ДТП: деньги не спасли от смертей

Госавтоинспекция РФ обнародовала статистику аварийности на дорогах в 2010 году. Что за цифрами?

Надо бы воодушевиться…

Основные данные говорят, что неприятностей и трагедий на дорогах поубавилось:

  • произошло аварий 199 тыс. (на 2% меньше, чем в 2009 году);
  • погибли 26,5 тыс. человек (-4%);
  • получили ранения 250 тыс. граждан (-2%);
  • почти 12 тыс. аварий (-4%) произошло по вине пьяных водителей;
  • жертвами «пьяных» аварий стали 2 тыс. погибших (-15%) и 17 тыс. получили травмы (-5%).

Вот как боролись за повышения безопасности сотрудники ГАИ:

  • составили 47 млн. административных протоколов (-1,6%);
  • 917 тыс. водителей лишили прав (-17%);
  • около 300 тыс. подвергли административным арестам (разумеется, по судебным решениям).

Дети портят картину

ДТП-2010

ДТП-2010

Руководители МВД считают, что Госавтоинспекции удалось переломить тенденцию роста аварийности и смертности на дорогах. Вместе с тем, в статистических данных они видят плоды реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения», развернутой в 2006 году. Оценка не бесспорна: водителям больше запомнились многочисленные поправки в КоАП, ужесточающие наказания за нарушение ПДД.

Как бы то ни было, но говорить об устойчивой тенденции к улучшению ситуации нельзя: в прошлом году темп снижения аварийности замедлился. Более того, впервые за несколько лет не сократилось, а возросло количество аварий с участием детей (+ 1,5%), а также детей, раненных в ДТП (+2%).

Не все спишешь на «чайников»

Руководители Департамента обеспечения безопасности дорожного движения объясняют: ухудшение показателей отчасти можно объяснить ростом автопарка страны, свою «лепту» в результаты внесли начинающие водители — их стало больше на 1,5 млн. чел.

Доля правды тут есть. И все-таки, кроме ужесточения наказаний (да, они работают), люди за рулем не заметили особенных изменений в методах и стиле работы ГИБДД, а тем более изменений прорывного характера. А ведь на упомянутую ФЦП правительство выделяло 52 млрд рублей! В кризис финансирование сократили, но ведь большую часть суммы с энтузиазмом освоили...

Если тенденция сохранится, то невозможно будет выполнить главный из намеченных показателей ФЦП — в 2012 году количество погибших не должно превысить 23 тысяч. При нынешних темпах снижения смертности на дорогах (-4% в год) заветной цифры не достичь.

Цена «пьяных» прав

Ряд экспертов уверяет, что протоколов за нарушение ПДД стало меньше… в силу роста масштабов коррупции в рядах надзирающих за дорожным порядком. По мнению Виктора Травина, президента Коллегии правовой защиты автовладельцев, многие сотрудники ГАИ в ожидании перемен (в рамках реформы МВД) постарались «подзаработать». Кто знает, что будет завтра!

По данным руководителя «Движения автомобилистов России» Виктора Похмелкина, в Москве, чтобы откупиться от гаишника за нетрезвую езду, придется отдать до 200 тыс. рублей. В регионах расценки намного ниже, но тоже «за так» не отвертишься. Причем, сами инспекторы очень прозрачно намекают, что «вопрос можно решить на месте».

А сколько протоколов не оформлено?

Обобщающее мнение специалистов: если судить не по статистике, а по жизни, то меньше нарушать в России не стали, поскольку не устранены ни причины, ни условия, способствующие нарушениям. Вина вине — рознь: одно дело, если припарковался «под знаком», потому что на ближайших квадратных километрах больше негде, и другое, если разогнался по переулку до «сотни». Так что статистика отразила лишь количество оформленных протоколов, а не то, сколько совершено нарушений.

А ведь и вправду, нарушаем — дерзко, бездумно и часто без всякой «пожарной» надобности.

Полную версию материала читайте в журнале «За рулем» №4–2011.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии