148
149
150
ТЕХНИКА | ЭЛЕКТРОУСИЛИТЕЛИ ВАЗСИЛЬНЫЕ СТОРОНЫПереднеприводные «калины» и «приоры» оснащены электрическими усилителями рулевого управления. Причем у этих устройств четыре поставщика и три различные конструкции. В чем особенности каждой из них и как они влияют на поведение автомобиля, выяснял Вячеслав Субботин. Фото Сергея Мишина.Еще до поездки на завод слышал, что «калины» комплектуют ЭУРами несколько предприятий, но что из-за этого машина ведет себя по разному, не догадывался. Нет, это вовсе не означает, что один хуже другого, все они выполняют предписанные задачи – но каждый по-своему. Полагаю, найденные нюансы можно учесть при покупке машины, подбирая ее к особенностям характера водителя или условиям эксплуатации.ЭЛЕКТРОТЯГАЭлектрические усилители появились в рулевом управлении сравнительно недавно и сразу стали популярны в классе небольших городских машин. Просто, дешево, легко подобрать характеристики, малое потребление энергии (когда руль прямо – вообще ноль) и почти никаких затрат на обслуживание. Максимальная помощь от электричества, скажем, на парковке – 5/6 требуемой мощности, на долю водителя остается лишь 1/6. С повышением скорости авто компенсирующий момент уменьшается, а на сотне вообще мизерный.Схематически усилители устроены так: на валу руля закреплена шестеренка, которую вращает электродвигатель, – это редукторный усилитель. Есть вариант проще и изящнее – безредукторный. В нем рулевой вал служит ротором электромотора. Минусы управления авто с электроусилителем определяет его конструкция. При прямолинейном движении нейтральное положение руля ощущается недостаточно четко, присутствует небольшая вязкость в реакциях на быстрый поворот баранки, воспринимаемая как некая инертность. А еще – скромная мощность усилителя, что не позволяет применять его на более тяжелых автомобилях – класса С и выше, например кроссоверах или вседорожниках. Конечно, создать такой усилитель можно, но он будет громоздким и увесистым. Ныне на «калины» ставят два варианта усилителей. Первый, редукторный, махачкалинского завода «Авиаагрегат», – примерно на треть объема выпуска, второй, схожий по конструкции, довольно известнойДРУЖБА НАРОДОВв мире корейской компании Mando, – на 70%. В активе «иностранца» прежде всего безупречное качество изготовления. На «Приору» идет иной усилитель – безредукторный, от довольно мощного калужского предприятия «Автоэлектроника». Или – в небольших количествах – такой же, но новосибирского объединения «Север». Конструкторы предусмотрели варианты установки безредукторного усилителя и на «Калину» в качестве третьей возможной комплектации. Но до конвейера это решение пока не дошло. Хотя у безредукторного устройства есть очевидные преимущества перед традиционным редукторным: меньше инерционная масса (потому нет эффекта тяжелого маховика), соответственно точнее и четче управление авто; нет лишних пар трения и, понятно, механических потерь, все компактно да еще и недорого. Еще одну изюминку инженеры держат пока в загашнике – это короткая рейка. На сегодняшних машинах она длинновата. Полное число оборотов руля от упора до упора почти четыре с половиной, а с короткой148 За рулем 02/2011 Сергей Мохнаткин – руководитель отдела динамики автомобиля НТЦ АВТОВАЗа: «Чтобы научить усилители правильно работать, то есть откалибровать их, мы проехали не одну сотню тысяч километров, работали с известными компаниями – Delphi, Continental, Bosch, Mando. Да и сейчас совершенствуем ЭУРы в расчете на модернизацию наших автомобилей». всего три. Управление авто с последней значительно четче, особенно при экстремальных маневрах.управление на максимальной скорости, маневры на вираже на большой скорости и в завершение объезд препятствия – «лосиный тест». В первой «Калине» усилитель Mando. На месте легко кручу руль одним пальцем, очень удобно. Выезжаю на «змейку», активно вращаю руль и замечаю инертность в механизме – так называемый эффект маховика, о котором ранее говорили конструкторы. Разгоняюсь до ста двадцати – здесь недостаточно четко ощущается «ноль» (передние колеса в положении прямо), тем не менее заданную траекторию машина держит стабильно. На ста пятидесяти поведение становится лучше, хотя до идеала по чувствительности далековато. Интенсивно перестраиваюсь из ряда в ряд. Машинас легкой задержкой отзывается на движение рулем и не сразу, с ленцой, возвращается в прямолинейное направление. Но на высокой скорости эффект маховика исчезает – будто кто-то отстегнул гири, до того висевшие на валу рулевого управления. На последний тест – объезд препятствия – захожу при 60 км/ч, быстро меняю ряд и возвращаюсь в него же. Но что это? Я разметал правым бортом все конусы финального коридора, так размашисто вращал рулем, что чуть не «потерял» «Калину». Очень уж легкий руль (так понравился при парковании!) и низкая его информативность вкупе с большими углами его поворота подвели при выполнении переставки с возвращением на первую полосу. На «Калине» с махачкалинским усилителем вращать баранку на местеОСОБЫЕ ПРИМЕТЫПроверим все комбинации в деле. Упражнения таковы: парковка на площадке, в начале испытательного автовазовского трека «змейка», имитация городского движения перед первым виражом, после него режим скоростного шоссе с активным перестроением,«Лосиный тест» – объезд неожиданно появившегося препятствия. С усилителем от махачкалинского «Авиаагрегата» машина проходит точнее, чем с корейским изделием Mando. На «Калине» с короткой рулевой рейкой и безредукторным усилителем переставку выполнить проще даже на большей скорости. Жаль, такое сочетание пока не добралось до конвейера.