Шторки на окна: можно или нет?

Сетевые форумы пестрят от однотипных жалоб: «Вчера оштрафовали за шторку на боковом стекле! Содрали 500 рублей! Но это же не тонировка! Разве шторки запрещены?». Далее одни доказывают, что вас просто развели, а другие — что ПДД действительно запрещают шторки. А как на самом деле?

Многие иностранцы считают Россию суровым краем с холодным климатом, где почти весь год длится зима. Это, конечно, не везде так, но у нас и не тропики! Жаркий период не особо долог и при этом локален — в некоторых краях настоящую жару видят лишь изредка. Тем не менее мода на шторки очевидна, а россиянами овладело массовое пристрастие к дополнительному затемнению салонов автомобилей.

Шторки на окна

Шторки на окнаВыдвижные пластиковые шторки крепят саморезами. Недостатки: узкая гамма фиксированных типоразмеров и небольшой ресурс. Лишние дырки в салоне тоже не всем нравятся.
Выдвижные пластиковые шторки крепят саморезами. Недостатки: узкая гамма фиксированных типоразмеров и небольшой ресурс. Лишние дырки в салоне тоже не всем нравятся.

Любовь вне закона

С глухой тонировкой почти покончено. До 1 января 2015 года власти официально разрешали тонировку в рамках ГОСТ 5727–88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия». Теперь же действует технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877. В пункте 4.3 этого регламента сказано: «Светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%». К слову, в верхней части ветрового стекла допускается наклеивать светозащитную полоску шириной не более 140 мм. ГИБДД оснащена приборами для контроля параметра светопропускания. Нарушителей нещадно штрафуют, иногда заставляют публично сдирать пленки. Спрос на тонировку упал, но закрыться-то — от солнца или от мира — все равно хочется. Не всем, но многим.

Каркасная тонировка

Каркасная тонировкаКаркасные шторки иногда сильно дороже всех других, зато изготавливаются в размер конкретного стекла конкретной модели автомобиля, наиболее эстетичны и предельно просты в установке.
Каркасные шторки иногда сильно дороже всех других, зато изготавливаются в размер конкретного стекла конкретной модели автомобиля, наиболее эстетичны и предельно просты в установке.

Поэтому рынок быстро заполнился огромным количеством предложений по «индивидуальной каркасной тонировке» и разного рода солнцезащитным экранам. Некоторые изготовители и продавцы на своих сайтах чуть ли не гарантируют «лояльность ГИБДД к нашей продукции». Напирая на то, что данная «специализированная сетка» удовлетворяет требованиям по светопропусканию, в отличие, скажем, от непрозрачной матерчатой занавески. Не верьте им! Сотрудники ГИБДД справедливо пожмут плечами, если им предложить замерить светопропускание сетки. Даже если сквозь нее все отлично видно. Ибо в техническом регламенте идет речь только о стекле, к сеткам отношения не имеет.

Как именно сотрудник ГИБДД должен определять светопропускание стекол, описывает ГОСТ 32565–2013. К примеру, замер должен производиться в трех разных точках стекла прибором, регулярно проходящим поверку (о чем должно гласить соответствующее свидетельство). В паспорте к такому прибору также указан диапазон рабочих температур. Если светопропускание было измерено с нарушениями, решение инспектора ГИБДД можно обжаловать.

Задняя шторка

Задняя шторкаЕсть различные варианты и для задних стекол. И формально это не запрещено.
Есть различные варианты и для задних стекол. И формально это не запрещено.

Измерять параметры шторок он не уполномочен, но это и не нужно, поскольку шторки всех типов однозначно попадают под «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». Он решительно исключает из списка разрешенного любые «дополнительные предметы, ограничивающие обзорность с места водителя». А статья 12.5 КоАП РФ оговаривает соответствующие наказания — предупреждение или штраф 500 рублей.

Один важный нюанс — трактовка понятий. Возникает естественный вопрос — что такое передняя обзорность и обзорность с места водителя? ПДД таких толкований не дают и, в принципе, при помощи долгого спора с инспектором, наверное, есть шанс отстоять шторки на передних боковых стеклах. Дескать, обзорность они не ограничивают, поскольку эта самая обзорность в ПДД не описана, а лично я во время движения смотрю только вперед. Правда, есть ГОСТ Р 51266–99 «Обзорность с места водителя», определяющий переднюю обзорность, как обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченную полем зрения водителя, равным 180°. Но этот ГОСТ составлен для сертификации транспортных средств, а не для выявления нарушителей правил дорожного движения.

Шторки на окна

Шторки на окнаКаркасные шторки различаются по типу крепления — есть на специальных зажимах, а есть на магнитах.
Каркасные шторки различаются по типу крепления — есть на специальных зажимах, а есть на магнитах.

Шторки для задних окон, в том числе и боковых (если автомобиль оборудован внешними зеркалами заднего вида), таким образом, разрешены. И этим охотно пользуются производители машин: многие модели штатно укомплектованы выдвижными шторками. Оговоримся, что шторки на передних боковых дверях запрещены только во время эксплуатации — то есть в процессе движения. На стоянке — пожалуйста, сколько угодно. Поэтому формально запретить их выпуск, продажу и установку нельзя.

штатные шторки на окна

штатные шторки на окнаШтатные шторки на задних окнах — норма в премиум-классе. На фото Cadillac CTS, у которого рядом с основной шторкой еще и дополнительная, прикрывающая треугольное окошко.
Штатные шторки на задних окнах — норма в премиум-классе. На фото Cadillac CTS, у которого рядом с основной шторкой еще и дополнительная, прикрывающая треугольное окошко.

