100
101
I КОМПАНИИ И РЫНКИ 1ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН ФОТО / АЛЕКСАНДР БУДКИН, «ФОРТУМ»Поводом для командировки на завод крупнейшей финской энергетической компании «Фортум» стали не только схожие климатические условия России и Финляндии. Компания с каждым годом укрепляет свои позиции как одного из лидеров нефтепереработки в Европе. В этом году она должна обеспечить почти 30% потребностей Старого Света в полиальфаолефинах (далее ПАО) - основных компонентах синтетических масел и покрыть значительную долю (по разным данным до 20-30%) потребностей Европы в гидрокрекинговых базовых маслах. Добавим, что финский НПЗ - вообще единственный в Европе, где производят популярный нынче «гидрокрекинг». ИТАК, ЗНАКОМИМСЯ «Фортум» - энергетический гигант Финляндии с годовым оборотом около 10 млрд. долларов. Контрольный пакет акций принадлежит государству - вроде нашего РАО «ЕЭС». Компания занимается всем, что имеет отношение к энергетике, и не только у себя в стране. В поле ее деятельности Швеция, Польша, Болгария, Эстония, Латвия, Германия, Великобритания, наконец, Россия (преимущественно северо-западные области). Ежегодно она перерабатывает около 13 млн. тонн нефти, из которых 1,7 млн. добывает самостоятельно, а около 4 млн. покупает в России. Двадцать пять собственных танкеров ледокольного типа способны ходить по северным морям, плавать по Лене или Енисею. С 1980 года финны начали разработку, а с 1990 года и производство ПАО основного компонента синтетических масел. Расположенный в Бельгии завод «Фортума» производит около 50 тыс. тонн дорогого сырья в год. В 1997 году главное предприятие компании в Порво (Финляндия) освоило выпуск (около 150 тыс. тонн вгод)гидрокрекинговых базовых масел, близких по свойствам к «синтетике», но куда более дешевых. Компания производит и конечный продукт готовые масла. Как и моторное топливо, они продаются под торговой маркой Neste - так исторически сложилось. Единственное, пожалуй, чего «Фортум» не делает - присадки к маслам. Их покупают у основных мировых производителей: Ethyl, Lubrizol, lrinruurn.КАК ЗАРАБОТАТЬ МИЛЛИОНЫ/ЭКОНОМИКАПОЧЕМУ ЗНАКОМИТЬСЯ С ОПЫТОМ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ МЫ ПОЕХАЛИ В СКАНДИНАВИЮ?СТРАТЕГИЯ Основной ее принцип можно сформулировать так: вкладывать деньги лишь в наиболее эффективное производство. Бороться за объемы, хватаясь за все подряд, невыгодно. Яркое тому подтверждение - 1999 год. По сравнению с 1998-м оборот компании снизился тогда на 3%, а балансовая прибыль при этом возросла на 21%! Отметим, что незадолго до этого, учитывая потребности в инвестиционных ресурсах для развития высоких технологий, две крупные финские компании решили объединиться. Так, из нефтяной Neste и энергетической IVO образовался «Фортум» (у насто все больше делятся). Вторая стратегическая задача - инвестиции... в экологию. Если в России производить экологически чистую продукцию (будь то нефтепродукты или автомобили) себе в убыток, то в развитых странах за это хорошо платят. Кто? Конечные потребители. Здесь налоги на «грязную» продукцию таковы, что покупать ее никто не будет - разоришься. Вот и выходит: кто первым из производителей предложит чистый бензин (масло, автомобиль и т. д.), у того больше шансов победить в конкурентной борьбе. УЧИМСЯ СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ Что для любой, особенно крупной компании дороже всего? Верно, доброе имя. Один из основных критериев «раскрученности» торговой марки - капитал, вложенный в ее рекламу. Сюда входит не только прямая реклама, но и расходы на оборудование фирменных АЗС, организацию спортивных мероприятий, например, проходящего в Финляндии этапа чемпионата мира по ралли - «Neste-ралли». Вот и прикиньте, Мелочи: рядом с огнетушителем висит большая аптечка, два сосуда с жидкостью для промывания глаз, большое огнеупорное одеяло.ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ Общаясь с заморскими специалистами, не могли не спросить, что они думают о волшебных добавках в масло: влил в горловину, ресурс тотчас увеличился вдвое. Смеются. Спрашивают, зачем тратить свои деньги, чтобы портить масло. Спросили о перспективах минеральЭксперименты проводят на «живых» машинах. ных масел. Говорят, недолго им жить осЭКСТРА ВЫСОКИЙ ИНДЕКС Качество масел определяют по отложениям Отдельная статья - умение наносить талось, еще немного - «гидрокрекинг» на поршнях... «точечные удары». Так, несколько лет их вытеснит с рынка. В дизелях мине...и по износу деталей клапанного механизма. назад компания потратила большие сиральные масла тоже проживут недолго. лы на разработку и испытания двух неИх главное достоинство - низкая цена дорогих продуктов - трансмиссионного уже не так впечатляет: гидрокрекингомасла для гипоидных передач Neste вые масла оказываются не намного доHypoid LF GL-5 и моторного масла для роже, но заметно выигрывают по экссамых современных дизелей Neste плуатационным свойствам, в том числе Turbo LE. Оба продукта созданы на оссроку службы. В итоге обходятся дешевнове гидрокрекинговой базы с Экстра ле. Понятно, каждый кулик свое болото Высоким Индексом Вязкости (англ. хвалит: у специалистов других авториEHVI). В результате первое масло при тетных компаний иные подходы и сужмаркировке 80W90 фактически соответдения, но все-таки любопытно. А что же сколько может стоить «раскрученная» ствует 77W90 (несуществующий класс), Россия? Нашим заводам до «гидрокревторое - пригодно почти всем дизелям кинга» и тем более до полиальфаолефиторговая марка. на планете. Основные покупатели - авнов, как до Северного полюса пешком Но все деньги окажутся выброшены на ветер, если в продажу попадет бракотопредприятия, эксплуатирующие груденег нет даже на элементарную реконванная продукция (по-нашему, это всего зовики и автобусы. Для них, собственно, струкцию. А может, их оттого и нет, что лишь издержки «нестабильности произпродукты и разрабатывались. Небольмы их как-то по-другому считаем? 1»1 водства»), а это значит, что экономить на шая экономия на каждом литре масла качестве и его контроле недопустимо - (в сравнении с близкой по свойствам просто нелепо. В цехах, выпускающих «синтетикой») оборачивается огромной готовые масла Neste, этот контроль веэкономией в целом. Хорошо оборудованные лаборатории дется трижды: при загрузке базовых компонентов, после их смешения и постоже работают на имидж компании, ле розлива в конечную тару. Любое отпроизводя для потребителей продукклонение - и вся партия идет на смазку ции сложнейшие анализы. Кто-то незабензопил. Если испорченное масло неслуженно ругает купленное масло? Попригодно и для этого, его сдают на втотребитель имеет право ошибаться. Деричное использование (отопление просятки спектрографов, хроматографов и мышленных помещений и т. п.). Причем прочих современных приборов с труднопроизносимыми названиями (попроза это сами же и доплачивают. Считаем деньги дальше? Несмотря на буйте выговорить «атомноадсорбционто, что компания располагает огромный спектрофотометр») позволят точно ным НПЗ, делать свою минеральную определить причину беспокойства клибазу здесь считают невыгодным. «Минеента, будь то попадание в масло посго-ралка» не сегодня-завтра отомрет, так зачем в нее деньги вкладывать? Нужно расширить ассортимент недорогими минеральными маслами - покупай готовую базу, проверяй ее качество (!) и вперед. Исчезнет спрос на «минералку» - скажешь поставщикам спасибо и останешься со своей «аштетикой» или «гидрокрекингом». Теперь чуть подробней о том, как зарабатывать на экологически чистой продукции. Ежегодно около 1 млн. тонн «чистого» бензина уходит в Калифорнию; оттуда, стало быть, денежки. Часть ПАО с удовольствием покупают фармацевтические и парфюмерные компании. Они же готовы брать хорошо очищенные гидрокрекинговые компоненты. Кстати, около 30 тонн в месяц так называемых «белых» масел покупают и российские фармацевты. Выходит, товар один, а рынков сбыта - много.Гидрокрекинговые масла корректнее всего называть минеральными с глубокой переработкой. Однако многие производители относят их к «полусинтетическим» или «синтетическим» продуктам. Во-первых, из-за высокой сложности производства, во-вторых, в силу того, что процесс гидрокрекинга подразумевает целевое изменение группового состава масел, в-третьих, потому что их свойства приближаются к свойствам синтетических компонентов. ронних примесей или катастрофический износ механизма.