160
161
162
163
МЕНЯЕМ СВЕЧИ РЕМОНТ и СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТВРЕМЕННАЯ ЗАМЕНАВ новом формате популярной рубрики сравним удобство обслуживания десяти популярных на нашем рынке автомобилей. Сегодня Игорь Козлов озабочен трудоемкостью замены свечей зажигания.Рано или поздно каждый сталкивается со свечами, а уж тем более автолюбитель. Стоит заправиться чем попало – и перебои в работе двигателя гарантированы. А ездить, не обращая внимания на горящую лампочку Check Engine, зачастую себе дороже: если откажет хотя бы одна свеча, может пострадать нейтрализатор. Виновницу определить просто – по залитым бензином электродам и характерному запаху. Чаще свечи заливает зимой при пуске двигателя. Поройпричина не только в «негорючем» топливе, но и в собственной оплошности: надавил по привычке педаль газа – свечи моментально залило. С такими мотор не заведешь, ведь электроны, как известно, бегут по пути наименьшего сопротивления – по сырому нагару, минуя искровой промежуток. Разумеется, без искры вспышек не будет. Иногда достаточно просто продуть свечи, включив стартер при полностью нажатой педали газа. В этом режиме электроника отключает форсункии несгоревшее в цилиндрах топливо выветривается. Не помогло – придется брать инструмент и менять свечи на сухие. Пусть не новые, но заведомо исправные и очищенные от нагара. Советуем иметь их в запасе. И хотя производители свечей считают свои изделия одноразовыми (из-за сминаемой шайбы), на практике их можно использовать повторно, затянув немного посильнее.РАВНЫЕ УСЛОВИЯВ нашем тесте десять машин: «ХёндайАкцент», «Форд-Фокус», «ТойотаКоролла», «Мицубиси-Лансер», «Рено-Логан», «Дэу-Нексия», «Шевроле-Лачетти», «Мазда-3» и две «Лады» – «Калина» и «Приора». Для чистоты эксперимента все работы провели в зарулевском техцентре силами1 местоRenault Logan(двигатель К7М, 1,6 л, 87 л.с.)5 мин 32 с480 руб.1590 руб.15 тыс. кмшило или тонкая кисточка, шинный насос с насадкой, свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм Отличный доступ. Свечные колодцы не защищены от грязи.Условные обозначенияВремя замены Примерная стоимость работы у дилера Примерная стоимость нормочаса у дилера Периодичность регламентной замены ИнструментПрежде чем вывертывать свечи, удалите грязь из колодцев. Чтобы впредь не мучиться, перекройте зазоры, надев на наконечники, например, фетровые колечки. Берегите руки: экран коллектора с заусенцами!160 За рулем 02/2011 нашего механика Евгения Михалкевича. То есть в одном месте и мастером одной квалификации – для идентичности условий. Основной критерий оценки трудоемкости – потраченное на замену время: чем оно меньше, тем лучше. В зачет идет средний результат после трех попыток. Кстати, разброс оказался невелик – не более 5%. Оговоренный в руководстве по эксплуатации регламентный ресурс свечей не учитываем, поскольку от вредоносного бензина мрут как дешевые свечи, так и дорогие иридиевые и платиновые. Необходимый инструмент под рукой, так что на излишнюю суету времени не тратим. Вряд ли кто-то возит с собой динамометрический ключ, поэтому и мы будем затягивать свечи коротким воротком с плечом 10–15 см. Тогда превысить требуемый момент25 Н·м (для свечей под ключ «на 16») попросту сил не хватит.С СЕКУНДОМЕРОММеньше всего провозились с «Логаном» – 5 минут 32 секунды. Его восьмиклапанник – единственный без декоративной крышки поверх мотора. Одной заботой меньше! Правда, есть другая проблема: прежде чем вывертывать свечи, надо вычистить грязь из колодцев, чтобы не намусорить в двигатель. Для этого отлично подходит шило. Круговыми движениями отделяем налипшую вокруг свечей грязь и продуваем колодцы шинным насосом с насадкойсоплом на шланге. Если шила нет, возьмите проволоку или кусок многожильного провода, соорудив из него некое подобие кисточки. Ну а без насоса, полагаем, никто не ездит.Второе место заслужил «Акцент». Похожую компоновку имеют двигатели «Лачетти» и «Нексии», занявших соответственно третье и четвертое места. Здесь в наличии не только декоративные накладки, но и одинаково уложенные в углубление клапанной крышки высоковольтные провода. Они, как и выводы катушек зажигания, пронумерованы – ничего не перепутаешь. Общее правило – не тянуть за провода, только за наконечники! Их посадка порой туговата, поэтому в комплекте инструмента стоит иметь пассатижи со скривленными губками-захватами. При затяжке крепежа не прилагайте чрезмерных усилий, иначе вырвете с корнем резьбовые втулки, вмонтированные в пластиковую клапанную крышку.2 место3 место4 местоHyundai Accent(двигатель G4ED, 1,6 л, 107 л.с.)Chevrolet Lacetti(двигатель F16D, 1,6 л, 109 л.с.)Daewoo Nexia(двигатель F16D, 1,6 л, 109 л.с.)6 мин 45 с550 руб.1500 руб.20 тыс. км7 мин 14 с550 руб.1100 руб.45 тыс. км7 мин 47 с450 руб.900 руб.20 тыс. кмключ с головкой «на 10», пассатижи для снятия наконечников, свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм Провода не перепутаешь – они пронумерованы. Слабовата посадка резьбовых втулок в клапанной крышке.ключ с головкой «на 10», пассатижи для снятия наконечников, свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм Провода пронумерованы. Тугая посадка наконечников.ключ с головкой «на 10», пассатижи для снятия наконечников, свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм Провода пронумерованы. Тугая посадка наконечников, к двигателю приходится тянуться.Болты накладки двигателя затягиваем осторожно, иначе легко вырвете из клапанной крышки резьбовые втулки (одна из них показана стрелкой). Наконечники здесь снабдили выступами под хват.Провода и выводы катушек пронумерованы – не ошибешься. Но за свечные наконечники, случись их вынимать, едва ухватишься. Перед снятием накладки мотора надо вывернуть пробку маслозаливной горловины.Найдите хоть одно различие между моторами «Лачетти» и «Нексии» (агрегат F16D)! Соответственно и проблемы одинаковы, в первую очередь это неудобные свечные наконечники. Из удобного – промаркированные концы.За рулем 02/2011 161 | ТЕСТ-РЕМОНТ МЕНЯЕМ СВЕЧИНа пятом месте «Фокус» – первая машина в тесте с индивидуальными катушками зажигания (мотор 1,8 л). С ними возни больше: каждая закреп­ лена болтиком под ключ «на 10», нужно отсоединить разъемы проводки. Зато декоративная накладка двигателя здесь сидит на трех резиновых буфе­ рах – просто сдергиваем ее вверх. На «Лансере» и «Мазде» (шестое и седьмое места соответственно) накладка тоже быстросъемная, на четырех буферах. У «Мазды» роль двух опор накладки выполняют пла­ стиковые бочонки под ключ «на 15», навернутые сверху на шпильки кату­ шек второго и четвертого цилиндров. Для шпилек нужна высокая головка «на 8», поскольку низкой не подле­ зешь, а крутить рожковым ключом крайне неудобно. Инструмент для замены свечей: 1 – пассатижи для свечных наконечников; 2 – обычная головка «на 8»; 3 – высокая головка «на 8»; 4 – головка Е10; 5 – магнит; 6 – ключ с головкой «на 10»; 7 – свечной ключ с удлинителем 150–200 мм и головкой «на 16»; 8 – свечная головка «на 14»; 9 – карданный шарнир; 10 – удлинитель 70–100 мм; 11 – удлинитель 100–120 мм; 12 – шлицевая отвертка с тонким жалом; 13 – шило; 14 – ключ «на 15»; 15 – шинный насос с насадкой-соплом на шланге.1 2 4 7 8 9 11 13 14 12 15 10 3 5 65 место6 место7 местоFord Focus(двигатель QQDB, 1,8 л, 125 л.с.)Mitsubishi Lancer(двигатель 4А91, 1,5 л, 109 л.с.)Mazda3(двигатель LF, 2,0 л, 150 л.с.)7 мин 52 с500 руб.2015 руб.0* тыс. км*не регламентирована, замена по состоянию10 мин 7 с600 руб.1000 руб.60 тыс. км10 мин 45 с810 руб.2020 руб.75 тыс. кмключ с головкой «на 8», свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 ммключ с головкой Е10, свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм Легкосъемная накладка двигателя. Двигатель далеко от передка, приходится тянуться.ключ с высокой головкой «на 8», ключ «на 15», свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм Легкосъемная накладка двигателя. Неудобный крепеж катушек.Легкосъемная накладка двигателя. Посредственная защита от грязи.