46
47
48
ИСПЫТАНИЯU^^O>cO^Тюнинг6 ^C^^J?М МОТОРСделать двигатель резвым по цене скромной магнитолы? Возможно и такое.Владимир АРХИПОВ. Вадим КРЮЧКОВ Не секрет: многие спят и видят, что их любимейшее авто по быстроте и динамике превосходит сотни тысяч таких же, выпущенных заводом. Но при этом, как ни странно, нервно вздрагивают, едва услышав слово "тюнинг". Для них за этим понятием - бешеные расходы, неподъемный комплекс сложных работ, суть которых простому смертному не понять. Между тем тюнинг бывает не только "экстремальным", но и вполне доступным. "Навороты" и огромные затраты - удел энтузиастов, фанатиков. Для остальных предлагается стандартный набор улучшений с разумным соотношением цена-качество, когда вы получаете заметную прибавку в мощности, скорости, динамике при сохранении умеренного аппетита автомобиля, да и ресурс мотора практически не уменьшается. А главное - коренным образом модернизировать двигатель, коробку передач, тормозную систему и подвеску вовсе не требуется. . *» л . rltФото1. Тюнинговыйдвигатель "восьмерки" БЕНЕФИС ЭЛЕКТРОНИКИ Перейдем от слов к делу. Начнем с со спортивным воздухофильтром. машины, оснащенной системой распредеНа детали ленного впрыска топлива. Итак, серийный дляфото 2, 3, 4 карбюнастройки ВАЗ-2111, двигателем которого командует раторов: распылители электронный блок "Бош" М1.5.4. В ходе теи кулачки ускорительного насоса, дорабостовых заездов профессиональная изметанные распылители (малые диффузоры). рительная аппаратура беспристрастно фиксирует возможности стандартного универсала (табл. 1, первая колонка). Весьма скромные цифры Новая програмНестандартны*рас-1 ма управления предвал. разрезная даже до обещанных заводом показаконтроллером шестерня, програмтелей явно не дотягиваем. мз управления Параметр "Бош" Теперь с помощью специалистов Максимальная скорость 159,5 161,7 165.5 центра доработки автомобилей "Рал146 15.6 14,8 ли клуб" начинаем постепенно "тю- 0-100 кмл С 19,4 19.7 19,2 нинговать" нашу "одиннадцатую". Шаг 0-400 м.сс 36.5 35,7 35,9 0-1000 ч. первый - самый дешевый вариант, 15.0 16,4 основанный на возможностях элект- 60-100 «UN (IV передача), с 15.6гтт-пргплпТожесамое послекоррекциифазгагараспределения 166.0 13.8 19.1 35,2 15,7 23,9 33.5 54,4468/200080-120 «WM (V передача), с 25.3 20-100 <ич ;IV передача! с 33,7 30-120 <ич (V передача), с 56.625,6 33.5 55.126,7 35,2 56,6роники. В народе его называют ЧИП-тюнингом. Суть - замена одной крохотной микросхемы в контроллере впрыска. В нашем случае - в блоке "Бош" М1.5.4, но подобной переделке можно подвергнуть другие системы - и GM, и любую модель "Января". Кстати, понятие ЧИП-тюнинг не совсем корректно: меняется ведь не процессор, а кристалл ПЗУ (постоянное запоминающее устройство), в котором хранятся таблицы управления топливоподачей и зажиганием. Именно эти таблицы - объект улучшения мощностных характеристик. Где же скрыты резервы? Прежде всего, это увеличение топливоподачи и, соответственно, корректировка угла опережения зажигания. Поскольку в России требования к токсичности отработавших газов весьма либеральны, то в пределах существующих норм повышение мощности может достигать 10-15%. Дорожные испытания полностью подтвердили теорию (табл. 1, вторая колонка). Самая заметная добавка - в разгоне до "сотни". Остальные параметры тоже сдвинулись в лучшую сторону. Но душа-то просит нечто большего. Переходим ко второму шагу - тому самому оптимальному комплексу работ, о котором упоминали выше.