165
БАТАРЕИ ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ РЕМОНТ и СЕРВИС | АККУМУЛЯТОРНЫЕЧЕРНЫЕ ЯЩИКИВыбор аккумуляторов на рынке велик. Из чего исходить при покупке, рассказывает Олег Толмачев, заместитель главного инженера Тюменского аккумуляторного завода.Для «Волги» я купил роскошный импортный аккумулятор – даже качество упаковки говорило в пользу фирмы! Но зимой был разочарован. Слышал, что в морозные зимы лучше показывают себя отечественные аккумуляторы. Чем они отличаются? Михаил Славин, Челябинск Человек с достатком скорее купит дорогую импортную батарею известной марки, чем отечественную. Только яркая упаковка – еще не гарантия качества, в этом мы убеждались не раз во время стендовых испытаний батарей. В любом аккумуляторе есть токоот‑ воды («решетки»). У них две функции – удержи‑ вать активную массу и быть основным проводни‑ ком тока в начальной стадии заряда и в конце разряда. Решетка работает в чрезвычайно агрес‑ сивной среде, поэтому требования к материалу, из которого она изготовлена, высоки. Многие сегодня выпускают тонкие решетки из свинцово‑кальциевых сплавов, с которыми газовыделение и потери воды минимальны. Но коррозия постепенно осла‑ бляет решетки и уменьшает площадь их контакта с активной массой, которая начинает осыпаться. С уменьшением поперечного сече‑ ния жилок растет сопротивление аккумулятора, снижаются основные электрические характери‑ стики – и былые преимущества сходят на нет. Стоимость свинцово‑кальциевых сплавов на Западе ниже, чем свинцово‑сурьмянистых. В России – наоборот. Наши исследования показали, что при низких температурах и тяжелых условиях эксплуатации батарей наиболее приемлем для положительных решеток наш малосурьмянистый сплав, легированный мышьяком и селеном. А для отрицательных – свинцово‑кальциевый. Такую конструкцию аккумулятора мы называем гибридной. Эти коррозионно‑стойкие сплавы значительно снижают газовыделение и ныне используются практически всеми аккумуля‑ торными заводами России. Верно ли, что у импортных аккумуляторов пластины тоньше – и в заданном объеме их помещается больше? Если да, значит, у них выше ток разряда. Так чем же наши батареи лучше? Юрий Волков, Архангельск Одно из главных достоинств автомобильных батарей – максимально долго выдавать высокий стартерный ток при отрицательных температурах. При одинаковых емкости, мате‑ риалах и размерах батарей максимальный стартерный ток действительно зависит от коли‑ чества пластин в ячейке («банке») – то есть от площади контакта активной массы с элек‑ тролитом. Если пластины тонкие (0,7–0,9 мм), то в ячейке их уместится на четыре‑пять штук больше, чем толстых (1,3–1,8 мм). Однако мы считаем, что для холодного климата выгоднее более толстые пластины. Да, тонкие позво‑ ляют увеличить максимальный ток разряда, но и накопленный батареей электрический заряд расходуется быстрее: стартер крутит хорошо, но недолго! В тех краях, где зимы не столь суровы, а большинство машин новее и совершеннее наших, использование таких батарей оправданно. А в холодном климате важна не только величина стартерного тока, но и время, в течение которого батарея может его отдавать. В магазине мне сказали, что наши аккумуляторные батареи сделаны из вторичного свинца, тогда как зарубежные – из первичного… В чем тут дело? Владимир Арзамасцев, Томск Реальные процессы производства свинца для батарей (кстати, во всем мире!) к подобным разговорам не имеют ни малейшего отно‑ шения. Разделение свинца на «первичный» и «вторичный» – одна из маркетинговых уловок продавцов. На самом деле весь свинец для производства батарей в России должен соответствовать ГОСТ 3778‑78. Для этого, например, у нас есть собственный свинцовый завод с полным технологическим циклом про‑ изводства и свинца, и его сплавов. У нас тут очень серьезно люди доказывали, что, если не хватает электролита, в аккумулятор можно долить уксус! Я не поверил. Или это правда? Николай Туманян, Баку Ни в коем случае! Долить уксус нетрудно – но батарее придет конец. В уксусной кислоте свинцовые детали растворяются. Только при высоком качестве правильного, сернокис‑ лотного электролита можно избежать быстрого саморазряда батареи или осыпания активной массы. Сомнительные электролит и вода губят батарею. Замечу: приготовить в гаражных условиях электролит необходимой чистоты и плотности (1,27 ± 0,01 г/см³) либо дистилли‑ рованную воду для корректировки уровня – задача даже для специалиста серьезная. Проверяя неисправные батареи, в одних мы находили электролит, загрязненный при‑ месями железа и других металлов, в других – вместо сернокислотного электролита растворы посторонних кислот либо рекламируемые кем‑то «добавки», которые в лучшем случае бесполезны. Мы настоятельно рекомендуем применять электролит и воду только завод‑ ского изготовления. Купил так называемую необслуживаемую батарею. Неужели она совершенно не нуждается в уходе? Юрий Худяков, Кременчуг Согласно стандарту (ГОСТ Р 53165‑2008) батареи по конструкторско‑технологическому исполнению подразделяются на следующие типы: N – с нормальным расходом воды; L – с малым расходом воды; VL – с очень малым расходом воды; VRLA – с регулирующим кла‑ паном. Термин «необслуживаемая батарея» с 2009 года отменен. Но, согласитесь, даже если вы купили батарею с очень малым рас‑ ходом воды, удалять с нее пыль, грязь, следить за чистотой клемм, надежностью креплений и т. д. все же придется! Говорят, перед пуском двигателя в мороз полезно включить на несколько минут свет фар, чтобы «разогреть» батарею – и помочь отдать больший стартерный ток. Так ли это? Не получится ли, что у старой батареи с уменьшенной емкостью останется еще меньше шансов провернуть двигатель? Самуил Накладочкин, Петрозаводск Вспомните времена, когда перед пуском двигателя в мороз некоторые автомобилисты «кривым стартером» несколько раз прокру‑ чивали коленвал двигателя. Это позволяло, не расходуя заряд батареи, первоначально «расшевелить» двигатель – сдвинуть с места застывшие в цилиндрах поршни и т. д. Что‑то похожее происходит и с батареей. Если перед пуском двигателя на 10–20 секунд вклю‑ чить дальний свет, то и при этой небольшой нагрузке электрохимические процессы в акку‑ муляторной батарее ускоряются, подготавливая ее к главной задаче. Потеря заряда при этом пустяковая. Но, конечно, если батарея сильно разряжена, «тренировка» светом бесполезна.За рулем 02/2011 165