Редукторный усилитель корейской компании Mando отличается безупречным качеством сборки и надежной работой. Безредукторный ЭУР калужского завода «Автоэлектроника» сейчас ставят только на «приоры». У традиционного редукторного он выигрывает в весе, простоте конструкции, у него меньше механических потерь, с ним «Калина» рулится точнее.За рулем 02/2011 149 | ЭЛЕКТРОУСИЛИТЕЛИ ВАЗчуть труднее. Хотя даже даме дополнительных «электрических» усилий от него хватит за глаза. На небольшой скорости руль кажется немного зажатым, но эффект маховика меньше, чем с «корейцем». Уже на слаломе более понятен «ноль» и четче ощущение поворота на малых углах. На скорости 120 км/ч управление весьма комфортное и понятное. Машина быстрее реагирует на команды рулем и четко их исполняет, меняя полосу. Важно, что на увеличение угла поворота отвечает нарастающее усилие, которое заставляет руль вернуться в нейтральное положение после маневра. При высокой и максимальной скорости информативность на руле еще выше. Машина отлично держит заданный курс не только на прямой, но и на разных высотах виража скоростной дороги полигона. Притормаживаю и с теми же 60 км/ч захожу на знакомый «объезд». Хорошая реакция, четкое поведение – машина вышла из последнего коридора с кренами и близко к конусам, но ни одного не задела. На старт вызываю «Приору» с безредукторным ЭУРом. Мне казалось, что заявленные характеристики не позволят на неподвижном автомобиле вращать руль с той же легкостью, какую дают редукторные усилители. Но нет, величина прилагаемых к баранке усилий позволяет поставить этот ЭУР между махачкалинским и корейским «помощниками». Оптимально. На 30–40 км/ч баранка легко и четко возвращается в «ноль», как только к ней перестаешь прикладывать усилие, причем совсем не чувствуется инерционность. Видимо, потому «змейку» прохожуВ испытательной лаборатории НТЦ АВТО­ ВАЗа усилители подвергают длительной про­ верке при серьезных нагрузках. Подопытный должен исправно трудиться при температуре от –40 до +65 ºC и даже при 100­процентной влажности. Чтобы проверить надежность, ЭУР крутят три с половиной месяца. с большей скоростью и удовольствием. На 120 км/ч перестроение из ряда в ряд комфортное и даже агрессивное. Руль с нарастающим усилием сопротивляется поворотам на большие углы, сохраняя у водителя чувство уверенного владения машиной. Однако на максималке по прямой и в вираже нейтральное положение не столь четко, как показалось при 120 км/ч. Хотя неискушенный водитель, думаю, этого не заметит. Переставку прошел даже с большей начальной скоростью – 70 км/ч, на выходе не уложил ни единого конуса. Есть маленькое замечание: из-за длинной рейки пришлось вращать руль от души, размашисто. На сладкое – «Калина» будущего: сочетание короткой рейки и безредукторного (приоровского) усилителя. На месте руль слегка тяжеловат на фоне предыдущих вариантов (но не критично). Однако стоит тронуться, как об этом неудобстве забываешь: авто отменно рулится даже на малой скорости – быстро, четко, без вязкости в рулевом управлении и запаздываний. «Змейку» прошел, словно на хорошо отстроенном спортивном авто, в котором руль отклоняют вправо-влево всего лишь на несколько градусов. При 120 км/ч понравилась очень четкая стабилизация после перестроений. «Ноль» прозрачный и точный.Какой электроусилитель стоит на авто, определить легко, если заглянуть под торпедо. На корейском ЭУРе блок управ­ ления выдается в салон больше (стрелка на верхнем фото), чем на отечественном, махачкалинского «Авиаагрегата» (стрелка на нижнем). В поворотах ощутима прогрессивная зависимость нарастания усилия на руле от угла его поворота. Очень приятное впечатление. Стоит отпустить баранку, и она почти мгновенно возвращается в «нейтраль». На ста пятидесяти и выше с таким рулем можно даже не напрягаться, фиксация на прямой и рулежка – что надо. На «лосиный тест» заезжал уже смело – под 80 км/ч. Короткие взмахи рулем, и все коридоры проскочил играючи.НА ЛЮБИТЕЛЯПодведем итоги. Все сегодняшние усилители со своей работой справляются должным образом. Ни один не вызвал у меня отрицательной реакции. Разница в поведении – по большому счету нюансы, которые в повседневной жизни для многих останутся незамеченными. Но если автомобиль все свое время снует по городским улицам, я предпочел бы «Калину» с корейским усилителем. То же самое рекомендую слабому полу. А вот если авто чаще летает по шоссе, то я за усилитель махачкалинского «Авиаагрегата». Считаю, что горожанину, слившемуся с деревней, больше подойдет безредукторный усилитель. Потенциальным владельцам «приор» выбирать не приходится, там уже стоит сбалансированное устройство калужского завода «Автоэлектроника» либо новосибирского «Севера».150 За рулем 02/2011