216
217
218
219
220
221
ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ АВТОМОБИЛИ КИТАЯза» конкурентов еще больше: «ЧериСвит» (пришедший в Россию сначала как S11, затем QQ) (ЗР, 2005, № 9; 2006, № 1), «Хафэй-Брио» и «FAW-Джинн» (ЗР, 2006, № 7). Кстати, компания FAW – не что иное, как «Первый автомобильный завод», First Automobile Works, предприятие, начавшее биографию с выпуска ЗИС-150. Ныне огромный государственный холдинг выпускает самые разнообразные автомобили: от грузовиков до компактных городских. «Лошадок» у малышей немного, но для города это вполне приемлемо. Кста-ВСЕКИТАЙСКОЕ СОБРАНИЕСе р ге йКанунников , А ндрейКочетовЕще пять лет назад мы не знали об автопроме Поднебесной ничего. Два года назад – совсем немного. Теперь – что ни месяц, к нам завозят и продают новые автомобили разных марок и классов. Незнание и недоверие постепенно сменяются интересом – больно уж цены привлекательные. Попробуем разобраться в китайском многообразии применительно к нашему рынку. Китайский «Флайер» компании BYD (ЗР, 2006, № 2) в базовой комплектации стоит около $6000. Но он – пятидверный и при всех недостатках комфортабельней и современней «Оки». У «Мати-ВОСТОЧНЫЕ КРОХИСовсем недавно в классе городских автомобилей с двигателями до 1л довольно мирно, благодаря немалой разнице в ценах, уживались «Ока» с «Матизом». Нынче в Набережных Челнах «Оку» уже не делают. А с введением норм Евро II серпуховские автомобили (с китайским мотором) подорожают примерно до 4500 долларов. Такие машины уже появляются у дилеров – вышеупомянутый промежуток сужается.Дизайн «Хафэй-Брио» разработан в ателье «Пининфарина». Моторы 1,0 и 1,1 л мощностью 52–58 л.с. Приличный набор опций, но автоматической коробки передач нет. «FAW-Джинн» – нечто среднее между хэтчбеком и микровэном. Прототип – японский «Дайхатсу-Мув». Двигатели – 46-сильный (1,0 л) и 65-сильный (1,1 л).ти, относительно невысокая литровая мощность большинства китайских двигателей объясняется, в частности, низким качеством топлива в дальних провинциях Поднебесной. В «Чери», «Хафэе» и «Джинне», конструктивно не отличающихся от иных знакомых нам одноклассников, есть подушки безопасности, ABS. А на первом в качестве опции – даже роботизированная коробка передач с возможностью ручного переключения. Выбор комплектаций неплохой. Правда, цены $8–11 тыс., в отличие от стоимости «Флайера», удивительно низкими уже не назовешь.ЛЮБИМЫЙ РАЗМЕРВ самом популярном у россиян классе четырех-пятидверных автомобилей с моторами 1,5–2,0 л китайские компа-216 За рулем 08/2006 ОБОЗРЕНИЕ АВТОМОБИЛИ КИТАЯЧТО ЗА «ВЕЛИКОЙ СТЕНОЙ»?