Не спешите вывертывать свечи. Для начала проверьте, нет ли в полости под клапанной крышкой антифриза – верного признака прохудившихся заглушек водяной рубашки. Если есть, срочно к «доктору».На современных авто («Лансер» в их числе) немало крепежа под головки«ешки» (на фото) и насадки-«торксы». Собираясь обслуживать машину самостоятельно, подготовьте инструментарий заранее!Для крепежа катушек нужна высокая головка «на 8». Бочонки-опоры накладки двигателя (стрелка) сильно не затягиваем, иначе могут потрескаться. Хотя на них есть шестигранник под ключ, лучше затянуть от руки.162 За рулем 02/2011 Крепеж катушек «Лансера» тоже с подвохом – под более редкий ключ Е10. Купите такой заранее! Не удивляйтесь, когда при установке катушек те станут сами приподниматься из колодцев, мешая наживить крепеж. Дело в том, что контакт на свечу здесь для большей надежности подпружинен. Из прочих неудобств отметим, что двигатель далеко отодвинут от передка, поэтому приходится постоянно тянуться и устаешь заметно быстрее. Вдобавок мешает концевик капота, работающий на дополнительную сигнализацию, – так и норовит оцарапать. А ведь устанавливали сигналку у официального дилера. «Калина», как ни странно, показала только восьмой результат. И хотя серьезных трудностей с ней не было, в первой же из попыток потеряливремя на поиски болта катушки. Крепеж сорвался с ключа и закатился между клапанной крышкой и впускным коллектором. Впредь работали с магнитом, прилепив его к инструменту. С «Приорой» еще сложнее: сперва надо снять клапан вентиляции адсорбера с декоративной накладки двигателя. На подопытной машине крепление старого образца – с металлической скобойфиксатором, правда, уже давно сломанной (и выброшенной за ненадобностью). Немудрено: при такой конструкции крайне сложно разобрать соединение, не повредив что-либо (ЗР, 2008, № 1). Примерно с конца 2008 года завод изменил крепление – стало намного удобнее. В остальном как с «Калиной»: так же призываем в помощники магнит, чтобы не растерять крепеж, а перед установкой накладки не забываем уложить проводкуи тросик газа в кляммеры на впускном коллекторе. Дольше всего провозились с «Короллой». За это время можно было бы дважды обслужить «Логан» или «Акцент»! Во-первых, трудно отсоединить разъемы с катушек – усилия пальцев попросту не хватает. Пришлось подцеплять усики на колодках тонкой отверткой. Во-вторых, над свечными колодцами нависает и мешает козырек перегородки щита передка. Стало быть, прямым инструментом свечи не вывернуть, нужен составной удлинитель с карданчиком. В итоге лишнее время и худший результат. Благодарим представительства компаний «Тойота», «Дэу», «Шевроле» и «Мазда», а также клуб www.priorovod.ru за предоставленные автомобили.8 место9 место10 местоLada Kalina(двигатель 11194, 1,4 л, 89 л.с.)Lada Priora(двигатель 21126, 1,6 л, 98 л.с.)Toyota Corolla(двигатель 1ZR, 1,6 л, 124 л.с.)11 мин 5 с450 руб.1150 руб.30 тыс. км11 мин 19 с450 руб.1150 руб.30 тыс. км13 мин 10 с580 руб.1080 руб.100 тыс. кмключ с головкой «на 10», магнит, свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм Понятное и простое крепление накладки двигателя. Легко затерять крепеж катушек.ключ с головкой «на 10», магнит, свечной ключ «на 16» с удлинителем 150–200 мм Простое и понятное крепление накладки двигателя. Мешает клапан адсорбера, легко затерять крепеж катушек.ключ с головкой «на 10», отвертка или шило, свечной ключ «на 14» с составным удлинителем 70–100 и 100–120 мм Легкосъемная накладка двигателя. Тугие фиксаторы колодок катушек, мешает «жабо».Чтобы не потерять при вывертывании болты катушек, прилепите к ключу мощный магнит. Не забудьте заправить в держатели проводку и тросик газа.Теперь крепление клапана вентиляции адсорбера на накладке стало удобнее: надо лишь нажать на усик, показанный стрелкой, и потянуть клапан вверх. Коммуникации можно (и даже лучше) не отсоединять.Задумано, что, нажав на этот усик (показан стрелкой), откроем замок колодки катушки. Однако усилия пальца не хватает, приходится подцеплять усик с обратной стороны отверткой.За рулем 02/2011 163