I ТЕХНИКА | /КОРОЛИ БЕЗДОРОЖЬЯОСЕДЛАТЬ «ТИГРА»ОН РАЗРАБОТАН В РОССИИ ПО ЗАКАЗУ ОАЭТЕКСТ / ЮРИЙ НЕЧЕТОВПродукция российского ВПК хорошо известна на мировом рынке вооружений. Но здесь случай иного рода - пожалуй, впервые в России небольшая инжиниринговая компания выполнила иностранный заказ на разработку такой техники. Причем выступила не просто посредником между зарубежной фирмой и нашим «почтовым ящиком», а как основной разработчик и координатор проекта. Чуть больше года назад Bin Jabr Group из Объединенных Арабских Эмиратов заказала нижегородской компании 1ST - «Промышленные компьютерные технологии», профинансировала разработку и изготовление трех прототипов многоцелевого автомобиля повышенной проходимости «Тигр» (Tiger) грузоподъемностью две тонны. К работам были привлечены Горьковский автомобильный, Арзамасский машиностроительный, авиационный заводы, а также ряд других предприятий автомобильной и оборонной отраслей. Военное предназначение «Тигра» нигде в официальных пресс-релизах не упоминается, но догадаться о нем нетрудно. В последние десятилетия сложилась специфическая компо-новка машин такого рода: двигатель и коробка передач позади переднего моста, по обе стороны силового агрегата - места для водителя и пассажиров. Наиболее известен из подобных американский «Хаммер», есть такие автомобили ив Европе - испанский «Уро Вамтак», итальянский VAT, швейцарские «Игл» и «Бухер». Аналогичная схема была использована и для «Тигра». Каковы ее достоинства? Передний редуктор и двигатель расположены «ступенькой», а не друг над другом «в два этажа» - сравнительно небольшая высота автомобиля делает его менее заметным для противника и придает большую устойчивость. Значительная ширина добавляет свои плюсы: перевернуть машину на косогоре или близким разрывом практически невозможно, да и колея от грузовика будет ей впору. Сдвинутый назад тяжелый силовой агрегат обеспечивает равномерную загрузку ведущих осей. Экипажу, конечно, тесновато в двух корытообразных углублениях по сторонам разросшегося центрального тоннеля, зато меньше вероятность пострадать на оказавшейся меж колес мине. По желанию заказчика «Тигр» оснастили дизелем «Камминс» с огромным крутящим моментом 705 ньютон-метров. Мотор агрегатирован с автоматической коробкой передач «Аллисон» - по сравнению с механической она проще в управлении, что немаловажно для быстрого обучения водителей и особенно в бою. В тяжелом грунте - а барханы и температура до +50°С фигурировали в техническом задании - имеет значение еще одно ее достоинство - непрерывность тяги, даже при переключении передач. Добавьте понижающую передачу в раздаточной коробке, возможность полной или частичной блокировки всех трех дифференциа-