Компания «Грейт-Уолл мотор» – типичный представитель нового автопрома Китая. Частная фирма со штаб-квартирой в Баодине, основанная в 1990-м, сегодня выпускает задне- и полноприводные пикапы во множестве модификаций, вседорожники, микроавтобусы и фургоны. В ближайшее время фирма предложит покупателям несколько новинок. Появится версия «Грейт-Уолл Ховер» с автоматической коробкой передач. А намоторном заводе компании полным ходом идет подготовка производства 2,8литрового дизеля. Намечают выпускать и пикап нового поколения – «Супериор». Уже осенью в Баодине заработает завод легковых автомобилей и вэнов с моторами 1,3–2 л. Компания «Грейт-Уолл» готова начать сотрудничество с Россией. Планируют производить в Елабуге до 50 тысяч пикапов и вседорожников в год с перспективой увеличения объемов и расширения модельного ряда.«Чери-Амулет» оснащают 8-клапанным двигателем 1,6 л мощностью 94 л.с. и механической коробкой передач. «Чери-А21» – новичок нашего рынка. Двигатели 1,6- и 2-литровые, 80 кВт/109 л.с., 95 кВт/130 л.с., большой выбор опций и современных систем безопасности.Самый длинный (6720 мм) автомобиль Китая на базе «Грейт-Уолл Ховер» скоро можно будет купить на родине. Почти наверняка этот паровоз привезут ив Россию.Пикап нового поколения – «Грейт-Уолл Супериор».нии выступают пока не очень активно. Смелее других оказалась фирма «Чери», начав в 2006-м продажи «Амулета», появившегося у нас сначала под индексом А15. По сути, это перелицованный «СЕАТ-Толедо» 1991 года рождения. Изменив внешность, машину снабдили лицензионным мотором «Мицубиси» – 1,6 л/100 л.с. Конструктивными изысками автомобиль не отличается. Зато салон и багажник просторны, все, что нужно не слишком капризному водителю, присутствует (ЗР, 2006, № 6). Нынче к дилерам поступают уже «амулеты» калининградского производства. Вот такой поворот истории – через полвека после строительства с помощью СССР «Первого автомобильного завода» Китая. На подходе к нашим дилерам еще один «Чери» – покрупнее, имя ему покаЗа рулем 08/2006 217 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ АВТОМОБИЛИ КИТАЯзаменяет индекс А21. Для него обещают автоматическую коробку передач, климат-контроль и даже кожаный салон, причем все это примерно за 20 000 долларов. Возможно, эту модель тоже будут делать в Калининграде. «Чери-Ориентал Сан» («Сын Востока», он же В11 – см. ЗР, 2005, № 9) заметно просторней и солидней «Амулета». Увы, базовая версия за 19 000 долларов отделана и укомплектована не слишком богато. Да и 2-литровый мотор мощностью 125 л.с. слабоват для седана, хотя заявлена максимальная скорость 195 км/ч. Но нам предложат иНЕТОРОПЛИВО И БЕГОМКорпоративный лозунг «Грейт-Уолл» дословно переводится так: «Улучшать понемногу каждый день». Фирма, на первый взгляд, действительно движется неторопливо, но очень расчетливо и дальновидно. Цеха, где производят «ховеры», явно рассчитаны «на вырост». Оборудование для штамповки, сварки, окраски – современное, ведущих мировых производителей. Но там, где можно сэкономить, обходятся без них. Скажем, здесь нет сложного и дорогого оснащения складов. Комплектующие лежат впросторном сборочном цехе, рядом с конвейером. Высокотехнологичные автоматы увеличат стоимость автомобилей; напротив, рабочая сила в Китае – дешевая. Кстати, прошедшие отборочное сито рабочие «Грейт-Уолл» (конкурс – свыше десяти человек на место!) пару недель живут в общежитии, проходя «курс молодого бойца», в который, в частности, входят пробежки строем (!) по заводскому стадиону. Говорят, для улучшения физподготовки и командного духа. Такие вот восточные особенности…«Чери-Ориентал Сан» (B11) длиной 4785 мм только начинает завоевывать российский рынок. Шестнадцатиклапанные моторы (125 и 130 л.с.) выпускают по лицензии «Мицубиси».На линии «ховеров» – в основном современное высокоточное оборудование.топ-модель – с двигателем 2,4 л/130 л.с., гидромеханической коробкой, в богатой комплектации. В ней не только полный электропакет и набор средств пассивной безопасности, но и мультимедийный комплекс с тремя мониторами и камерой заднего вида.АВАНГАРД ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИКитайцы не случайно начали разведку нашего рынка полноприводными машинами. Эта группа и сейчас самая многочисленная на рынке. Ведь вседорожники у нас чтут даже обитатели центра столицы… Сначала в атаку пустили пикапы далеко не первой свежести. «Тянье-Адмирал» и «Грейт-Уолл Дир» (ЗР, 2006, № 2) практически копируют «Тойоту-Хайлюкс» 1980-х. Схема классическая: рама, неразрезной задний мост, передние колеса подключаются жестко, раздаточная коробка с пониженным рядом. Ни-В сборочный цех моторного завода не пускают (смотреть можно лишь через стекло), чтобы не занести лишнюю пыль. Этот запрет вызывает уважение.218 За рулем 08/2006 ОБОЗРЕНИЕ АВТОМОБИЛИ КИТАЯСемиместный «FAW-Лендмарк» оснащен лицензионным двигателем «Мицубиси» объемом 2,4 л мощностью 128 л.с. Максимальная скорость – 160 км/ч. В базовой комплектации ABS, EBD, подушки безопасности. Заднеприводный вариант доступен ис автоматической коробкой передач. Полноприводный – только с «механикой».