Какой мотор лучше?

Илья Канафьев, житель Московской области, за ответ на задачу № 102 «Бракоделы» (ЗР, 2016, № 7) получает от компании Автоден экшн-камеру/видеорегистратор во влагозащищенном корпусе ParkCity GO 10 PRO. А теперь — новое задание. Ответы принимаются до 1 ноября 2016 года.

Ззадача № 105

ГОЛОВОЛОМКА

На днях наши мастера сравнивали карбюраторную Ниву с такой же, но со впрыском топлива. У какой мотор лучше? Каждый приводил свои доводы, так что спорили, как водится, не считаясь с цензурой. И тут шофер, командированный к нам с юга, тихонько шепнул: «Спорят мужики, а не понимают, что маслоснабжение двигателя со впрыском эффективнее, чем у карбюраторного. Это главное!». Лишь назавтра я задумался над этой фразой. Хотел южанина расспросить, да не успел, тот на новеньком КАМАЗе уже уехал. Вот и ломаю голову над этой загадкой.

А что скажете вы, знатоки?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 ноября 2016 года по адресу: 107045, Москва, Селивёрстов пер., 10 — или по e‑mail: exp@zr.ru. Укажите свой контактный телефон или иной способ быстрой связи.

Мы обязуемся прочитать все ваши сообщения по теме конкурса. Призом будет отмечено не просто правильное, но и наиболее полное решение конкурсной задачи с развернутым ответом.

А теперь подведем итоги «Конкурса знатоков» из июльского номера журнала «За рулем».

Материалы по теме
Почему завибрировал Фьюжн?

Некоторым это знакомо. Скажет человек в родном коллективе неосторожное слово — и, считай, пропал! В лучшем случае становится героем анекдотов, в худшем — сплетен. Иной раз и автора давно нет, а бывшие коллеги то и дело вспоминают его высказывания — и жизнь становится ярче. Вот почему подобные темы порой звучат и в сюжетах наших конкурсных вопросов.

Итак, о сегодняшней задаче. Макарыч, бывалый мастер, увидев молоденького инженера Колю, демонстрирует ему почти отеческую заботу — и, предвкушая удовольствие, убедительно «разводит» дипломированного юнца информацией о безобразиях на ВАЗе. Мол, недавно узнал я в сервисе, как бессовестные бракоделы ставят в двигатель заведомо сломанные детали. Думаю, и тебе, парень, это полезно знать. Пока твоя Приора еще на ходу, может быть, стоит поменять ее хотя бы на «корейца»?

Коля, заподозрив подвох, скромно промолчал. А коллеги, понимая, что за этим последует, заулыбались. В таких ситуациях каждый из кожи лезет вон, лишь бы молодой специалист прокололся, - увы, все мы не без греха. Тем более что иной «специалист с дипломом» становится посмешищем вполне заслуженно — не болтай лишнего! Нам, например, пишут, что молодому человеку, недовольному светом фар, посоветовали «снять и промыть их оптические оси, и тот поверил». А другому не понравилось, что на новеньком Дастере вентили шин «стояли вразнобой, подкачивать было неудобно, - и хозяин, ругая заводских дураков, переставил колеса как надо».

Если вам эти шутки понятны, поздравляем. Ведь истинного знатока на подобной мякине не проведешь. Насчет «сломанных» деталей в двигателе мы получили почти 100% верных ответов.

Крышки шатунов изготовляют методом искусственного отрыва от целого шатуна. На поверхностях разлома образуются индивидуальные поверхности — неровности, выступы, впадины. При последующем совмещении деталей по поверхностям разлома крышка очень точно стыкуется с шатуном. Эта технология обеспечивает таким образом высокую точность установки крышки на шатун.
Крышки шатунов изготовляют методом искусственного отрыва от целого шатуна. На поверхностях разлома образуются индивидуальные поверхности — неровности, выступы, впадины. При последующем совмещении деталей по поверхностям разлома крышка очень точно стыкуется с шатуном. Эта технология обеспечивает таким образом высокую точность установки крышки на шатун.

Вот пример из интересных писем: «Кто склеивал разбитую фарфоровую вазу, знает, что ее части надо соединить как можно точнее. Но сделать это проще именно благодаря шершавой поверхности излома. При изготовлении шатунов двигателя 21126 Приоры используют похожий принцип. Облегченные шатуны получают с применением технологии, предусматривающей разрыв нижней головки шатуна в двух диаметрально противоположных местах. Так образуется индивидуальная, неповторимая пара — шатун и крышка».

Материалы по теме
Что вы знаете про букву R?

Добавим: достоинство этого метода в том, что излом металла хрупкий, без намека на пластическую деформацию. Поверхность излома неровная, видна кристаллическая структура. Именно благодаря этому при стыковке шатуна с его родной крышкой обеспечивается высочайшая точность.

Приведенный ответ — из тех, которые приятно цитировать. Однако куда больше таких, которые верны, но вряд ли интересны кому-нибудь, кроме самих авторов. Например: «Шатуны тут колотые». Подобное может написать любой, кто умеет пользоваться поиском во Всемирной паутине. Поэтому советуем вам давать развернутые, обоснованные ответы. Победители нашего конкурса всегда из числа таких авторов. Ведь знаток — это тот, кому в удовольствие рассказывать о «тайнах» автомобиля, которые многим неизвестны.

Знатоки отмечают, что технология разрыва нижней головки не имеет ничего общего с неуправляемым ударом кувалдой. Специальное оборудование позволяет нагрузить кольцо нижней головки усилием, направленным строго в плоскости вращения — без малейшего намека на изгиб тела шатуна. А чтобы крышка отделилась от него правильно, в двух местах, кольцо головки заранее надрезано, созданы концентраторы напряжений. Для двигателя недопустимы ни остаточные деформации шатуна, ни, тем более, образование осколков. Поэтому характеристики металла, как и процессы его обработки, подобраны так, что нижняя головка рвется одновременно в двух местах, иначе правильной, недеформированной крышки не получить.

Преимущества такой технологии ощутимы. В сравнении, например, с классическими шатунами «колотый» значительно легче. И риск неправильного совмещения крышки с телом шатуна практически исключен, чем, увы, не могут похвастаться старые моторы.

Сказанное подтверждает и победитель: «Крышки шатунов изготовляют методом искусственного отрыва от целого шатуна. На поверхностях разлома образуются индивидуальные поверхности — неровности, выступы, впадины. При последующем совмещении деталей по поверхностям разлома крышка очень точно стыкуется с шатуном. Эта технология обеспечивает таким образом высокую точность установки крышки на шатун».

В сказанном, надеемся, вас убедят иллюстрации. Неправильно состыковать части вроде показанных на фото вряд ли удастся. Кстати, эта технология сегодня получает массовое распространение, в том числе и на «корейцах», о которых говорил Макарыч.

Всем участникам конкурса спасибо. Илью Канафьева поздравляем с победой! Он получает от компании АВТОДЕН экшн-камеру/видеорегистратор ParkCity GO 10 PRO во влагозащищенном корпусе.

Фото: «За рулем»Эксперт
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter