Почему компактные хэтчбеки не прижились в России

Россия всегда считалась страной седанов, но с началом иномарочного бума у нас появились популярные в Европе компактные хэтчбеки. С тех пор они так и не получили массового признания у российских автомобилистов, а с кризисом и вовсе стали исчезать с рынка.

Не в Европах живем

Skoda Rapid
Skoda Rapid

В отличие от Европы, где лидерами продаж традиционно являются компактные хэтчбеки, у нас такие машины особым спросом не пользуются. По итогам первого квартала 2016 года россияне купили более 31 тысяч хэтчбеков и лифтбеков В-класса — на четверть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В результате доля этого сегмента на российском авторынке составила 10,4% против 11,5% годом ранее, гласят данные агентства «Автостат».

В России одним из первоначальных критериев в выборе автомобиля часто является цена и, конечно, варианты эксплуатации автомобиля в дальнейшем, отмечает директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Константинов. По его словам, из-за своей компактности хэтчбек проигрывает седану, хотя имеет багажник с лучшей трансформацией. А если учитывать, что стоимость хэтчбека обычно выше седана, то можно с уверенностью сделать выбор не в пользу пятидверки.

Топ-10 самых продаваемых хэтчбеков и лифтбеков В-класса («Автостат», I кв. 2016 года)

Модель Продажи, шт. Изм., %
1. Lada Granta 6365 —60,2%
2. Renault Sandero 5921 —9,0%
3. Skoda Rapid 5556 —10,3%
4. Kia Rio 3452 —8,9%
5. Hyundai Solaris 2988 —20,7%
6. Lada XRAY 2455
7. Lada Kalina 1485 —39,2%
8. Datsun mi-DO 1179 —7,7%
9. Ford Fiesta 953 50,8%
10. Lada Priora 273 —70,5%

«В Европе хэтчбеки превалируют по причине своей компактности (удобство парковки на улочках старых европейских городов) и практичности. В России же люди больше стремятся продемонстрировать свой социальный статус при выборе автомобиля, и кузов седан воспринимается как более статусный. Помимо этого стоит отметить, что доля всех нишевых сегментов, включая компактные хэтчбеки и лифтбеки, уменьшается в условиях экономического кризиса», — констатируют в Kia Motors Rus.

Как известно, основными покупателями компактных хэтчбеков в нашей стране являются женщины. К примеру, Kia Rio с данным типом кузова наибольшим спросом пользуются именно у дам (в пропорции 60 на 40%), тогда как седан этой модели в основном предпочитают мужчины (70 на 30%). В Ford Sollers также отмечают тенденцию, что женщины предпочитают хэтчбеки Ford Fiesta, в то время как седаны чаще приобретают мужчины. Впрочем, целевая аудитория таких машин достаточно разнообразна: это и молодые семьи с детьми, и дачники. «В багажник хэтчбека помещается большее количество вещей и крупногабаритных грузов, чем в седан. Это свойство полезно людям, у которых есть дача. Для семей с детьми хэтчбек более удобен с точки зрения транспортировки колясок и детских принадлежностей», — отмечает PR-менеджер «Хендэ Мотор СНГ» Юлия Тихонравова.

Granta для молодежи

Lada Granta лифтбек

Lada Granta лифтбек

В январе-марте 2016 года бестселлером в сегменте хэтчбеков и лифтбеков В-класса на российском рынке стала Lada Granta, хотя в модельном зачете по общим продажам лидировал Hyundai Solaris. В первом квартале россияне купили 6,3 тыс. лифтбеков Lada Granta (-60,2%), что составило треть в объеме реализации этой модели.

Популярность седанов Lada Granta объясняется особенностью целевой аудитории этой модели, которая позиционируется АВТОВАЗом как народный автомобиль. По словам бренд-менеджера по направлению Lada ГК «Терра Авто» Алены Бобровой, преимущественно это клиенты среднего возраста, семейные, с невысоким уровнем дохода, которые покупают автомобиль взамен «классике», выпускающейся преимущественно в кузове седан. Лифтбек же Lada Granta ориентирован на более молодую аудиторию — зачастую без семьи, как правило без опыта вождения (первый автомобиль). Также стоит учитывать, что у седана заметно шире выбор комплектаций, например, возможна покупка автомобиля не только с роботизированной коробкой передач, но и с гидромеханическим автоматом Jatco.

В свою очередь, лифтбек Granta оказался популярнее хэтчбека Kalina, чьи продажи за первые три месяца 2016 года составили около 1,5 тыс. экземпляров (-39,2%). Как отмечают в пресс-центре АВТОВАЗа, лифтбек — достаточно редкий на автомобильном рынке тип кузова, совмещающий в себе преимущества как седана, так и хэтчбека. В частности, он имеет более вместительное багажное отделение по сравнению с хэтчбеком. А Lada Kalina хэтчбек — это классический компактный хэтчбек, ориентированный на ценителей именно этого типа кузова.

С претензией на кроссоверность

Lada Kalina
Lada Kalina

В общих продажах «ягодного» семейства львиную долю занимает универсал — на него приходится свыше 75% реализации модели. По словам Алены Бобровой, учитывая минимальную разницу в цене по сравнению с хэтчбеком Kalina и ощутимый выигрыш в эксплуатационных свойствах автомобиля, выбор практичных водителей становится очевидным. «Lada Kalina — это самый доступный универсал на российском рынке, который по своим геометрическим пропорциям скорее является вместительным хэтчбеком, чем традиционным универсалом. Кроме того, у универсала есть версия Cross, на которую приходится большая часть продаж данной модели», — комментируют в пресс-центре АВТОВАЗа.

Тем временем стремительно набирает популярность новый высокий хэтчбек Lada XRAY, который стартовал на российском рынке в середине февраля, а уже по итогам первого квартала 2016 года занял шестое место в своем сегменте с показателем 2,4 тыс. проданных автомобилей. С учетом того, что модель получила дизайн в стиле SUV и увеличенный клиренс, на АВТОВАЗе новинку позиционируют как компактный городской кроссовер. Ее сновными конкурентами являются Renault Sandero и Sandero Stepway, хэтчбеки Kia Rio и Hyundai Solaris, а также кроссовер Lifan X50, говорит Алена Боброва. При этом, по ее мнению, у XRAY есть все возможности потеснить своих конкурентов за счет лучшего соотношения цена/оснащенность.

Кстати, в десятку самых продаваемых хэтчбеков В-класса все еще входит Lada Priora, чье производство в этом типе кузова было прекращено в конце прошлого года. Между тем дилеры распродают остатки хэтчбеков Priora, и за первые три месяца 2016 года своих покупателей нашли 270 таких автомобилей. Стоит отметить, что в семействе Lada Vesta, пришедшему на смену «Приоре», кузов «хэтчбек» не запланирован. Как поясняют в пресс-центре АВТОВАЗа, в настоящее время модельный ряд двухобъемных автомобилей Lada представлен хэтчбеками Lada Kalina и XRAY, а также лифтбеком Lada Granta, которые закрывают потребности всех потребительских групп.

Страницы

← предыдущаяследующая →

12

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (43)

Самые новые

На мой взгляд, популярность седанов в России — навязываемое маркетологами мнение. Ради интереса за последние года 3 гуляя с собвкой в Москве несколько раз пересчитывал количество седанов и не седанов без разбивки по классам. Микроавтовусы и тому подобные не учитывал. Так вот на 100 автомобилей приходится только от 35 до 38 седанов.
В то же время устанавливая цены на седаны ниже ~10% по сравнению с хетчами и универсалами одной и той же модели стимулируют покупку именно седанов, т.к. люди деньги считать не разучились. Думаю, что при одинаковой цене на хетчбек, универсал и седан доля продаж седанов резко бы сократилась.
По поводу дизайна, так на мой взгляд хетч Солярис симпатичнее аналогичного седана.
ИМХО: Седаны хороши для премиум класса, а обычные (семейные) автомобили гораздо интереснее в кузовах хетчбек/лифтбек/универсал.

Ответить#
+4

Еще бытует мнение, что в универсале и хэтче багажник в салоне, и поэтому они шумнее, и вонять может в салоне, если какое-то Г в багажнике везешь :)) По мне хэтчи и универсалы гораздо практичнее. Недавно сам в хэтче при сложенном заднем ряде перевез кучу громоздких предметов, которые ни в один седан просто не пометились бы.

Ответить#
0

В России просто нет семейного автомобиля как класса, а седан это навязаный кузов, кто то просто решил, что такой нам нужнее. Зимой конечно практичнее, не надо греть лишний воздух.. . Ради интересса предложите знакомым на выбор хетч или седан из премиум класса, какой будет ответ у большинства?

Ответить#
0

Какая нахрен молодежь? Гранта лифтбек сейчас второй по утилитарности таз после ларгуса.

Ответить#
+1

«набирает ход среди универсалов калина универсал»)))).....да потому что у нее багажник хотя бы как у обычного хетча иномарочного...а хетч Калиновский вообще издевательство над людьми с такими размерами багажника...На иномарочных универсалах багажник вообще не сравним...

Ответить#
+1

Ну если откинуть конспирологические теории, и переливание из пустого в порожнее в данной статье, то на самом деле причин всего 2-е (причём это относится не только к В но и к С классу:
1. Дешёвых хетчбеков В и С класса (читать как локализованых иномарок) практически не осталось (весь перечень в статье) и покупатель, в основном не богатый, предпочитает купить седан, т.к. он подешевле. А настоящие европейские модели предлагающие «вксную» управляемость и другой комфорт существнно дороже упрощёнок седанов «спешал фо раша».
2. Сегмент компактных/среднеразмерных кроссоверов действительно отъедает некоторую часть любителей хэтчей/универсалов, т.к. дороги в нашей стране строятся черепашьими темпами да и качество ремонта дорог всем известный факт.
Пы.Сы. Хотя как бывший владелец новой Мокки сменившей её через год на новую Октавию могу сказать что высокие кроссоверы с зажатыми подвесками либо очень тряские, но сносно управляемые, либо комфортные но желеобразные, в текущих реалиях относится ко всем кроссоверам до 1,8 млн. руб. И да, лифтбек, который как седан я выбрал исключительно из экономических соображений, ибо нелокализованный универсал для меня чрезмерно дорог.

Ответить#
+5

Кузов хэтчбэк хорошо продается в классе С, где есть kia ceed, hyundai i30, citroen c4, suzuki sx4, ford focus и много премиум марок типа Audi A3. Больше выбор, больше размер. Раньше тоже думал, что седан лучше, смотря для чего. Возить себя красоваться одному, вдвоем или возить кого-то на заднем сиденье например в такси — седан лучше. если для себя, то начав с хэтча С класса я понял насколько это удобно: бампер почти там, где заднее стекло,что упрощает парковку задом, если нет парктроников, место в багажнике от пола до потолка и это элементарно удобнее и вместительнее, чем седан, например, когда надо переобуть машину и увезти колеса в багажнике. Говорить, что с семьей хэтч неудобен — вранье, место одинаково что в седане, что в хэтчбэке, если в каких-то моделях разница есть, то она копеечна, зато сколько можновсего положить в багажник хэтчбэка: от большой коробени до коляски (пусть не в разложенном виде, но в частично сложенном со сложенными ножками).А в седан? только низкое и длинное, и то при большой длине нужно раскладывать спинки. С дебилами, которые, проезжая по парковке, так и норовят задеть кого-то, хэтчбэк удобнее — можно встать вплотную к ограждению или к бордюру задом например и нос так не будет торчать как у седана.
Седан — стильно смотрится как уже правильно было сказано в соответствующем классе, и то, когда необходимость в понтах есть. И может то и переврали маркетологи со статусностью седана в В классе, но то, что наши люди любят понты больше европейцев — это да, потому и седаны у нас любят больше в любом классе.
Ну и выбора в В классе хэтчбэков нормальных нет, в тот же hyundai или kia позвони и узнай какой у них выбор хэтчбэков и какой выбор седанов, когда выбрать не из чего или надо ждать, а седан в любой комплектации и цвете в наличии — вероятность взять седан выше. Зато на С классе дилеры не отдыхают а возят, потому популярных машин хэтчбэков в этом классе значительно больше.

Ответить#
+3

думаю все дело в том что евродрочилам кроме себя любимого и полтонны порномукулатуры возить нечего
поэтому маленькая хэтч — самое яго
а у нас люди семьей зачастую обременены
хоть гейропа и пытается всунуть нам свои педерастические ценности

Ответить#
-7

Так для семьи в самую масть минивэн или универсал, а их продажи в России на порядок меньше. А еще совковые стереотипы «минивэн — это маршрутка, универсал — сарай. А седан, это же блин понтово и статусно! » Даже если этот седан уродец с откляченным задом, появившийся на свет в результате ближневосточных извращений над Пежо-206 или Рено Клио.

Ответить#
+3

лада седан!
бак-ла-жан!
поло седааан!
бак-ла-жан!
кузов седан в классах B и С выглядит именно так — попытка
владельца седовато выделится на фоне серой говнистой массы
таких же седановодов
забавно када из этих недоавто еще и длинномер с поросем торчат :-)
запомните нищеброды — кузов седан возможно уместен в классе D
точно уместен в классе E и так же неуместен в B как сарай F класса.
какой придурок автокоррекцию в поле ввода коментария включил?

Ответить#
-1

получается лада гранта седан более статусный автомобиль, чем лада гранта лифтбек?
или солярис седан, чем солярис лифтбек?
я просто худею над нашим народом, берут тачку, на которой будут ездить сами, из-за «нравится не нравится» другим?

Ответить#
+6

Соляриса лифтбека не существует.

Ответить#
+1

Вы невнимательно читали эти потуги отечественного маркетинга, расшифровываю:
— гранта седан — для нищебродов,
— гранта лифтбек — для молодежи,
— калина — для подкаблучников с толстухой женой,
— веста/иксрей — потуги на премиум, для сельских випов.

Ответить#
-1

«я просто худею над нашим народом, берут тачку, на которой будут ездить сами, из-за „нравится не нравится“ другим?»
А я худею над журналюгами, которые всерьез полагают, что покупая седан в самом нижнем ценовом сегменте кто-то думает о «статусности». Какой-то дятел пустил эту утку и все в нее охотно верят.
Если авто единственное в семье и в ней больше пары человек хетч мал. Выход — сарай или седан. С сараями совсем все плохо, потому и выбора нет. В «европах» одно авто в семье имхо редкость, потому и вопрос стоит иначе. Плюс ко всему Москва еще не вся страна и проблемы с парковкой, слава Богу еще не везде. Пока что...

Ответить#
+6

с сараями как раз все хорошо (даже отлично)
A4 Avant, bmw 3xx, A6 avant, bmw 5xx, мерсы разные
тоже в кузове сарай выпускаются,
FHI кузов сарай тоже не дискриминирует
ну и сараи на костылях именуемые почему то кросс оверами
(это кросс откуда и куда ????? легковой до жыпа недоедал что ли?)
заполонили рынок
если вы разуете вочы то увидите что сарай на сарае сидит
и сараем погоняет
(в штатах распространены большие сараи на платформе
грузовиков — Tahoe, suburban — это для тек кто считает
что в большом сарае окружающие сарая не заметят)

Ответить#
-3

Del

Ответить#
0

«с сараями как раз все хорошо (даже отлично) A4 Avant, bmw 3xx, A6 avant, bmw 5xx, мерсы разные тоже в кузове сарай выпускаются
...
если вы разуете вочы то увидите что сарай на сарае сидит и сараем погоняет

А если Вы свои разуете, то увидите о каком ценовом сегменте говорю я. Именно бюджетный сегмент и делает „кассу“, так что ваши аванты и мерсы тут ни разу не причем. Они на статистику влияют весьма условно.
Так вот, вырос я маленько из логана, хочется чего-то вроде поло или соляриса. И где сараи на их базе? В караганде? Бог с ним, меня устраивает логан. Есть на его базе отличный сарай, только кто так раздул его колесную базу??? Влезает-то дофига, но не крутануться на даче, не проехать не приложившись порогами. Да и не всем нужно столько воздуха возить.
А может с сараями все ок в классе повыше? Меганы, сиды, короллы и лансеры наперебой предлагают нам сараи, просто глаза разбегаются :)))

Ответить#
+5

сарай на базе лохана это пыльник
предлагается с передним приводом как машина донор (лохан В0)
так и с пародией на полный привод. разницы между кроссовером и сараем не много,
по крайней мере на разницу в весе и ездовые качества в сегментах В и С можно положить болт.
Да, сарай рулится несравненно лучше сарая на костылях (кроссоверы)
но кому с рассейскими запросами на дорощный просвет от 2х дециметров есть до \того дело? В бэ и цэ классах я имею ввиду.
Вот поэтому сараев в этих классах и нет — среднестатистический хомячок
покупает кроссовер на базе раскормленного гольфа фокуса или чего там
еще раскормили удлинили и подняли на костыли попытавшись поспорить с законами физики, а законы физики неумолимо тянут этот шлак с дороги и в кювет

Ответить#
0

с меганами вообще сегодня туго, сид св есть универсал, лансер походу вообще больше выпускаться не будет, митсубам сейчас не до этого. А чем ларгус плох? База у него не сильно раздута и не намного он длиннее логана 4470 против 4288 — разница всего 18 сантиметров. Сейчас многие предпочитают универсалы в стиле кроссовера, есть все: и кузов универсал, и дорожный просвет хороший, и полный привод, если денег хватит :))

Ответить#
0

«А чем ларгус плох? База у него не сильно раздута и не намного он длиннее логана 4470 против 4288 — разница всего 18 сантиметров»
18 сантиметров + к базе в этом классе много. Очень много. Если нужен именно сарай, в самом колхозном смысле — то прокатит. Если нужно что-то большее хетча, но длиной не больше седана — то не катит.
Тут при упоминании хетча на фоне седана рассуждают о маневренности. Ларгус с такой базой (даже не длиной, длинная база заметно увеличивает радиус разворота) гораздо менее маневрен.

Ответить#
0

Как это, — не прижились в России?
—Их просто нет.
С удовольствием взял бы Тойоту Ярис именно для города,
но их просто нет в нашей великой стране, даже б/ушных,
хлам старше трёх лет за авто не считаю.

Ответить#
-4

Любое авто, перешагнувшее 3-летний рубеж возраста, автоматически становится хламом. Я правильно понял?

Ответить#
+4

Совершенно верно, 150 тыс. км и ресурсу железяк, из которых состоит авто, просто копец, независимо импортные они или отечественные, по Законам физики они изнашиваются одинаково.
По-этому производители далее ответственности не несут.

Ответить#
-6

Автомобилей, которые за 3 года проезжают свыше 150 ткм, немного. Большинство наезжает 10–20 тысяч в год, и 30–60 тысяч км пробега — это ещё совсем свежее авто. О каком таком хламе вы говорите, я не понимаю. Понимаю только, что от фразы вашей за версту несёт дешевым снобизмом.

Ответить#
+4

Как правило, у таких «снобов» в собственности тачка старше 10 лет, либо вообще нет ни прав, ни тачки — по причине отсутствия 18 лет собственного возраста-:)

Ответить#
-10

И то законам физики они изнашиваются НЕ ОДИНАКОВО. Есть такой предмет — материаловедение и прикладная механика. Читайте.

Ответить#
+2

По поводу предпочтений россиян — Автоваз это проходил, в тот момент когда разница в цене разных кузовов на «Калиновое» семейство, стала в 10тр ,седаны перестали вообще покупать,поэтому его и удалили из списка производимой продукции.
Как только за разумный выбор кузова стало не нужно доплачивать, адекватный выбор в пользу универсалов и хэтчей,был сделан.

Ответить#
+6

Уменьшение процента продаж хэтчей ,в большей части связано с тем ,что сектор кроссоверов растет,"поедая" секторы хэтчей и универсалов. Вторая причина ,что хэтчи дороже, а для бюджетных сегментов это ключевой момент.
Третья- седан дешевле,а если надо возить только свой зад и портфель с документами ,выбор очевиден,особенно если учесть что для части нашего населения ,"седан" —это круто!