На правах рекламыЗа рулем 08/2006 219 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ АВТОМОБИЛИ КИТАЯПАРК НОВОГО ПЕРИОДАНа дорогах Поднебесной причудливо, но мирно уживаются велосипеды, в том числе с грузовыми прицепами, тихоходные, жалобно трещащие измученными моторами маленькие тракторы, трехколесные (!) дизельные грузовички – и современные автомобили, включая… «порше» и «мерседесы». Последних, правда, совсем мало. Зато в изобилии «ауди», «фольксвагены», «ситроены», «тойоты», машины прочих известных марок, но местного производства. Автомобилей новых местных марок – «Грейт-Уолл», «Чери» и других – пока относительно немного. Но дело не в недоверии потребителей. Просто многие модели в основном расходятся там же, где их делают. Ведь, скажем, в небольшой по китайским меркам провинции Хэбэй живут… 30 миллионов человек!«Чери-Свит» – почти копия «Дэу-Матиз». Но моторы объемом 0,8 и 1,0 л – собственного производства. Базовая комплектация: кондиционер, электропакет, гидроусилитель руля.Типичный развозной транспорт китайской провинции.В первой жизни «микромерседес» звали «Дайхатсу-Шарада».какой мудреной электроники в управлении тягой, подвеской или тормозами. «Грейт-Уолл Сейлор» и «Тянма-Эквидо» современней лишь по отделке кузова и салона (ЗР, 2006, № 2). Последний, правда, можно купить не только с бензиновым, но ис дизельным 94-сильным мотором (материал о такой модификации в этом номере). Но дизели на китайских полноприводных моделях пока редкость: на внутреннем рынке они не слишком популярны. Вслед за пикапами в Россию пришли аналогичные по конструкции вседорожники. «Грейт-Уолл Сейф» (ЗР, 2005, № 2), оснащенный 106-сильным бензиновым мотором, почти точная копия ранней «Тойоты-Фо Раннер» и близкий родственник пикапов «Грейт-Уолл Дир». Конструктивные аналоги: «Адмирал-SUV», сборку которого начали в Бийске, и 126-сильный «Дэди-Шатл», выпускаемый в Черкесске как «Дервейс-313120» (ЗР, 2006, № 3). Кстати, по мудрености индексов китайский автопром даст российскому большую фору. Помимо марки и модели на каждой китайской машине (притом снаружи!) – шифр, модификации и комплектации – например, СС6460DY. Разобраться в этой тарабарщине – дело неблагодарное, да и ненужное. Пожалуй, самый современный по дизайну, комфорту, безопасности китайский вседорожник «Грейт-Уолл Ховер» (ЗР, 2005, № 12), внешне напоминающий «Исудзу-Аксиом». Передний мост и муфты колес включают кнопкой из салона; помимо версии с бензиновым двигателем 105 л.с., вскоре появится дизельная. Мощностью агрегат, правда, не блещет – около 78 л.с., зато, видимо, способен переваривать не самое хорошее топливо.220 За рулем 08/2006 ОБОЗРЕНИЕ АВТОМОБИЛИ КИТАЯÇ ˝ÚÓÈ „ÛÔÔ ÓÒÓ·ÌflÍÓÏ ÒÚÓËÚ «óÂË-íË„Ó» (áê, 2005, ‹ 7). éÌ Ó˜Â̸ ÔÓıÓÊ Ì‡ «íÓÈÓÚÛ-RAV4» Ô‰˚‰Û˘Â„Ó ÔÓÍÓÎÂÌËfl, ÌÓ – ÔÂ‰ÌÂÔË‚Ó‰Ì˚È Ë ÒÚÓËÚ ÓÚ $16 500. ãÂÚÓÏ ‚ êÓÒÒËË ÔÓfl‚Ë·Ҹ ÏÓ‰Âθ Ò ÔÓÒÚÓflÌÌ˚Ï ÔÓÎÌ˚Ï ÔË‚Ó‰ÓÏ Ë ÏÂÊÓÒ‚ÓÈ ‚ËÒÍÓÏÛÙÚÓÈ.ВОСТОЧНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫОб автомобилях «Грейт-Уолл» мы неоднократно писали (ЗР, 2005, № 10, 12), отмечая как их достоинства, так и недостатки. Но на небольшом фирменном полигоне в Баодине вновь представилась возможность поездить на нескольких пикапах и вседорожниках. По сути, это машины двух поколений: «Сейф», «Пегасус», «Дир», выпускаемые уже несколькоВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО?êÓÒÒËfl ‰Îfl ÏÓÎÓ‰Ó„Ó Ë ‡Ï·ËˆËÓÁÌÓ„Ó ÍËÚ‡ÈÒÍÓ„Ó ‡‚ÚÓÔÓχ – Ó„ÓÏÌ˚È ˚ÌÓÍ, „‰Â Ú·ӂ‡ÌËfl ‚Ó ÏÌÓ„ÓÏ ÒıÓÊË Ò Á‡ÔÓÒ‡ÏË ‚ÌÛÚÂÌÌ„Ó. ч-‰‡! 䇘ÂÒÚ-лет, и модель 2005 года – «Ховер». Разница очень заметна: последний тише, комфортней, лучше управляется. Умение быстро учиться – одна из лучших особенностей китайских производителей. По разговорам с представителями «Грейт-Уолл», а главное, по машинам, поставляемым в Россию, легко убедиться: тесты «За рулем» они читают очень внимательно.Полноприводный «Грейт-Уолл Сейлор» в России продают с бензиновым 101-сильным мотором.‚Ó ÚÓÔÎË‚‡ Û Ì‡Ò ÚÓÊ ÌÂÒÚ‡·ËθÌÓÂ, ˝ÍÓÎӄ˘ÂÒÍË Ú·ӂ‡ÌËfl Ì ҇Ï˚ ‚˚ÒÓÍËÂ, ‡ ÒÔÓÒ Ì‡ ‚ÏÂÒÚËÚÂθÌ˚ ÔÓÎÌÓÔË‚Ó‰Ì˚Â, ÔÛÒÚ¸ Ë Ì ҇Ï˚ ÒÓ‚ÂÏÂÌÌ˚Â, ÌÓ Ì‰ÓÓ„Ë χ¯ËÌ˚ – Á‡‚ˉÌ˚È. Ä Â˘Â êÓÒÒËfl ‰Îfl èӉ̷ÂÒÌÓÈ – «ÓÍÌÓ ‚ Ö‚ÓÔÛ». Ç ÚÓÏ ˜ËÒÎÂ Ë ÔÓ˝ÚÓÏÛ ÍËڇȈ˚ ‚ ·ÎËʇȯ ‚ÂÏfl ·Û‰ÛÚ ÓÒ‚Âʇڸ Ë ÔÓÔÓÎÌflÚ¸ ÏÓ‰ÂθÌ˚ fl‰˚. 片ÎÂÍÓ ÚÓ ‚ÂÏfl, ÍÓ„‰‡ Û ‰ËÎÂÓ‚ ÔÓfl‚flÚÒfl ÌÓ‚ËÌÍË Ç- Ë ë-Í·ÒÒÓ‚, ÏËÌË-‚˝Ì˚ Ë ÏËÍÓ‡‚ÚÓ·ÛÒ˚, ÍÓÒÒÓ‚Â˚ Ë ‚Ò‰ÓÓÊÌËÍË, ‚ ÚÓÏ ˜ËÒΠÒÓ·‡ÌÌ˚ ̇ ÓÒÒËÈÒÍËı Á‡‚Ó‰‡ı. ùÚË ÏÓ‰ÂÎË, Í‡Í Ô‡‚ËÎÓ, ÛÊ Ì ·Û‰ÛÚ «ÔÂÂÔ‚͇ÏË» ÍÓÂÈÒÍËı Ë flÔÓÌÒÍËı. lj¸ Ò Ú‡ÍËÏ Ô‰ÎÓÊÂÌËÂÏ̇ ‚Ò ·ÓΠÚ·ӂ‡ÚÂθÌÓÏ ÓÒÒËÈÒÍÓÏ ˚ÌÍ «‰‡ÎÂÍÓ Ì Û‰¯¸», ̇ ‚ÓÔÂÈÒÍÓÏ – Ë ÔÓ‰‡‚ÌÓ. çÂÒÓÏÌÂÌÌÓ, ÍËÚ‡ÈÒÍË ÍÓÏÔ‡ÌËË Ô˯ÎË ‚ êÓÒÒ˲ Ò Ó˜Â̸ ÒÂ¸ÂÁÌ˚ÏË Ì‡ÏÂÂÌËflÏË. çÓ ‰Îfl Á‡‚Ó‚‡ÌËfl Á‡ÏÂÚÌÓÈ ‰ÓÎË ˚Ì͇ ËÏ ÔˉÂÚÒfl ÔËÎÓÊËÚ¸ ¢ ÌÂχÎÓ ÛÒËÎËÈ. ÅÂÁ ‡Á‚ÂÚ‚ÎÂÌÌÓÈ ‰ËÎÂÒÍÓÈ Ë ÒÂ‚ËÒÌÓÈ ÒÂÚË Ì‡ ¯ËÓÍÓ ÔËÁ̇ÌË ‡ÒÒ˜ËÚ˚‚‡Ú¸ Ì ÔËıÓ‰ËÚÒfl. ÑÓ ÛÓ‚Ìfl ‚Â‰Û˘Ëı ÏËÓ‚˚ı ÔÓËÁ‚Ó‰ËÚÂÎÂÈ, ÍÓÚÓ˚È Ì ËÁÏÂËÚ¸ Î˯¸ ÍËÎÓ‚‡ÚÚ‡ÏË, ‰Óη‡ÏË Ë Ì‡·ÓÓÏ ÓÔˆËÈ, ‡‚ÚÓÏÓ·ËÎflÏ ËÁ èӉ̷ÂÒÌÓÈ ÔÓ͇ ‰‡ÎÂÍÓ. ÇÔÓ˜ÂÏ, ÔËÏÂÌÓ Ú‡Í Ê ÔËÒ‡ÎË Â‚ÓÔÂȈ˚ Ó ÍÓÂÈÒÍËı ÏÓ‰ÂÎflı ÎÂÚ ‰‚‡‰ˆ‡Ú¸ ̇Á‡‰…На правах рекламыЗа рулем 08/2006 221