48
49
50
ТЕХНИКАОСТАНОВИВМГНОВЕННО!ТЕКСТ / А ЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ/ОБОЗРЕНИЕНЕ РАЗГОН ДО «СОТНИ», А ТОРМОЖЕНИЕ ОТ НЕЕ - ВОТ ГДЕ СКРЫТА ПОРОЙ ЦЕНА ЖИЗНИ5/200148мится. И все равно увидеть на асфальте черный след не удалось ни разу. ВЧЕРА И ЗАВТРА Сегодня мы избалованы усилителяСтартуя от перекрестка с визгом поми, без которых не обходится даже крышек, мы радуемся ускорению, крошка «Ока»: заблокировать колеса на вжимающему в спинки сидений, быстполном ходу может даже изящная дамро уходящей вправо стрелке спидометская ножка, но... что же дальше? Сорок ра - и в этот момент, конечно, не задус небольшим метров, необходимые для мываемся, как будем возвращать ее обполной остановки автомобиля со скороратно. Да, прибегать к экстренному сти 100 км/ч, ныне считаются вполне торможению приходится нечасто - и удовлетворительными, но есть ли еще СЕНСОРЫ И «ТРОНИКИ» слава Богу. Это, как минимум, стресс у резервы для сокращения тормозного Антиблокировочная система - АБС водителя и шишка на лбу пассажира. пути? Оказывается, есть, и немалые. задает прерывистый режим торможеФольклор призывает не верить тормоВеличины тормозных и боковых сил при торможении в позам. И все же они - последний бастион вороте. Слева - автомобиль с АБС, справа - с SBC. активной безопасности, и если он падет (не хватит хотя бы полметра тормозного пути) - неприятности гарантированы. Неудивительно поэтому, что конструкторы уделяли и уделяют тормозам не меньше внимания, чем, скажем, двигателю, и прогресс в этом деле не менее 1 заметен. Автор особенно остро почув\ N^a^^v. Х^ ,з\посленачала \У" * \ ствовал это, когда после «Жигулей» \ ^ к . ^^ш\\ торможения ^.^s'' v^ V J оказался за рулем чудом сохранивше\ Равные ^ | р Т > \ \ Индивиду-%ж^) \ гося с 50-х годов ЗИМа. Кое-что в нем \ тормозные Т / \ \ альные ^ ^ ^ даже понравилось: вальяжная плав\ усилия на \ \ тормозные At ность хода, простор заднего дивана, \ внешних ifmA \ \ усилия возможность трогаться и разгоняться \ и внутренних Щ_ , Л \ на каждом it\ практически не переключая передаТормозные \ «олесах \ \ колесе чи... Но тормоза! Чтобы осадить почти ' усилия \ i \ * двухтонный лимузин, набравший го0,4 с^осле начала Боковые силы 1 родские 60 км/ч, приходилось так даторможения вить на широченную педаль, что, каза1 > ] лось, она (или спинка сиденья!) отло11С ЗАКОНАМИ ФИЗИКИ НАПЕРЕВЕС Энергию движения автомобиля просто так не уничтожить. Если впереди нет подъема, который мог бы перевести кинетическую энергию в потенциальную, остается лишь обогреть окружающее пространство нагревающимися тормозами и шинами. Совершить это преобразование помогут силы трения между колодками и диском, колесами и дорогой. Первую, вообще говоря, можно сделать сколь угодно большой и остановить вращение колес почти мгновенно. (Другой вопрос: хорошо ли, когда ставший неуправляемым автомобиль понесется на дымящихся шинах прямо и только прямо?) А вот искусственно прижать автомобиль к дороге с силой, превышающей его вес, нечем. Аэродинамика тормозам не слишком поможет - скорость-то падает... Трение скольжения всегда меньше трения покоя. Это означает, что тормозной путь автомобиля, идущего юзом, будет больше, чем на вращающихся колесах. Потому опытные водители применяют прерывистое торможение, не давая колесам окончательно остановиться. Правда, заставить ногу на педали мелко «дрожать», когда так хочется надавить изо всех сил, дано не каждому, и потому эту задачу переложили на электронику.Sill ния, отслеживая вращение колес с помощью датчиков. Это не только сокращаеттормознойпуть на сухом однородном дорожном покрытии: становится возможно в любом случае сохранить управляемость автомобиля до последней секунды и, может быть, увернуться от столкнове-1 ния. Увы, АБС не безгрешна. На [ дороге с неоднородным покры- ' тием (например, коша под одним ' из колес лед) она может даже снизить эффективность торможения, пытаясь не допустить пробуксовки. АБС и не всесильна - она призвана лишь уменьшать давление в системе, но не увеличивать его. А это могло бы в ряде случаев пойти на пользу. Все, наверное, наблюдали характерный клевок автомобиля при интенсивном торможении. Возникающий момент разгружает заднюю и нагружает переднюю ось: стало быть, можно увеличить давление в передних тормозных цилиндрах, не рискуя заблокировать колеса. Похожий эффект проявляется ив поворотах - ведь внешние колеса нагружаются сильнее внутренних! Правда, чтобы реализовать эти возможности, придется отказаться от общего гидравлического контура с равным для всех колес давлением и управлять кажПедальный узел Датчик хода гновинку от, скажем, привычных пневмосистем большегрузных автомобилей. Теперь педаль тормоза лишь воспринимает желание водителя, которое, прежде чем передаться управляющим клапанам, будет всесторонне оценено компьютером. Сюда стекаются сигналы от многочисленных подчиненных систем: АБС, например, поставляет информацию о скорости вращения колес, ESP (система стабилизации) - об угле поворота, угловых и поперечных ускореУзлы «Сенсотроника» ниях автомобиля, ков автомобиле и робка передач - о на столе. включенной ступени и дым тормозом индаже педаль газа расдивидуально. Такая сказывает о том, наскольсистема получила нако быстро водитель снял с звание SBC (Sensotronic нее ногу и перенес на тормоз. Brake Contrtol) и, видимо, вот-вот Последняя информация несет сигнал появится на автомобилях. Как же рабоо предстоящем экстренном торможетают «тормоза будущего», каков эфнии и позволяет еще до его начала выфект и какой ценой он достигается? брать зазоры в исполнительных мехаВодитель полностью освобождается низмах. Мелочь? Но только она одна соот «силовых» обязанностей - создавать кращает тормозной путь на 3%, а это, давление в гидросистеме. Специальный быть может, решающие полтора метра. насос поддерживает в ресивере с рабоОбработка сигналов о траектории чей жидкостью 140-160 атм независимо движения и скорости вращения колес от двигателя, и это выгодно отличает позволяет подать максимально допустимое в данных условиях давление в тормоз внешнего переднего колеса. Поведение машины остается стабильным в Блок управления двигателем, любой ситуации, а тормозной путь сотрансмиссией и кращается. автомобилем в целом SBC пригодится ив городской толчее: в пробке можно включить специальный режим, когда автомобиль будет тормозить, едва водитель снимет ногу с педали газа. Не даст система и скатиться назад при остановке на подъеме: сама зажмет тормоза и отпустит их, когда водитель прибавит газ. Отметим, что идеология SBC особенно легко может быть реализована в системах управления по проводам, где привычные гидроцилиндры и трубки сменили электромоторы и кабели. Перспективными электромеханическими тормозами ОЗгаке by wire), в частности, активно занимается фирма «Бош». Не оставлен без ответа извечный вопФункциональная рос недоверчивого автолюбителя: что схема электрогидравлических тормозов - основы SBC. произойдет, если, не дай Бог, обесточится бортовая сеть или прекратит свою работу гидронасос? Тоща последним 100 км/ч «Опель-Корса1,6 16V» «Рено-Меган1.4 16V» «Ауди-Аб 2,8» «Мерседес-Бенц SS00» «ФеррариРЗбО" «Форд-Эксплорер 4,0» «Крайслер-Гран Вояджер 2.5TTJ» Керамические тормозные диски работают вплоть до 2000°С! Так тормозят сегодня.