42
43
44
ИСПЫТАНИЯ ПробегСТРАНСТВУЮЩИХЭто место машины признали за исток Оки- Нет, я решительно не желаю сидеть все праздники дома. Поехали! - Куда? - В автопробег! Вдоль Оки! Две редакционные "оки", участницы длительного теста, отправились в путешествие. С собой - палатки, спальники, шампуры и пара блокнотов. Так, на всякий случай. Энциклопедия поведала, что исток Оки нужно искать в центральной части Среднерусской возвышенности. Атлас автомобильных дорог помог найти кратчайший путь каких-нибудь 80 км южнее Орла. Мы у цели. Исток реки должен быть неподалеку, в низине, в полукилометре от шоссе. Сворачиваем влево и медленно, но верно удаляемся от цивилизации. Протоптанная вокруг тюля "узкоколейка" уводит нас в стодсщ. JJoA краю плохонькой дороги - откос, это будет 1 первое серьезное испытание. Медленно направляем машины вниз под углом около 30 градусов. Преодолевать препятствие фронтально нельзя - в месте резкого перегиба рискуем сесть брюхом. А увеличишь "угол атаки" - не ровен час перевернешься на склоне. Слалом между деревьями автомоби-лям понравился больше. Демонстрируя друг другу велосипедную маневренность и изредка покачиваясь на мягких лесных кочках, машины пробирались все ближе к заветной цели. - Да на ней за грибами можно ездить. - Можно, если лес сухой. - А сколько опят в багажник войдет... Пешая разведка помогла точно определить, куда нам нужно - маленький, едва заметный ручеек собирается в небольшое озерцо. Здесь мы и сделаем фото на память.Вечереет. Позади почти пятьсот дорожных километров и около тридцати бездорожья. Первый населенный пункт на пути реки, первый мост, первые внедорожные испытания городских машин. Впрочем, почему городских? По тому лесу, что мы сегодня колесили, и "Нива" не везде пройдет. Хотя бы потому, что слишком большая. "Жигулям" и "самарам" с их углами въезда и съезда там и подавно делать нечего. А "Ока" - в самый раз, свесов почти нет, длина - как у велосипеда, ширина428/2000Y'7D-K -б^Ауу-г и^м б1 cMifUJ^^^ - немногим больше, чем у человека с двумя корзинками. Жаль, по грязи ездит плохо - быстро вязнет. - Сегодня по плану "плохие дороги". - А что. в России есть хорошие? - Брось свои шутки, если сегодня подвески из машин не вывалятся, будем считать "Оку" танком. Из 580 км, пройденных машинами за второй день, на нормальные дороги пришлось 100 км утром и 70 вечером. На остальные 410 км ушло более 12 часов. Хотя ехать старались быстро, средняя скорость получилась чуть более 30 км/ч. Проселочные дороги, отсыпанные когда-то щебнем, казались теперь манной небесной. Камушки, конечно, барабанят по днищу, но едешь сносно. Высохшая колея деревенских тракторов похуже, а разбитый еще при социализме асфальт, напоминающий не то стиральную доску, не то поле под Прохоровкой, для 12-дюймовых колес испытание страшное. А какая проверка для элементов подвески! Сотни (!) километров непрерывно чередующихся ямок, колдобинок и промоин всех форм и размеров, словно рукой художника, вписаны в пространство между обочинами. - За что меня так? - закряхтела машина после очередного попадания в ямку побольше. - Извини, дорогая, испытания. Но вот у напарника что-то случилось резко отстал и моргает дальним. Ага, колесо прокололи - с кем не бывает. Только вот беда - заднее колесо на переднеприводном автомобиле, да на проселочной дороге, да после 7 часов тряски по разбитым проселкам... Даже опытный водитель не сразу заметил, что с машиной что-то произошло. В общем, на списание пошла не только камера, но и шина. Признаться, к проколу отнеслись более чем спокойно. Запасных колес-то у нас - два. В крайнем случае, переставив колеса с одной машины на другую, до ближайшего шиномонтажа доберемся всегда. Чуть позже, проехав один, а за ним другой и третий шиномонтаж, поняли: наше спокойствие во многом основывалось на неведении - купить "оковские" шины в российской глубинке трудно, а камеры - практически невозможно. Вывод: одну запасную камеру стоит возить в багажнике. Особенно когда собираешься в дальний путь. Испытания плохими и очень плохими дорогами