188
СВОИМИ СИЛАМИ /НАРОДНОЕ СРЕДСТВОА ДАТЧИК ПРОСТООЧИЩАЛСЯЛЯМБДА-ЗОНД МОЖНО ОЖИВИТЬТЕКСТ / СЕРГЕИ КОРНИЕНКОСчитать, будто борьба за чистоту воздуха - дело пустое, может только житель барокамеры. Горожане давно вдыхают удушливый желтый угар, львиную долю которого «дарят» автомобили. Недаром нормы токсичности выхлопа с каждым годом ужесточаются. Конструкторы оттачивают двигатели под «чистый» выброс и экономичность в ущерб мощностным показателям, многократно усложняя его. А чем больше узлов в механизме, тем больше вероятность его поломки... Снижать уровень токсичности помогает каталитический нейтрализатор (или просто катализатор) в системе выпуска. Делать выхлоп максимально чистым он может только при соблюдении ряда условий. Одно из них - стехиометрическое соотношение топливной смеси, когда на каждую часть бензина приходится 14,7 части воздуха. У исправного впрыскового автомобиля расход топлива зависит в основном от длительности имУмерший» лямбда-зонд пульсов форсунок. Ее задает блокуправления двигателем (EFI, или «эфишка» в автослесарской среде). При работе мотора блок собирает информацию с датчиков, обрабатывает ее и открывает форсунки. Однако точное количество «впрыснутого» бензина неизвестно - инжекторы засоряются, может измениться давление топлива в магистрали или плотность воздуха... Для четкой работы двигателя «мозгам» нужна обратная связь необходимо знать, как прошло горение в цилиндрах. За эту информацию отвечает лямбда-зонд, или датчик кислорода. Если сигнал на нем слабый - значит, в отработавших газах избыток кислорода, то есть смесь бедная. «Эфишка» немедленно увеличит время открытия форсунок. При избыточно богатой смеси длительность импульса форсунок сни-*жается. Таким образом, состав топливной смеси в работающем двигателе корректируется ежесекундно (а то и чаще). В некоторых современных иномарках установлено несколько лямбда-датчиков. Тогда блок управления не просто изменяет продолжительность импульсов одновременно на всех инжекторах, но и контролирует состав смеси в каждом цилиндре (или группе цилиндров) отдельно. Кроме того, «эфишка» отслеживает состояние каталитических нейтрализаторов (и их бывает несколько). Для этого в выпускной трубе после катализаторов стоят... датчики кислорода! Таким образом, в автомобиле с многоцилиндровым двигателем порой насчитывается более десятка лямбда-зондов. Выходят из строя они практически одновременно. Но в большинстве неновых иномарок, прописанных в России, датчик всего один. Этилированный бензин, «текущие» колпачки, изношенные поршневые кольца, а также бутылочки с яркими этикетками, содержимое которых заботливые владельцы так любят заливать в бак, могут «убить» датчик в считанные дни. Уровень сигнала с него снижается, «эфишка» решает, что смесь бедная, и обогащает ее. В итоге расход топлива растет, а катализатор потихоньку забивается. Столкнувшись с проблемой непомерного аппетита машины и сообразив, что виновен датчик кислорода, умелец поступает просто (знай наших!): сдергивает/В ДОРОГЕПЕРВАЯ ПОМОЩЬЕСЛИ ЗАМОЛК ВПРЫСКОВЫЙ МОТОРТЕКСТ / АЛЕКСАНДР СПИНОВВсем хорош впрыск, но отъезжать далеко от спасительных автосервисов на такой машине решаются не все: случись что, отверткой и плоскогубцами ее не оживишь. Что же делать, если автомобиль заглох вдалеке от СТО? В первую очередь проверьте предохранитель контроллера. Если он цел, проверьте управление форсунками и свечами зажигания - снимите разъем с любой форсунки, подключите между его контактами контрольную лампочку и прокрутите двигатель стартером. Лампочка должна мигать. Затем снимите с любойсвечи высоковольтный провод, вставьте в него свечу, положите ее на «массу» и снова прокрутите двигатель. Если лампочка не Рампа двигателя.мигает и искры нет, значит, пропал сигнал с датчика коленвала. Однако чаще всего сигнал с датчика приходит, форсунки и свечи работают, но двигатель не заводится. Это бывает, когда сбиваются фазы управления работой форсунок и зажигания. Дело в том, что применяют два типа шкивов коленчатого вала: цельные чугунные или составные стальные. Ступица Разъем форсунки.