Ответить#
+5

Седан комфортней в наших условиях.
1. Нормальный задний обзор, всегда чистое стекло.
2. Зимой не морозишь салон открытым багажником, летом не залетает мошкара.
3. Не воняет из багажника и тише от хлама в багажнике.
4. Кому нужно возить часто грузы, лучше взять универсал.
5. Седан/Универсал чаще просто красивее хетча.

Ответить#
0

1. Дворники отменили в вашем королевстве?
2. Пожалуй. Актуально для тех, кто каждый день зимой из багажника что-то объёмное тягает.
3. Не воняло из багажника ни на лифтбеке, ни на хэтче, если не ездить со сложенными сиденьями или снятой полкой. По поводу хлама в багажнике, который вы зимой постоянно возите — одинаково звенит, если вообще звенит, что там, что там.
4. Верно. А кому нечасто — хэтч, ибо всяко практичнее седана, но дешевле универсала.
5. Универсал — пожалуй. Красявость седана — ооочень спорный тезис.

Ответить#
+6

2. Добавил бы слово «подолгу», на современных хетчбеках и универсалах при открытии двери багажника, полка перекрывает большую часть зазора между улицей и салоном.

Ответить#
+2

Добавлю плюсы к седану:
Быстрее прогревается салон, так-как его объём меньше.
Безопаснее при аварии в зад авто.
Багажник больше без сложенных седений.

Ответить#
-4

Что это вы такое вонючее в багажнике возите?Неужели то самое...)

Ответить#
+4

Пункт под номером
6. длинная крыша, со всеми вытекающими, плюс лишние стекла.

Ответить#
-1

1) нормальный задний обзор — где кончается стекло, там кончается машина. А на случай слякоти есть дворник+омыватель, и очищенное ими стекло дает намного лучший обзор, чем никак не очищаемое.
2) При прогретом движке в салоне снова будет тепло через минуту после закрытия дверей независимо от типа кузова. А багажником Вы мух чтоли ловите? :)
3) Это чтоже такое в багажниках возят? Не тонущую в воде субстанцию или разлагающиеся трупы?
4) Кто часто возит грузы, тому лучше пикап. А если не часто... В хэтч В- класса можно, например, велосипед со снятым колесом поставить и еще остается место для двух пассажиров сзади. Можно два велосипеда. Можно стиральную машину, которая в проем багажника седана ну никак не пролезет. Конечно, универсал для этого сподручней, но он дороже, тяжелей и сложней с местом для парковки. И много ли в В-классе универсалов и пикапов?
5) Это смотря у кого какой вкус. Иранцы вон додумались приварить сзади к Пыжо-206  здоровенный ящик без изменения остальных пропорций.

Ответить#
+4

Седан комфортнее вот и все.

Ответить#
-5

Чем же?

Ответить#
-6

на B и C классе как правило шумка — говно
в седане на пол процента тише
это единственное оправдание которое есть у покупателей авто
данных классов в кузове седан
но звучит оно малоубедительно

Ответить#
-8

Да уж... Тогда престижный кабриолет вообще покупать нельзя — шумный очень... Я думаю, что любовь к седанам у нас — дань традиции (ВАЗики 24 года были только седанами и немного универсалами, да и Волги) и понтам. Президент же на хэтче не ездит, вот и посоны стремаются.

Ответить#
-8

Если в бюджетном сегменте хэтчбеки будут существенно дешевле седанов, то появится статья под заголовком «Почему компактные седаны не прижились в России». Очевидно, что цена определяет уровень продаж. Учитывая, что в Европе ценник на хэтчбек В-класса примерно такой, как в РФ на С-класс, то стоит ли удивляться?

Ответить#
+10

Пока еще не умер совковый стереотип, где считалось наличие машины — признаком достатка. А в 90-е еще добавились понты...вот и получилась такая гремучая смесь понтов и стереотипа.

Ответить#
0

Да, компактные хэтчбеки пали жертвой любви граждан РФ к понтам...

Ответить#
-3

В РФ как раз традиционно автомобиль без багажника таковым не считается.

Ответить#
-1