четвертая колонки). Вроде бы ив первом случае все хорошо: существенно возросли максимальная скорость и разгон до "сотни". Ухудшение эластичности? Что ж, чем-то приходится жертвовать. А вот и нет. Опытный механик, не удовлетворенный результатом заезда, сдвигает шестерню чуть больше, чем на ползуба. Вот теперь действительно здорово! Против стандартного варианта добавка в максимальной скорости 4%, в разгоне до 100 км/ч - 10% и почти во всех режимах лучше эластичность. Вывод прост: при таком комплексе доработок успех - в умении исполнителей. Правильно настроить фазы без профессионального оборудования позволяет лишь огромный опыт. Крутить регулируемую шестерню самостоятельно - сродни шаманству. Теперь о ценах. Стоимость комплектующих (в долл.): распределительный вал - 70-120, разрезная шестерня - 15-40, ЧИП с программой - 10-50. Полный комплекс работ обычно обходится в $140-180. Тот же объем работ за пределами столицы, как правило, заметно дешевле.тели, прокладки, резиночки. Спустя полчаса все это хозяйство специалист объединит в единое целое, оно будет работать, да еще как! Процесс доводки карбюраторов сложен и кропотлив, способов - великое множество. Что ж, оценим самые интересные доработки "солексов" в рамках интересующего нас варианта тюнинга двигателя. Та же дорожка полигона, та же измерительная аппаратура. Автомобиль ВАЗ21083 в стандартной комплектации, за исключением двигателя. Здесь уже знакомая нам разрезная шестерня газораспределения, почти такой же вал, увеличивающий подъем впускных клапанов до 10,25 мм. Нет только системы впрыска. Попробуем вместе с представителями фирмы "Картюнинг" подобрать оптимальный для данного мотора карбюратор. Шаг первый - не мудрствуя лукаво, нахлобучиваем на коллектор штатный ДААЗ21083, правда, абсолютно новый, исправный и идеально отрегулированный. Ого, неплохо (табл. 2, первая колонка). Напомним. "зубило" с серийным двигателем разгоняется до 100 км/ч за 14,5-15 си развивает мак-Он сводится к замене стандартного распредвала на новый с измененным профилем кулачков, установке регулируемой шестерни привода механизма газораспределения и соответствующей настройке системы впрыска. Не вдаваясь в подробности, отметим, что вал увеличивает подъем впускных клапанов до 10,2 мм. В данном случае ЧИП-тюнинг, то есть замена серийной программы управления для контроллера впрыска "Бош" на специальную, тоже неотъемлемая часть работы. Без корректировок значений топливоподачи и зажигания для конкретного распредвала можно потерять до 50% полезного эффекта. Та же ситуация с фазами газораспределения. Не исключено, что установка по штатным меткам с точностью до половины зуба приведет к фиаско. Разрезная шестерня распредвала - это возможность дополнительной (и достаточно точной!) регулировки фаз. Обратите внимание на результаты испытаний (табл. 1, третья,ВОЗЬМЕМСЯ ЗА "СОЛЕКС" Впрыск, как видим, благодатное поле для относительно дешевого тюнинга. А как быть тем, у кого под капотом карбюратор "Солекс"? Сложное капризное изделие, склонное к отказам в самый неподходящий момент. Не огорчайтесь, есть еще умельцы. Если электроника - высокие технологии, то карбюратор, как минимум, точная механика. На верстаке - жиклеры, кулачки ускорительного насоса, распыли-симальную скорость 150 км/ч. Здесь же куда более привлекательные цифры. Хорошо, переходим ко второму шагу - под капотом изделие ДААЗ-21073 от "Нивы". Карбюратор пока еще стандартный, отличается от ДААЗ-21083 диаметром диффузоров (24 мм в обеих камерах, против 21 и 23 мм у "восьмого"), жиклерами, производительностью ускорительного насоса и другими мелочами, перечислять которые не будем. Результат налицо. АвЗР 8/2000 47 ИСПЫТАНИЯнеобычайно трудоемкий в исполнении, а качественного скачка не произошло (см. табл. 2). Не то чтобы карбюратор плох - мотор уже не соответствует. Здесь нужен форсированМаксимальная сксрзсть. кмч 156.0 -585 161.9 161.3 160,8 •60,8 ный, с увеличенным рабо13.84 13,71 13.18 12,71 0-100 кмч, с 13.22 13,17 чим объемом, основатель18.9 18.7 18,6 18,4 0-400М.С 19,1 18.6 но переделанной головкой 35,4 34.7 35.7 35.0 0-1000 м, с 35.1 35.0 (МОкмЧс 27 2.8 2.7 2.7 27 26 блока цилиндров, свобод0-бОкмч.с 5.6 5.7 5.4 5.4 5,3 52 ным выпуском и впуском. 