машины выдержали с честью всего один помятый диск (отрихтовали на месте), а вот двоих седоков, трудившихся за рулем бессменно, за 14 часов тряски укачало здорово. Свое дело сделали довольно жесткая подвеска "Оки" и высокая ИСПЫТАНИЯПробег шумо- и вибронагруженность. В общем, спали ночью как убитые. День третий - тест на "убаюкивание". С утра до вечера - только хорошие дороги, большие скорости и монотонный визг двухцилиндрового моторчика. Слева мелькают встречные, справа - проплывают попутные. На обгонах машина особо не блещет, но с тихоходами справляется. Любимый прием "Оки" в этих случаях - интенсивный разгон на III передаче с 60 до 90 км/ч. В крайнем случае можно до 100, но мотор уже жалко. Обгон на IV передаче предполагает довольно продолжительный разгон по своей полосе в хвост обгоняемому или выполнение маневра "с ходу". Две "оки" с московскими номерами неожиданно часто вызывали интерес сотНа безрыбье и рак - рыба. Но этот паром в Муроме, сделанный из бульдозера, озадачил даже местных жителей - говорили, что видят впервые. Неуправляемое чудо техники плавало недолго и на наших глазах село на мель у берега.Наши потери за 2500 км. DV6.СеАЗ АИ-92.135 л Звуковой сигналКамАЗ 84540АИ-92.135 л 845'Итого885Камера колеса 55 Шина И-308 390 Лампа стоп-сигнала 5 ИТОГО 1295'Суммарный расход топлива у двух машин совпал с точностью до литра (хотите верьте, хотите нет), притом, что на разных скоростях мгновенные расходы отличаются заметно (см. ЗР. 2000. /V 6/рудников ГИБДД. В родных же краях эти машины будто не замечают. Однажды нас проверили на угон... и выяснили, что у камазовской машины не тот двигатель! В наших документах значится ВАЗ-11113, в милицейском компьютере - ВАЗ-2111. - Ошибка, - сообразил инспектор и отпустил, пожелав счастливого пути. Во второй половине дня дороги стали более извилистыми, и скорость немного снизили. Появились первые признаки укачивания. Причины те же: шум и вибрации в "Оке" выше, чем в других отечественных автомобилях, поэтому и комфортная скорость поменьше - в пределах "сотни" (да простят нас сотрудники ГИБДД). - Остался последний рывок - меньше 400 км, и мы в Нижнем. - Ну да, а потом самый последний до Москвы. - Это не в счет.Вот и все, что было. Слева от машин из-за стены нижегородского кремля видна Ока. Справа - широкое русло Волги, в которое наша река впадает.В общем-то, верно. Основные испытания позади и лишние 800 км нормальных дорог сформировавшегося представления об "Оке" дальнего следования" не изменят. Конечно, "девятке" или "десятке" наши малышки на трассе уступят. А вот с "Жигулями" - потягаемся. В пользу "классики" пойдут более резвый двигатель, более плавный ход и меньшие вибрации. Чем ответит "Ока"? Во-первых, лучшей посадкой. Ноги в грудь, как в "Жигулях", не упираются, и, выходя из машины, не возникает желания разминать колени. Еще? Передний привод "Оки" в сочетании с рулевой рейкой не заставляют вас ежесекундно подруливать. Наконец, вспомним о расходе топлива. Малыши на два-три литра экономичнее, и при меньшем объеме бака уезжают на одной заправке на 50-100 км дальше "Жигулей". Мы ничего не сказали о вместимости? Это на десерт. Наберемся смелости утверждать, что "Ока" с двумя пассажирами возьмет на борт немногим меньший груз, чем "Жигули" с тремя членами экипажа. Со сложенными задними сиденьями ее багажное отделение окажется заметно больше, чем багажник у "классики". Проиграет же малютка по вместимости только тогда, когда "жигулист", помимо багажника, доверху наполнит свои задние сиденья и возьмется балластировать крышу. Впрочем, последнее и на "Оке" возможно. Нижний Новгород нас встретил приветливо - жаркой погодой и охлажденными напитками. Где остановиться - вопрос не стоял, очевидно, в гостинице "Ока". Машины, почувствовав скорое расставание с полюбившейся рекой, немного погрустнели. К месту прощания ехали не спеша и немного задумчиво, казалось, вот-вот пустят слезу. Здесь, у стен нижегородского кремля. наша экспедиция завершилась. Две "табуретки" сдали первый серьезный экзамен. А сколько еще предстоит...•