Почему компактные хэтчбеки не прижились в России

Россия всегда считалась страной седанов, но с началом иномарочного бума у нас появились популярные в Европе компактные хэтчбеки. С тех пор они так и не получили массового признания у российских автомобилистов, а с кризисом и вовсе стали исчезать с рынка.

Не в Европах живем

Skoda Rapid
Skoda Rapid

В отличие от Европы, где лидерами продаж традиционно являются компактные хэтчбеки, у нас такие машины особым спросом не пользуются. По итогам первого квартала 2016 года россияне купили более 31 тысяч хэтчбеков и лифтбеков В-класса — на четверть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В результате доля этого сегмента на российском авторынке составила 10,4% против 11,5% годом ранее, гласят данные агентства «Автостат».

В России одним из первоначальных критериев в выборе автомобиля часто является цена и, конечно, варианты эксплуатации автомобиля в дальнейшем, отмечает директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Константинов. По его словам, из-за своей компактности хэтчбек проигрывает седану, хотя имеет багажник с лучшей трансформацией. А если учитывать, что стоимость хэтчбека обычно выше седана, то можно с уверенностью сделать выбор не в пользу пятидверки.

Топ-10 самых продаваемых хэтчбеков и лифтбеков В-класса («Автостат», I кв. 2016 года)

Модель Продажи, шт. Изм., %
1. Lada Granta 6365 —60,2%
2. Renault Sandero 5921 —9,0%
3. Skoda Rapid 5556 —10,3%
4. Kia Rio 3452 —8,9%
5. Hyundai Solaris 2988 —20,7%
6. Lada XRAY 2455
7. Lada Kalina 1485 —39,2%
8. Datsun mi-DO 1179 —7,7%
9. Ford Fiesta 953 50,8%
10. Lada Priora 273 —70,5%

«В Европе хэтчбеки превалируют по причине своей компактности (удобство парковки на улочках старых европейских городов) и практичности. В России же люди больше стремятся продемонстрировать свой социальный статус при выборе автомобиля, и кузов седан воспринимается как более статусный. Помимо этого стоит отметить, что доля всех нишевых сегментов, включая компактные хэтчбеки и лифтбеки, уменьшается в условиях экономического кризиса», — констатируют в Kia Motors Rus.

Как известно, основными покупателями компактных хэтчбеков в нашей стране являются женщины. К примеру, Kia Rio с данным типом кузова наибольшим спросом пользуются именно у дам (в пропорции 60 на 40%), тогда как седан этой модели в основном предпочитают мужчины (70 на 30%). В Ford Sollers также отмечают тенденцию, что женщины предпочитают хэтчбеки Ford Fiesta, в то время как седаны чаще приобретают мужчины. Впрочем, целевая аудитория таких машин достаточно разнообразна: это и молодые семьи с детьми, и дачники. «В багажник хэтчбека помещается большее количество вещей и крупногабаритных грузов, чем в седан. Это свойство полезно людям, у которых есть дача. Для семей с детьми хэтчбек более удобен с точки зрения транспортировки колясок и детских принадлежностей», — отмечает PR-менеджер «Хендэ Мотор СНГ» Юлия Тихонравова.

Granta для молодежи

Lada Granta лифтбек

Lada Granta лифтбек

В январе-марте 2016 года бестселлером в сегменте хэтчбеков и лифтбеков В-класса на российском рынке стала Lada Granta, хотя в модельном зачете по общим продажам лидировал Hyundai Solaris. В первом квартале россияне купили 6,3 тыс. лифтбеков Lada Granta (-60,2%), что составило треть в объеме реализации этой модели.

Популярность седанов Lada Granta объясняется особенностью целевой аудитории этой модели, которая позиционируется АВТОВАЗом как народный автомобиль. По словам бренд-менеджера по направлению Lada ГК «Терра Авто» Алены Бобровой, преимущественно это клиенты среднего возраста, семейные, с невысоким уровнем дохода, которые покупают автомобиль взамен «классике», выпускающейся преимущественно в кузове седан. Лифтбек же Lada Granta ориентирован на более молодую аудиторию — зачастую без семьи, как правило без опыта вождения (первый автомобиль). Также стоит учитывать, что у седана заметно шире выбор комплектаций, например, возможна покупка автомобиля не только с роботизированной коробкой передач, но и с гидромеханическим автоматом Jatco.

В свою очередь, лифтбек Granta оказался популярнее хэтчбека Kalina, чьи продажи за первые три месяца 2016 года составили около 1,5 тыс. экземпляров (-39,2%). Как отмечают в пресс-центре АВТОВАЗа, лифтбек — достаточно редкий на автомобильном рынке тип кузова, совмещающий в себе преимущества как седана, так и хэтчбека. В частности, он имеет более вместительное багажное отделение по сравнению с хэтчбеком. А Lada Kalina хэтчбек — это классический компактный хэтчбек, ориентированный на ценителей именно этого типа кузова.

С претензией на кроссоверность

Lada Kalina
Lada Kalina

В общих продажах «ягодного» семейства львиную долю занимает универсал — на него приходится свыше 75% реализации модели. По словам Алены Бобровой, учитывая минимальную разницу в цене по сравнению с хэтчбеком Kalina и ощутимый выигрыш в эксплуатационных свойствах автомобиля, выбор практичных водителей становится очевидным. «Lada Kalina — это самый доступный универсал на российском рынке, который по своим геометрическим пропорциям скорее является вместительным хэтчбеком, чем традиционным универсалом. Кроме того, у универсала есть версия Cross, на которую приходится большая часть продаж данной модели», — комментируют в пресс-центре АВТОВАЗа.

Тем временем стремительно набирает популярность новый высокий хэтчбек Lada XRAY, который стартовал на российском рынке в середине февраля, а уже по итогам первого квартала 2016 года занял шестое место в своем сегменте с показателем 2,4 тыс. проданных автомобилей. С учетом того, что модель получила дизайн в стиле SUV и увеличенный клиренс, на АВТОВАЗе новинку позиционируют как компактный городской кроссовер. Ее сновными конкурентами являются Renault Sandero и Sandero Stepway, хэтчбеки Kia Rio и Hyundai Solaris, а также кроссовер Lifan X50, говорит Алена Боброва. При этом, по ее мнению, у XRAY есть все возможности потеснить своих конкурентов за счет лучшего соотношения цена/оснащенность.

Кстати, в десятку самых продаваемых хэтчбеков В-класса все еще входит Lada Priora, чье производство в этом типе кузова было прекращено в конце прошлого года. Между тем дилеры распродают остатки хэтчбеков Priora, и за первые три месяца 2016 года своих покупателей нашли 270 таких автомобилей. Стоит отметить, что в семействе Lada Vesta, пришедшему на смену «Приоре», кузов «хэтчбек» не запланирован. Как поясняют в пресс-центре АВТОВАЗа, в настоящее время модельный ряд двухобъемных автомобилей Lada представлен хэтчбеками Lada Kalina и XRAY, а также лифтбеком Lada Granta, которые закрывают потребности всех потребительских групп.

Страницы

← предыдущаяследующая →

12

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (43)

Самые новые