8,6 8.5 8.3 0-80 кмЧ, с 8.9 8,9 8,5 Хотя оптимальное со19,6 0-120 кмч, с 21,0 20.8 20.0 19.9 19,3 35.6 33.4 33.0 37,7 33.3 31.6 0-140 кмч. с четание уже найдено (напомним - четвертый шаг), 60-100 кмч jiv передача), с 15,4 14,5 15.1 152 14.8 14,6 80-120 кмч (V передача), с 24.7 любопытства ради прово24,4 24,1 25.5 23.3 24,8 Фото 5. В контроллере 20-100 кмч (IV передача!, с 35.0 36.7 34.9 33.9 333 32.8 впрыска меняется только дим еще один эксперимент - облегчаем 30-120 кмч (V передача), с 55.9 60.9 55.3 54.3 562 55,1 микросхема ПЗУ. жизнь "экстремальному" карбюратору. Вме100-150 кмч (IV передача) с 35.1 33.2 сто обычного воздухофильтра монтируем спортивный комплект фиртомобиль поехал быстмы K&N. Так вот, что тебе, родимый, рее, стал лучше разгонужно - воздух, как можно больше няться (табл. 2, вторая воздуха. Впрочем, это отдельный колонка). Но далеко не разговор, который, надеемся, состовсе гладко. "Нивовский" ится в недалеком будущем. прибор в ряде режимов А теперь подытожим. Набор уступает "восьмому", а в тюнинговый распредвал, разрезная эластичности почти везшестерня, настройка системы питаде проигрывает. ния - дает неплохой результат и на Впереди третий шаг автомобиле с карбюратором. При - начинаем по крупинкам этом варианты с 1-го по 4-й гарандобывать мощность. тированно укладываются в дейстДААЗ-21073 получил новующие нормы токсичности, расход вый набор жиклеров, иной топлива остается в разумных преформы кулачок ускориделах. Цена переделок чуть выше, тельного насоса, еще и чем на машинах, оснащенных впрыувеличенного размера, доФото 6-7. Тюнинг в картинках: снимаем клапанработанные распылители. Картина измениную крышку... Затем распредвал, а вместо него ском, поскольку новый, да еще и доведенный лась - все ездовые характеристики стали устанавливаем новый с разрезной шестерней до ума карбюратор, дороже ЧИПа. Стои(на фото справа). мость полного комплекса работ лучше (табл. 2, третья ковместе с "железом" от $200 до 250. лонка). Но эластичность Ш "s*" В любом случае получается, поднялась лишь до уровня что мотор приобретает резвость штатного ДААЗ-21083. -»«• по цене импортного антикора, неСубъективные ощущения * *ч~к дорогой сигнализации или скромтоже далеки от идеала • .if • .. ной магнитолы с двумя колонкаслишком резкий рывок при ----ми. Вот это и есть тот тюнинг, коподаче газа. Хотя кому-то торый претендует на роль массотакой характер машины, N 4 вого. Добавка 4-7% к максимальвозможно, понравится. ной скорости, 10-12% к разгону Продолжаем и передо 100 км/ч - весомые показатеходим к четвертому шали, стоящие оговоренных сумм. гу. "Нивовский" карбюра*» &* Тратиться же или нет - решайте тор перелопачен еще оссами. Отметим лишь, что дальновательнее - иное соче^ ~ нейшая погоня за лошадиными ситание воздушных и топлами, секундами и километрами в ливных жиклеров, колчас пробьет куда больше бреши в довство с каналами переходных систем, распылители со следами Но успокаиваться рано, пятый шаг - семейном бюджете. почти ювелирной обработки, кулачок ускоэкстремальный вариант. ДААЗ-21073 стал Редакция благодарит фирмы рительного насоса поменьше и покруглее. основой настоящего монстра. Диаметр "Ралли клуб" и "Картюнинг" Все, вес взят! Максимальная скорость на диффузоров - 25 мм в первой камере, 27 за помощь в подготовке материала. прежнем уровне, а разгон и эластичность мм - во второй, все остальное тоже на дали заметный прирост (см. табл. 2). пределе. Сложнейший уникальный прибор,Таблица 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИИ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ 21083 С КАРБЮРАТОРОМ \ Карбюратор, ДААЗДААЗДААЗ-21073 ДААЗ-21073 ДААЗ- ДААЗ-21073 N. диметр 21083 21073 доработанный доработан21073 мо- модернизиро\диффузоров, стандартстандарт24x24, изменый 24x24. дернизи- ванный 25x27, N. уу нй ынй нены калибШМСИС ML1 рованный воздухоы ровки, про- калибровки, 25x27 фильтр 21x23 24x24 Параметр N. фнлькулачка распылители KN &4 2^j4Щ&P--Ч»^'0'Л488/2000