О км/ч42,2 м 41,0 и 38,3 м 41,3 м 40,3 м 46,0 к 44,3 мимпульсом отключающегося «мозга» SBC подключит главный тормозной цилиндр и восстановит традиционную схему торможения.КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТВ декабре прошлого года фирма «Континенталь» провела в Ганновере демонстрационный заезд экспериментального «Гольфа», который, разогнавшись до 100 км/ч, остановился всего через тридцать (точнее, 29,44) метров! Рекордно короткий тормозной путь ясно показал рубеж, к которому можно и должно стремиться. На этом «Гольфе», кроме электрогидравлической тормозной системы, работающей аналогично описанной выше SBC, разработчики применили активную пневмоподвеску (!) и управляемые амортизаторы, оптимизировав их параметры для сокращения тормозного пути. Эти системы помогли полностью проявить себя экспериментальным шинам «Конти Брейк Контакт», все строение которых подчинено одной цели максимальной эффективности замедления. Кстати, этим обусловлены их слабости: по износостойкости, долговечности, сопротивлению качению, боковой устойчивости предложенный вариант оказался не самым лучшим. Рекордный «Гольф» напоминал серийный лишь кузовом и отдельными агрегатами... Впрочем, пока речь шла о наглядной демонстрации: замедление в 131 g (!) уже реально, хотя цена решения пока непомерно высока.НЕТ-НЕТ. МЫ ХОТИМ СЕГОДНЯ!мя. Да и АБС внесла свою лепту: теперь почти все тепло рассеивается в тормозных механизмах, а не между шиной и дорогой. Поэтому диски делают вентилируемыми, изготавливают из новейших композитно-керамических материалов, не боящихся высоких (за 1000°С!) температур. Приходится подтягиваться и тормозным жидкостям их температура кипения давно перевалила за 200°С и продолжает расти. Помимо вакуумного усилителя, за «пропиской» в серийном автомобиле обратился так называемый «брейк эссист».Этот «Гольф» остановился через 29,44 м... в присутствии многочисленных свидетелей рекорда.и недорогой «ассистент» иногда сокращает тормозной путь неопытного водителя на целых семь метров! Свою лепту внесли и шинники. Учась у природы, они реализуют в покрышках эффект кошачьей лапы: при торможении серийная шина «Континенталь Премиум Контакт» как бы расползается по асфальту, цепляясь за него большей поверхностью с тщательно подобранным рисунком протектора. Так, добирая где метр, где больше, удалось сократить тормозной путь сегодняшних легковых автомобилей примерно до 40 м со 100 км/ч и лишь вседорожникам да мини-вэнам «позволены» лишние пять метров. И все же читателям хочется пожелать как можно дольше обходиться без замеров тормозного пути на дороге... l»lА вот и его слаженная «команда»: п - электрогидравлические тормоза; Я - активная пневмоподвеска с регулируемыми амортизаторами; £ J - радар переднего обзора; Я - концептуальные шины; 3 - система магнитных датчиков на боковинах (SWT) сигналы датчиков АБС и тормозов сигналы датчиков боковин покрышек сигналы пневмоподвески тормозная гидросистема пневмосистема активной подвескиВернемся, однако, к серийным тормозам. Что новенького уже появилось на автомобилях? Одна из главных примет - постепенный уход со сцены барабанных тормозов и неуклонный рост диаметра дисковых. Все правильно: требуется переводить в тепло все больше энергии за все более короткое вреЭто устройство распознает экстренное торможение и резко усиливает давление на поршень главного цилиндра независимо от решительности водителя. В отличие от перспективной SBC, «брейк эссист» не может перераспределять усилия между колесами, а только «долавливает» педаль, гарантируя включение АБС в работу. Тем не менее, несложный