Малютка мини-вэн

МАЛЮТКА МИНИ-ВЭН

]

ТЕХНИКА

МАЛЮТКА МИНИ-ВЭН

В Европе становится совсем тесно — растет число машин, в некоторых странах их уже более пятисот на тысячу жителей. Организация движения почти безупречна, так что резервов здесь нет. Строить новые дороги? Можно, конечно, но и «плотность» шоссе скоро достигнет максимума. Видимо, учитывая, что число машин приближается к критическому, японская «Мицубиси» планирует в ближайшие годы заняться индивидуальными «летающими» транспортными средствами, какими, правда, пока держит в тайне. Другие производители автомобилей менее радикальны — они стремятся «уплотнить» сами машины.

Аркадий АЛЕКСЕЕВ

И результаты есть, даже, можно сказать, удивительные. Их не сведешь только к словам «мини» и «микро», характеризуя тип машины. Появляются целые новые классы! Ветер перемен дует и на сей раз из Японии — территория островного государства невелика, и с теми или иными автомобильными проблемами здесь сталкиваются раньше. Местные законодатели придумали такое решение — они дали добро на льготный (в налоговом плане) класс машин: длиной до 3,3 м, шириной до 1,4 м и высотой до 1,7 м.

Все бы хорошо, но попробуйте «вписать» сюда какой-нибудь привычный тип кузова. Седан отпадает сразу, поскольку место использует слишком расточительно. И вот тогда сама собой приходит мысль об однообъемнике — просторном и маленьком. Так на дорогах появились своеобразные «кирпичики на колесах», скажем, «Субару-Либеро» или «Дайхатсу-Доминго». Вроде бы микроавтобусы, однако настолько меньше привычных в этом классе размеров, что при одном только взгляде на них сразу возникает ощущение «игрушечности». И напрасно — допустимая нагрузка превышает полтонны, а места достаточно для комфортного путешествия шести пассажиров.

Казалось бы, что еще нужно покупателю? Но тут выясняется, что, как бы ни была вместительна и удобна такая машина, вагонная компоновка входит в противоречие с представлением о престижности — скорее, ее надо рассматривать как рабочую лошадку. Да и сидеть «на колесе» нравится далеко не каждому водителю.

Конструкция такой машины обычно весьма проста: сзади — неразрезная балка моста на двух однолистовых рессорах, впереди — стойки «Мак-Ферсон». Двигателю приходится «прятаться» — его место или под полом, или под одним из сидений. Мотор чаще всего трехцилиндровый объемом до 1,2 литра.

Несмотря на кажущуюся примитивность, существуют даже полноприводные версии таких машин, в качестве примера назовем опять-таки «Субару-Либеро». При этом полный привод необходим скорее не для повышения проходимости, а для того, чтобы кроха могла двигаться за пределами города на скоростных шоссе. Дело в том, что при боковом ветре «кирпичик» буквально сносит с дороги — учтите огромную (относительно, конечно) парусность машины, не говоря уже о том, что есть еще и варианты с высокой крышей! Полный привод делает движение более устойчивым, а сам микроавтобус — более дорогим.

Перейдем теперь к другому классу мини-вэнов, который зарождается буквально у нас на глазах. Но для начала — несколько слов о восточном коварстве и скрытности. Еще в 1993 году фирма «Сузуки» представила на Токийском автосалоне маленький автомобильчик «Вэгон R». Реакция публики была весьма благосклонной, быстро пополнялся портфель заказов, но... за пределы страны машину не продавали («Все лучшее — себе»). Впрочем, на серьезный успех, скажем, в Европе никто и не рассчитывал — скромный трехцилиндровый моторчик объемом 657 смз вряд ли мог привлечь европейца. А в самой Японии «Вэгон R» поставил даже рекорд по темпу продаж в классе мини-машин: полумиллионный рубеж производство перешагнуло через 38 месяцев. Даже такой популярный автомобиль, как «Сузуки-Альто», добирался до этого «порога» на два месяца дольше.

Тут уж встрепенулись конкуренты, в первую очередь «Дайхатсу», которая выпустила на рынок (опять-таки только внутренний, японский) модель «Мув». Тоже крохотная машинка, пятидверная, с трехцилиндровым двигателем 847 смз, однако, в отличие от конкурента, с двумя клапанами на цилиндр (у «Вэгон R» — три).

Борьба разгорелась нешуточная, причем не только на уровне технических идей, но даже и вокруг самого определения, названия типа автомобиля. «Дайхатсу» предпочла непривычное, но понятное «микро-вэн», что, по-видимому, соответствует предназначению машины. «Мицубиси», выпускающая подобную модель «Миника- Топпо», остановилась на обозначении «стейшн вэгон», то есть универсал. Наиболее загадочно повела себя «Сузуки»: в проспекте фирмы категорически отрицается принадлежность «Вэгона R» как к мини-УПВ, так и к «развитию идеи вэна». Видимо, сбитые с толку, составители известного Женевского каталога в издании 1995 года вообще обошли вопрос о типе машины, включив «Вэгон R» в общий список модификаций «Альто». В каталоге 1997 года он уже отнесен к типу «берлина», объединяющему все седаны и часть универсалов. Можно предположить, что «Сузуки», считая себя здесь зачинателем, надеется, что класс так и получит название «Вэгон R-класс». Почему бы и нет, ведь существует, скажем, «гольф-класс», подтверждая приоритет «Фольксвагена» и принося ему дополнительные дивиденды.

Вся эта борьба оставалась бы внутренним делом японцев, если бы сразу две фирмы не решили, что Европа уже созрела воспринять такие новинки. На Женевском салоне появились «Сузуки-Вэгон R плюс» и «Дайхатсу-Мув». При этом фирма «Дайхатсу» показала и чуть большую по размерам модель «Гран Мув», для нее, кстати, уже готов и европейский конкурент — " Ситроен Берлинго—Мультиспейс". Все эти машины не прямые соперники на рынке — у них разный объем двигателей и, соответственно, мощность (см. табл.), разняться и другие характеристики.

Здесь уместно заметить, что адаптация к европейскому рынку у фирм шла по-разному. «Сузуки» предназначает для «Вэгона R» четырехцилиндровый 16-клапанный двигатель 997 смз — вернее, целое семейство моторов такого объема, причем «максимальный», с наддувом, развивает 101 л. с.! Предполагаются полноприводная и даже спортивная модификации. Представьте — полноприводный спортивный мини-вэн (то есть, извините, «Вэгон R») с почти «автобусной» вертикальной посадкой водителя, зато весь в спойлерах и антикрыльях. Необычно, хотя и интересно.

Вообще, «Сузуки» в этом автомобиле применила несколько перспективных технических решений, например электрический усилитель в рулевом управлении. По утверждению фирмы, такая схема упрощает привод, позволяя при этом регулировать эффективность усилителя в зависимости от скорости движения. А уж сколько в салоне всяких полочек, ящичков и емкостей! Например, под сиденьем переднего пассажира скрывается весьма объемистое ведро. Задние сиденья, естественно, складываются, освобождая место багажу.

«Дайхатсу» выступила несколько скромнее — ее автомобили более соответствуют японским «прародителям». О желании «Мицубиси» успеть в этот, можно сказать, уходящий поезд пока ничего не слышно.

Итак, на европейском рынке появился новый класс автомобилей. Впрочем, такой ли новый, ведь крохотные машины похожего предназначения разрабатывались и выпускались в 50-60-х годах. Вспомним хотя бы удивительный «ФИАТ-Мультипла», выросший из «шестисотки», — он тоже может быть отнесен к семейству крошек мини-вэнов. Однако если в ту пору стремление к «минимизации» автомобилей было обусловлено недостатком средств у среднего покупателя, то теперь, скорее, его прагматизмом: «престижный» уже перестал быть синонимом «большого». Кстати, нечто похожее наблюдается и в России: далеко не все люди с достатком покупают именно большие «мерседесы» или БМВ — в московском потоке встречаются и скромные по размерам «Ниссан-Алмера», и даже " Фольксваген Поло", и " Рено Твинго". Стало быть, не за горами время не только больших, но и совсем крохотных мини-вэнов.

Для путешествий эта машинка вполне подойдет.

Десять чемоданов и сумок: кто больше?

Все как у больших — две подушки безопасности («Вэгон-R»).

Спортивный мини-вэнчик.

А если еще и багажник на крышу...

Такую форму дизайнеры нашли не сразу.

Согласитесь, приятная обивка салона («Сузуки»).

«Дайхатсу-Мув».

Салон «Дайхатсу-Мув» более чем просторный.

«Дайхатсу-Гран Мув».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии