80
81
82
83
КОМПАНИИ И РЫНКИ IПРИБОРНОЧНОГО ВИДЕНИЯЕСЛИ АВТОМОБИЛЬ СЛЕП, О ЧКИ ЕМУ НЕ ПОМОГУТКАК ЖЕ ВАС МНОГО! Охвачены оказались почти все отечественные легковые автомобили и четыре поставщика светотехники к ним: «Автосвет», ОСВАР, «Бош» и «Хелла» (отличить изделия одного из них от другого проще всего по эмблемам на рассеивателях). Один производитель остался неизвестен. Хотя он тщательно маскировался под «восьмую» фару от фирмы «Автосвет», «левое» происхождение било из него как дальний свет. Не поленились взять и четыре лампочки - две «хорошие» (Н4 и HI) и две «плохие» (Н4 и HI). Впрочем, «плохие» можно писать и без кавычек, они действительно для работы непригодны. Для полноты картины прикупили по паре комплектов прозрачной «защиты фар» для ВАЗ-2104 (2105, 2107) и ВАЗ2108 (21099), якобы от летящих с дороги камней. Выбирали получше (если это слово здесь вообще уместно) - не из дешевого пластика, а из органического стекла, эдакие очки для автомобиля. Назовем накладки с темной полосой сверху «номером 1», а с мелкой темной сеткой по всей поверхности - «номером 2» (фото 7). Для каждой из возможных комбинаций фара-лампа-накладка проверили освещенность в основных контрольных точках (см. рисунок) в режимах ближнего и дальнего света. В общем, цифр получилось несметное количество, поэтому разбираться в них будем не спеша.ПРИВЕТ ДИЗАЙНЕРАМ/ЭКСПЕРТИЗАТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, ДМИТРИЙ ЕРЫГИНБыли у нас когда-то два производителя фар - «Автосвет» и ОСВАР. Показалось мало. Завезли в страну немецкую «Хелла» чешского производства, появился и российский «Бош» - хорошо, когда есть здоровая конкуренция. Был один производитель ламп - «Лисма», а теперь зайдите в магазин... И все бы хорошо, но только в этой «мутной водице» начал плодиться откровеннейший «левак». С каждым годом купить качественный товар становится все труднее, а нарваться на подделку все проще. Торговать дрянью взялись и крупные оптовики. Одна из столичных фирм пыталась предложить Торговому дому «За рулем» (нашли кого дурить) добрый десяток наименований «левого» товара: от недорогих лампочек и коммутаторов до головок цилиндров двигателей. Не стали исключением и фары. Одно такое изделие (фото 15) мы умышленно включили в число пятнадцати образцов, отправленных нами на проверку.Для начала попробуем ответить на общий вопрос «как светят отечественные автомобили». Несмотря на то, что каждый из читателей готов ответить на заданный вопрос заочно (уверены, ответы будут разными), придержим на время свое мнение и доверимся протоколу испытаний. Несмотря на общую картину «кто во что горазд», тендеции прослеживаются довольно четко. Три первых места заняли ВАЗ-2108, ГАЗ-3102 и ВАЗ-2105. Обратите внимание: все победители прямоугольной формы и довольно большой высоты, а автомобили далеко не самой первой свежести - без претензий на «современный дизайн». В хвосте, с худшими результатами, как и ожидалось, осталась оптика для «копейки», «Нивы» (рассеиватель тот же) и - не угадаете! - для ВАЗ-2115. Не удивляйтесь: проиграли по всем статьям старые фары круглой формы и новые фары с «современным дизайном». На всех современных (скажем, европейских) автомобилях фары все увеличиваются в размере, залезая на передние крылья машин. И только в России у «современных» ВАЗ-2115 и ВАЗ-2110 меньшая по сравнению с предшественницей «девяткой» высота фар. То же относится к «Святогору», чьи «узкие глазки» уступают обычным, что стоят на «сорок первом». А чем меньше высота фары, тем труднее заставить ее нормально светить - это должно бытьТАБЛИЦА 1 ИСПЫТАНИЯ ФАРЫ ВАЗ-2108, ОСВАР (освещеннии.