного суд Выслушав разнобой мнений на нашей конференции, мы решили, что остается ничего другого, как обратиться в правительство, а также Конституционный и Верховный суды, которые обладают законодатель инициативой и вправе представить поправка к кодексам в Государственную Наши предложения будут в ближайшее же время высланы адресатам письм