62
63
64
ТЕХНИКАНовинкиВИТКУ"Фильтрующие элементы из проволочно-проницаемых материалов составят конкуренцию керамическим и полимерным.ПРОВЕРКИДорожные происшествия удалось полностью сымитировать в новейшей лаборатории по пассивной безопасности "Вольво".Недавно шведы закончили строительство новейшего центра безопасности. главная достопримечательность которого - уникальная крэш-лаборатория, где условия испытания максимально приближены к реальной дорожной ситуации. Секрет кроется в конструкции здания лаборатории: оно включает в себя две разгонные дорожки длиной 154 и 108 м соответственно, которые "встречаются" в холле с высотой потолка 14,5 м. Причем одна из дорожек сделана... поворотной! Смещаясь на угол вплоть до 90 градусов по отношению ко второй, статичной, она позволяет сталкивать автомобили под разными углами, варьируя тесты от лобовых до боковых столкновений. Шестисоттонный подвижный трек приподнимается на высоту 0,1 мм с помощью... 20 воздушных подушек! Автомобили, которым предстоит пройти тест, подсоединяют стальными тросами к электромоторам, они-то иФильтры из проволочно-проницаемых материалов. Привычка экономить на спичках неискоренима. Ремонтируем неремонтируемое, моем несмываемое, используем непригодное, а потом удивляемся - как это у нас сломалось, загнулось и скривилось. Заменили доведенный до ручки спеченный из шариков керамический фильтр пневматической системы тормозов на отмытый "fe-у*. А отколовший^р птиог " "'?рмк ППл / блуждает, поблуждает по системе, да и » попадет в клапанный узел. Далеко ли до +£мф аварии? Исключить подобные неприятноTTJL^^SP™ способен фильтр на базе проволочно^ проницаемых материалов. Он изготовлен О^]'т\о специальной технологии из нержавеюР щей проволоки. Конструкция обеспечивал Й ^ малое гидравлическое и аэродинамичеoLtH' ское сопротивление, высокую эластич,, , Сл^/ность - фильтры не сминаются при засорении, а чтобы восстановить работу элемента, достаточно его прожечь! Владельцы легковых автомобилей, оборудованных системами впрыска топлива "Бош", "Лукас", смогут уже опробовать одноразовые фильтры форсунок, изготовленные из некорродирующей в бензине медной проволоки. Законодателем "проволочной моды" в России является московская фирма "РЕАМ-РТИ". известная своими резиновыми изделиями, стойкими к проявлению кессонного эффекта."СПИРАЛЬ"..Надрывно жужжащийстартеруступает место системам практически мгновенного пуска, способным за десятую долю секунды раскрутить вал двигателя до 800 об/мин. Но где взять силы для такого рывка?Появление комбинированных стартергенераторных систем ("Династарт", ИСАД и других) подвинуло разработчиков на то. чтобы пересмотреть шкалу ценностей аккумуляторных батарей. Теперь на первое место выходит не емкость (мотор должен пуститься в первую же секунду), а максимальный разрядный ток. Следовательно, внутреннее сопротивление должно быстро устремиться к нулю, что возможно лишь с увеличением активной площади электродов и уменьшением расстояния между ними. Мы уже знакомили читателей с батареями фирмы "Оптима" (ЗР, 1998, № 10). сумевшей свернуть пластины в трубочку. Следующий шаг сделала американская "Джонсон Контролз", ухитрившаяся превратить их в тончайшую металлическую пленку. В результате суммарная площадь свернутого в спираль электрода увеличилась в 20 раз, а путь тока от плюса к минусу сократился в 20-100 раз! Небольшая свинцово-кислотная батарея•628/2000 ЗР НА ДОРОЖКАХтесты с использованием бетонного барьера. Их проводят на неподвижной дорожке: на нее, опять же на воздушной подушке, выкатывают 850-тонный блок. Эту же дорожку используют для теста, в ходе которого машина совершает "сальто" через крышу. Вообще вариантов тут множество. Возможны например, и такие: автомобиль начинает движение из центра здания по подвижному треку и завершает свой путь, "улетая" в импровизированный кювет или врезаясь в скалу. Все происходящее фиксирует видео- и фотоаппаратура, способная производить до 3000 снимков в секунду. Чтобы снять происходящее снизу, под полом лаборатории (он сделан из семи слоев специального усиленного стекла) также размещена аппаратура и осветительная техника. Впрочем, уникален центр безопасности "Вольво" не только своей нестандартной "архитектурой" и подходом к испытаниям, но и вложенными в него средствами: он обошелся ни много ни мало в 74 с лишним миллиона долларов! Что поделать - имидж фирмы, выпускающей самые безопасные ^ Р ^ ^ машины в мире, стоит ^ > ' | куда дороже!потащат машины навстречу друг другу, используя свои богатырские 24 509 л. с. Чтобы не промахнуться и столкнуть "объекты" точно в назначенном месте, со строго определенной скоростью и взаимным расположением, здесь использовано лазерное оборудование: оно позволяет выверить положение машин с точностью до миллиметра. Само собой не забыты и уже ставшие традиционными1•ПОДК А ПОТ ^ ^ ^ ^/ ^ isw*f*#c3bсистема, а значит и ЭДС остались прежними. Тогда крошечный полуторакилограммовый блочок обеспечит уверенный пуск обычным стартером (1800 А, полагаю, хватит!), а большой и тяжелый "брат" возьмет на себя буферные функции и электроснабжение остальных потребителей. Не спешите, однако, звонить в редакцию с вопросом, где приобрести новинку. "Джонсон Контролз" со своими 23 патентами планирует серийное оснащение двойными системами электроснабжения автомобилей 2003 модельного года, а спустя год рассчитывает внедриться ив "высоковольтные" бортовые сети. ^.кг можно расположить в любом удобном месте автомобиля хоть вверх ногами. Примечательно, что окружающая температура может быть в интервале от -60 до +100°С при разряде и от -20 до +75°С при заряде. Батареи "Инспира" имеют номинальное напряжение 12 В, но ничто не мешает соединить три таких блока последо^ ь вательно для прогрессивной 36вольтовой (чаще ее называют 42вольтовой по величине зарядного напряжения) бортсети. Причем вовсе не обязательно располагать их рядом друг с друемкостью 6,5 Ач может отдать "стартеру" в гом. Возможна и совместная параллельпервые 0,1 с ток до... 4900 А. При этом короная работа "спирального аккумулятора" с бочку размером 117x196x105 мм весом 4,1 традиционным, ведь электрохимическая/*с€ 6 * & £ ^/^аА^/7^4Ьшг^ЗР 8/200063 ТЕХНИКАНовинкиПОЛКУПРИБЫЛОВодородной АЗС в аэропорту Мюнхена, похоже, не грозит остаться без клиентов. БМВ, "Мерседес", а теперь "Опель" подгоняют свои новинки к заветному "пистолетуАлексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ Итак, вслед за "Зафирой", работающей на метаноле, появилась и модель с жидким водородом в баке. В отличие от БМВ, "Опель" пошел по пути преобразования водорода в электроэнергию с помощью топливных элементов. Этот принцип уже заявил о себе, но нужно определиться с главным: получать Н2 прямо на борту или заправлять его в жидком виде подобно бензину. Первый вариант хорош тем, что выигрывает в пожаробезопасности метанол можно заливать в обычный бак на обычной АЗС. Но на борту приходится отдавать немалое место реформеру - прощай, багажный отсек! Второй способ требует освоения криогенных технологий, но гораздо более выгоден благодаря компактности всей установки. Посмотрим, что получилось на подопытной "Зафире"? Начнем с бака, точнее, 'термоса". При длине около метра и диаметре 400 мм он вмещает в себя 75 л охлажденного до -253° С водорода. Хватает этого запаса на 400 км пробега и, если разделить 75 на 4, то создается впечатление чрезвычайной прожорливости автомобиля. Это не совсем так. Весит весь этот"Водородная" "Зафира": 1 - электродвигатель; 2 - топливные элементы; 3 - преобразователь напряжения; 4 - высоковольтная батарея; 5 - каталитический отопитель; 6 - компрессор; 7 - криогенный бак с жидким водородом.Внешне ничто, кроме надписей, не выдает содержимое баков новой "Зафиры". 64 8/20ОО ЗРводород всего 5 кг и удельный расход, измеренный в единицах массы, составит лишь 1,25 кг/100 км! Сохранить запас топлива помогает суперсовременная теплоизоляция, эквивалентная девятиметровой толще пенопласта, причем баллон из нержавейки способен выдержать перегрузки до 30 gи размещен в самом безопасном месте - под вторым рядом сидений. Топливные элементы (их 195) объединены в единый блок размером 590x270x500 мм и расположены под капотом рядом с тяговым электродвигателем. Их отличительная особенность - низкая рабочая температура (80° С), способность пускаться аж при -40° С (впервые в мире!) и общая мощность 80 кВт. Не менее интересен и силовой агрегат. При массе всего 68 кг он выдает пиковую мощность 60 кВт/82 л.с. и крутящий момент 305 Нм при... 0 об/мин! Так что коробка передач водородной "Зафире" попросту не нужна. И без нее автомобиль массой 1575 кг (на 100 кг больше серийного образца) легко разгоняется до сотни за 16 си развивает максимальную скорость 140 км/ч. Теперь две "зафиры" - "метанольная" и "водородная" в честном бою должны проявить свои достоинства и недостатки, чтобы специалисты исследовательского центра GAPC смогли определить наиболее перспективное направление дальнейшей работы. А работы эти по альтернативным топливам и приводам ведут сегодня во всем мире таким широким фронтом, что почти со стопроцентной вероятностью можно прогнозировать: лет через 20 автомобили останутся, а вот бензина в их баках уже не будет!•