ь. люкиНорма с учетом 20% Точка B-50L (меньше-лучше) Точка 75R (больше-лучше) Точка 50R (больше-лучше) Точка 0-0 (меньше-лучше) Дальний сеет, точка H (больше-лучше) Не более 0,48 Не менее 12,0 Не менее 12,0 Не более 0,7 Не менее 37,5 Не менее 38,4 Образец Образец с «хорошей» с «плохой» лампой милой 0,22 24,2 24,4 «Хорошая» лампа + накладка 1 0,16 22,0 22,6 0,66 «Хорошая» лампа* накладка 2 «Плохая» лампа + накладка 1 0,24 12,9 11,9 1,72 «Плохая» лампа* накладка 2 0,140,312,3 12,5 1,640,2 5,9 5,70,433,2 3,2 0,613,20,760,438,6 44,443,020,0 21,036,4Оценки: ближний свет - отлично; дальний свет - удовлетворительно; ослепление встречных- минимальное.Дальний свет, освещенность максимальная (больше-лучше)66,848,238,014,6 3. Ф ара ВАЗ-2110 Изготовитель Бош» Цена 1200 руб4. Ф ара ВАЗ-2115 ИзготовительОценки: ближний свет - удовлетворительно; дальний свет - удовлетворительно; ослепление встречных - минимальное.Оценки: ближний свет - удовлетворительно; дальний свет - отлично; ослепление встречных - очень сильное.Оценки: ближний свет - удовлетворительно; дальний свет - плохо; ослепление встречных - слабое.понятно. У малышки «Оки» фара «правильной» формы, но уж больно маленькая. Светит лучше, чем названная выше тройка аутсайдеров, но от лидеров отстала далеко. КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА Прежде чем предложить читателям перейти к самостоятельному просмотру экспозиции (фотографий фар и результатов теста), поясним, что к чему. Правила ЕЭК ООН требуют: освещенность в одних контрольных точках (см. рисунок) должна быть не больше определенных значений, чтобы не слепить встречных водителей, а в других не меньше, чем положено: водитель должен видеть дорогу и часть правой обочины. Принцип «меньше - лучше» распространяется на точки B-50L и 0-0 (режим ближнего света), «больше-лучше» относится к точкам 50R и 75R в режиме ближнего, а также к точке Ни максимальному значению освещенности в режиме дальнего света. Предписанные нормы (точные цифры в таблицах) должны соблюдаться неукоснительно для фар, попадающих на сертификацию, или с 20%-ным допуском - для серийной продукции (читай - магазинной). Чтобы не слепить встречных, положено, например, иметь в точке B-50L не более 0,48 люксОценки: ближний свет - удовлетворительно; дальний свет- хорошо; ослепление встречных - недопустимое.Оценки: ближний свет-удовлетворительно; дальний свет - удовлетворительно; ослепление встречных - сильное.«Накладки № 1» на фары ВАЗ-2105, такие же были для ВАЗ-2108.Оценки: ближний свет - очень плохо; дальний свет - хорошо; ослепление встречных - очень сильное.«Накладки № 2» на фары ВАЗ-2105, такие же были для ВАЗ-2108.Т АБЛИЦА2 ИСПЫТАНИЯ ФАРЫ ВАЗ-2105 . . А ВТОСВ Норма с учетом 20% Точка B-50L (меньше-лучше) Точка 75R (больше-лучше) Точка 50R (больше-лучше) Точка 0-0 (меньше-лучше) Не более 0,48 Не менее 12,0НоС мспс11 iiouopс•к)«Хорошая» лампа* накладка 2 0,13 «Плохая» лампа* накладка 1 «Плохая» лампа + накладка 2 0,17Образец Образец с «хорошей» с «плохой» лампой лампой 0,28 14,0 17,2 0,84 0,32 13,4 11,9 1,44«Хорошая» лампа* накладка 1 0,24 12,8 13,8 0,840,312,07,5 6,9 0,535,0 38,56,8 6,9 0,823,4 24,012,0 Не более 0,79,81,37Дальний свет, точНе менее ка H (больше-лучше) 37,5104,4 111,061,7 62,081,0 82,060,0 60,3Оценки: ближний свет - удовлетворительно; дальний свет- хорошо; ослепление встречных-допустимое.Дальний свет, освещенность максимальная (больше-лучше)Не менее 38,4 I КОМПАНИИ И РЫНКИ IТАБЛИЦА 3. ГОЛОВНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОМОБШ1ЕИ (освещкннглль. люкс)ВАЗ-2110 Ближний свет, точка 75R (больше - лучше) Дальний свет, максим, освещенность (больше - лучше) Ослепление встречных, точка B-50L (меньше - лучше) Итоговое место А-14,5; Б-12,6 А-86,6; Б-148 А-0,26; Б-0,62 4 ВАЗ-2115 А-12,48 А-46,8 А-0,28 8-9 ВАЗ-2108 0-24,2 0-66,8 0-0,22 1 ВАЗ-2106, 2103 А-12,0 А-50,2 х2** А-0,788-9ВАЗ-2104, 2105,2107 А-14,0; 0 -14,6 А-111,0; 0-80,0 А -0,28; 0-0,38 3ВАЗ-2121, ВАЗ-2101 А-10,0 А - 92,0 А-0,56 10ВАЗ-1111 А-13,0 А-79,0 А - 0,30«Святогор» Х-17,0; А-17,6 Х-90,4; А-63,2 Х-0,34; А - 0,7075-6ГАЗ-31029, «Газель». ГАЗ-3102 «Соболь», М-2141 Б-16,5; А-16,5 0-11,8 А-96,0 Б-164,8; 0-75,2 А-0,26 Б-0,38; 0-0,30 5-6 2'Буквами Б. X, А. О обозначены фары производства -бош». «Хелла». "Автосвет* н ОСВАР соответственно. "Для ВАЗ-2106 (2103) освещенность в режиме дальнего саета увеличивается вдвое, поскольку работают не две. а четыре фары.«Плохая» (слева) и «хорошая» (справа) лампы Н4. В тесте использовались также «плохая» и «хорошая» Н1.(с учетом 20%). Наши испытуемые показали в среднем 0,404, с диапазоном от 0,22 (ВАЗ-2108) до 0,78 (ВАЗ-2106). Смекните, у какого автомобиля больше шансов провалить инструментальный контроль «по свету» (по крайней мере, проходя его честно). Чтобы нор9. Фара М-2141 «Святогор»Изготовитель / \ г \ \.i • Цена/ ЦГДруб.мально видеть дорогу, в другой точке 75R - положено иметь не менее 12 люкс. У наших подопытных от 10,0 («Нива», «копейка») до 24,2 (опять ВАЗ-2108), а среднее значение 14,77. Не лучше обстоят дела с дальним светом: норма максимальной освещенности - не менее 48 люкс, имеем - от 46,8 03АЗ-2115, смешно, не правда ли?) до 164,8 (М-2141, но не «Святогор», ГАЗ31029, «Газель» и др.). Среднее - 92,9. Разброс значений по трем указанным параметрам в 3,55; 2,42 и 3,52 раза соответственно. Осредним, хотя это не вполне корректно. Выйдет, что отечественные фары различаются по «качеству работы» в 3,16~раза!" Аведь должны быть одинаковыми, стандарт на всех один. Чтобы не помещать на страницы журнала сотни цифр, решили привес10. Фара ГАЗ-31029, М-2141Изготовитель / ( К ВАР Цена / $00 рубти выборочные данные в сводной таблице, а по фарам ВАЗ-2108 (ОСВАР) и ВАЗ-2105 («Автосвет») привести подробную информацию: что дают разные лампы (хорошие и плохие) и каждая из «накладок».ПОЖАЛЕЙТЕ СЕБЯ И ДРУГИХМы, конечно, не призываем выбирать автомобиль по возможностям его головного освещения (это, кстати, не так уж смешно). Но еще раз предлагаем обратить внимание на недопустимость использования дешевых ламп, пластиковых накладок и прочего. Сравните: лучшая фара с хорошей лампой в точке 75R (ближний свет) показывает 24,2 люкса. Она же с дешевой лампой выдает 12,3, с «накладкой № 2» - 5,9, а с дешевой лампой и накладкой 11. Фара-ГАЗ-3102Изготовитель / • \iuoi вет Цена/ ПО рубОценки: ближний свет-хорошо; дальний свет - хорошо; ослепление встречных сильное.Оценки: ближний свет - плохо; дальний свет - удовлетворительно; ослепление встречных - слабое.Оценки: ближний свет-хорошо; дальний свет - хорошо; ослепление встречных слабое. 14. Ф ара ВАЗ-1111 Изготовитель / «Автск вет • Цена/320 руб12. Фара М-2141 «Святогор»Изготовитель /«Автосвет • Цена / 850 руб13. Фара ГАЗ-31029, М-2141Изготовитель / Бош Цена / 500 руб.6/200182Оценки: ближний свет-хорошо; дальний свет - удовлетворительно; ослепление встречных - недопустимое.Оценки: ближний свет-хорошо; дальний свет - отлично; ослепление встречных сильное.Оценки: ближний свет - удовлетворительно; дальний свет - удовлетворительно; ослепление встречных - слабое. На рассеивателях фар можно найти эмблемы производителей:На правахрекламысш>ЧТО ВЫБРАТЬ?Что лучше — отечественное или импортное? Ответ очевиден — лучше отечественный товар с "импортным' качеством. Он выгоден всем — "свой" производитель наберет силу, а потребитель получит надлежащий товар. Вряд ли на других континентах четко понимают, что нужно заливать в "Волгу" или, скажем, в ВАЗ-2109 двухлетней давности... С другой стороны, надоели проблемы с "нашенским" качеством. . Вот и думаешь — что выбрать? Разумное решение не бывает запутанным: оно звучит просто и ясн о — ТНК. Масла ТНК являются редким примером взаимовыгодного сотрудничества с международной компанией «Тексако». Реализовав совместно с Koch Glitsch новую технологию вакуумной перегонки мазута на Рязанском НПЗ, ТНК получила базовые масла, конкурентные на мировом уровне. Сегодня завод выпускает масла, соответствующие высшим мировым стандартам. Так, например, ТНК СУПЕР ОЙЛ специально было разработано для новейших моделей ВАЗ, обеспечивая полную защиту двигателя при экстремальных режимах работы. В инжекторных моделях ВАЗа оно может использоваться до 20000 км пробега! Международное качество, благодаря маслам ТНК, получило российское гражданство. А для "бывалых" ГАЗов, "москвичей" и "жигулей" создана серия ТНК МОТОР ОЙЛ —универсальные всесезонные полусинтетические и минеральные моторные масла с высокими характеристиками и доступными ценами. Производитель, оторванный от нашей действительности, физически не сможет разобраться ни в многообразии, ни в возрасте моторов, колесящих по закоулкам нашей страны. Новая продукция фирмы — ТНК СУПЕР ОЙЛ SAE 10W-40 (более «доступная» для потребителя полусинтетика) и ТНК МОТОР ОЙЛ SAE 20W-50 (для регионов с жарким климатом) — освоена, как говорили в недавние времена. "по наказам трудящихся"! Масла серии СУПЕР годятся всем отечественным двигателям, независимо от года выпуска; серия МОТОР рассчитана на классику" и на переднеприводные ВАЗы выпуска до 1999 года, а также на ГАЗ и АЗЛК. Кстати, чтобы коробка передач переднеприводных ВАЗов не капризничала, залейте в нее ТНК ТРАНС ОЙЛ 80W-85 (ТМ-4-12), остальным подойдет ТНК ТРАНС ОЙЛ 85W-90 (ТМ-5-18). Покупатель, выбравший продукт ТНК, всесторонне защищен от подделок! Оригинальная упаковка с разноцветными крышками, голограммы на дорогих маслах и контроль качества на всем пути прохождения товара — от производства и до полок в магазинах — все это на деле доказывает прочность позиций ТНК на непредсказуемом российском рынке. Масла ТНК — это всегда гарантия надежной работы двигателя Вашего автомобиля. Ведь масла ТНК — это Качество и Надежность.Оценки: ближний свет н. д.; дальний свет - н. д.; ослепление встречных - н. д. Подделка: при вскрытии коррозия видна невооруженным глазом, нет зеркального покрытия отражателя указателей поворота, корпус из полистирола вместо ABS-пластмассы, отсутствуют штампы ОТК, не удалось вставить лампу! ...Hella..одновременно дотягивает только до 3,2! Вдумайтесь, отличие в 7,6 раза! Другой убедительный пример: дешевая лампа в «бошевской» фаре для вазовской «десятки» (без накладок) снизила освещенность в той же точке с 12,6 до 5,6. Ответьте, хотя бы сами себе, стоит ли экономить на лампе 30-40 рублей, чтобы потом ездить почти вслепую - «по приборам». Вал «оптического левака» захлестнул не только «дикие» рынки, но и прилавки вполне цивилизованных магазинов. Сколько раз мы писали о поддельных лампах, фарах, а их все больше и больше. Кто-нибудь вообще контролирует, чем торгует тот или иной продавец? Автомобильная светотехника, между прочим, подлежит обязательной сертификации. Это же безопасность в чистом виде. ИМ СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ...«Автосвет» (буква «К» означает г. Киржач)....и ОСВАР.Выбери лучшее!Меняете ли вы фары на своем автомобиле?да, при повреждении 12% да, по мере старения нет, не меняю IПользуетесь ли вы декоративными прозрачными накладками на фары?ТЩ-1ШК0шРОССИЯ. 109004. VТАГАНСКАЯ. Д 17 - & МССЭНКА ПАРК ТАУЭРС. СП ТНК-ТЕКСАКО Т01-- (095) 787-2240.787-2244 ФАКС (095)787-2241, САЧКТ4ЕГЕР6УРГ: ТЕП: (812) 234-2327 УКРАИНА, икогонмпмш ran (044) 490-6631. ТГДАШС: (044) 531-3741 «гШМ-ТНАСГШ©5 200"яч