144
145
ГРУЗОВИКИGLOROS A7803DНОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯО самосвалах «Глорос» мы рассказывали в ЗР, 2005, № 5. Машины традиционной компоновки зарекомендовали себя с лучшей стороны – надежны, эффективны, экономичны. Портфель заказов на них потихоньку растет, но аппетит к заказчику приходит во время еды. Тридцать тонн грузоподъемности, конечно, хорошо, а 40 было бы лучше! Спрос, как водится, определил предложение. Одним наращиванием бортов и без того огромного кузова здесь уже не обойтись – нагрузка на мосты и шины вплотную подобралась к расчетному пределу. Поэтому было решено снабдить машину пятой осью. Место для нее присмотрели посередине, между задней тележкой и передними управляемыми мостами. Но дело осложнялось тем, что, во-первых, этому самосвалу предстояло трудиться в непролазной грязи или на каменистых дорогах карьеров, а во-вторых, даже на асфальте при полной нагрузке три неуправляемых моста сАндрей Сидоров. Фото: Александр Кульневбазами 1350 и 1850 мм – слишком много. С ними приемлемый радиус разворота выходил за пределы разумного. Иначе значительная часть мощности двигателя расходовалась бы на поперечную деформацию шин, их быстрый износ и бесполезный расход топлива. К тому же тащить за собой столь упрямыйКолеса заднего моста управляются гидроцилиндром.Из пяти мостов четыре управляемые, средний – подъемный.144 За рулем 08/2006 «хвост» – значит заведомо снизить проходимость. Но жертвовать такими фигурами – верный способ проиграть партию. И выход сумели найти! Дополнительную, пятую ось (по счету она стала третьей) сделали управляемой и подъемной – прием, известный по магистральным тягачам, здесь пришелся как нельзя кстати. Однако этого было недостаточно – возросшая нагрузкавсе еще «ломала» в поворотах шины задней тележки. Поэтому сделали управляемым и пятый (бывший четвертый) мост. Теперь все встало на свои места: колеса идут без бокового скольжения, третья ось, хоть и не ведущая, катится без проскальзывания, а радиус поворота сократился до приемлемых 11,7 м. Причем без потери проходимости. Но оставалась еще одна проблема. Карьерные дорогиПод капотом дизель Deutz BF6M, но по заказу установят Cummins ISM420 30.можно назвать таковыми лишь формально – поверхность довольно волнистая. И если двухмостовый (или трех-, с балансирной подвеской) самовал всегда находит с ней полный контакт, то «Глорос» со своими пятью запросто мог оказаться в затруднительном положении. Разумеется, допустить этого не могли, но рессорная подвеска получалась громоздкой и тяжелой. Выручила пневматика: первые два моста и подвесная ось получили по паре пневмобаллонов, еще пара досталась задней тележке. Кроме того, особо нагруженные четвертый и пятый мосты – с балансирной балкой. Попутно добыли еще одного «зайца» – благодаря пневматике, обладающей к тому же великолепной прогрессивной характеристикой, удалось существенно снизить толчки и вибрации, передаваемые от дороги на раму самосвала. Годовые эксплуатационные испытания новой машины подходят к концу – резуль-ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ GLOROS А7803DОбщие данные Грузоподъемность, кг ..37 200 (42 700*) Полная масса, кг ..............54 000 (64 000*) Объем кузова, мз........................................25,3 Макс. скорость, км/ч ................................100 Двигатель: ТД, V6, 24 клапана, 11,9 л, 300 кВт/408 л. с. при 1900 об/мин, 1960 Н.м при 1200–1300 об/мин Трансмиссия: колесная формула 10х8, М16; раздаточная коробка – двухступенчатая, с постоянно включенным передним приводом Ходовая часть: подвеска – зависимая пневматическая, тормоза – пневматические двухконтурные; шины передние 445/75R22,5, задние 12.00R24*При ограничении скорости 60 км/ч.таты их вполне обнадеживают. Близкие по характеристикам импортные «Жинаф» и «Терберг» стоят от 250 до 500 тыс. евро, наша же – около 200. Машины такого класса с конвейера, конечно, не гонят – на 2006 год запланировано всего 60 штук. Каждую собирают под конкретного клиента. И несмотря на то что клиент, как правило, весьма зажиточный, деньги он считать умеет.Особых изысков нет, но рабочее место водителя удобно и функционально.За рулем 08/2006 145