Есть, кстати, и добросовестные продавцы, честно упоминающие КоАП и предупреждающие, что «только красноречие, когда вы будете рассказывать о том, как хорошо эти шторки на передних стеклах пропускают свет, плюс нежелание инспектора тратить время, спасут вас от заслуженного наказания».

А нужны ли шторки?

В эпоху, когда кондиционерами стали оснащать даже бюджетные автомобили в «базе», все же из любопытства рассмотрим основные «заманухи» продавцов. Чем шторки так хороши и привлекательны?

Шторки на окна

Шторки на окнаКлассические раздвижные матерчатые шторки обычно крепятся крючками на карнизах. Возможно, создают определенный уют. Но, пожалуй, этот уют полноценен только в случае индивидуального подхода с учетом интерьера конкретной модели. В противном случае выглядят «кондово».
Классические раздвижные матерчатые шторки обычно крепятся крючками на карнизах. Возможно, создают определенный уют. Но, пожалуй, этот уют полноценен только в случае индивидуального подхода с учетом интерьера конкретной модели. В противном случае выглядят «кондово».

Далее в кавычках приведены аргументы, многие из них откровенно спорны:

«Когда солнце светит прямо в глаза, водитель плохо видит дорогу, что может грозить крупной аварией». Вот как повернули — шторки на страже безопасности! Неужели будет лучше, если водитель совсем не увидит дорогу сквозь шторки? Оптимальным решением все же представляются солнцезащитные очки — абсолютно легальные.

«Никакой новомодный кондиционер не спасет вас от удушливой жары, если вы застряли в пробке». Неужели? А шторки прямо спасут? В большинстве случаев они темного цвета (хотя предлагают и светлые) и на солнце нагреваются не хуже, чем пластик салона. Поэтому крайне сомнительны утверждения, что «даже на чистой и отполированной машине, покрашенной в белый „металлик“, шторки помогут снизить нагрев на 9–10 градусов».

«Снижают солнечную активность минимум на 85%». Бред: у человечества пока нет технологий, способных повлиять на комплекс явлений и процессов, связанных с образованием и распадом в солнечной атмосфере сильных магнитных полей.

«Ультрафиолет крайне неблагоприятно воздействует на обивку и отделочные материалы». Здесь явное противоречие с заявлениями изготовителей автомобилей, заверяющими, что применяют материалы с повышенной устойчивостью ко всему световому спектру.

Это еще не все. Шторки «фильтруют воздух при езде с открытыми окнами», «защищают салон от насекомых», «экономят топливо за счет снижения интенсивности работы кондиционера», «больше нет непонятных посторонних взглядов», «вашего ребенка не продует» и «в машине со шторками гораздо приятнее ездить!» Тем, кто считает, что все это — правда и действительно полезно, без шторок на передних боковых окнах не обойтись. Только не удивляйтесь регулярному вниманию сотрудников ГИБДД к вашему «модному» автомобилю.

Фото: фирм-производителей
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (39)

Самые новые

поддерживаю позицию Копчёного. у меня лобовое и боковые чистые, а все остальные  — 50% + шторки , что не запрещается. я всё вижу, а то ,что кому то через меня не видно — не ко мне. так можно требовать прозрачности грузовиков, автобусов, фургонов. живу на юге и без тонировки и шторок летом ну никак.

Ответить#
+4

ЛЮБУЮ тонировку. на любом окне нужно запретить. с лишением прав. потому что это прямая безопасность движения.
а людям которым насра... на других участников движения. на дорогах делать нечего.

Ответить#
-5

Копченый, я бы хотел взглянуть на Вас, когда лично Вы вырулите из-за автомобиля, оборудованного как и у Вас, и зацепите на перекрестке зазевавшегося пешехода, который не смог рассмотреть через жалюзи притормозившего перед ним авто Ваш идущий в соседнем ряду авто, а Вы не сможете своими гляделками узрить выходящего из-за стоящей впереди машины человека! = Подобных ситуаций я на своем веку уже рассматривал десятками. Проклянете день, когда сели за руль, и тем более навесили эти злосчастные понтовые шторки. = Автоэксперт.

Ответить#
-3

А какая обзорность сквозь фургон или автобус?Давайте их тоже оштрафуем и запретим,а то сквозь них хреново видно...А пешему на ПРОЕЗЖЕЙ части дороги вообще делать нечего,и надо их с ПРОЕЗЖЕЙ части убрать...

Ответить#
+1

Аргументом может служить только и исключительно желание хозяина :хочет ездить в аквариуме — да ради бога,нравятся тонировка или шторки — покупай и ставь,никому не должно быть никакого дела до чужой собственности...

Ответить#
+1

Копчёный
\\\\Аргументом может служить только и исключительно желание хозяина :хочет ездить в аквариуме — да ради бога,нравятся тонировка или шторки — покупай и ставь,никому не должно быть никакого дела до чужой собственности...//////
Экк расташшило то — ну ВЫ видимо ЕДИНСТВЕННЫЙ собственник авто в РФ..... не путайте рамсы — на ваше право собственности в режиме НЕДВИЖИМОСТИ НИКТО НЕ покушается, НО.... как только ваше авто сдвинулось с места, начинают действовать другие приоритеты, главным из которых является БЕЗОПАСНОСТЬ..... Вам и подобным Вам Я как и большинство людей на дорогах, НЕ отстЁгивал части МОЕЙ безопасности из-за УХУДШЕНИЯ обзорности в ВАШИХ авто , а потому ВсЕ усилия служивых, искоренить эти собственнические иллюзии считаю ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМИ!

Ответить#
-1

Абсолютной безопасности Вы можете достичь,забаррикадировавшись в заглублённом подземном бункере

Ответить#
0

Копчёный
///Абсолютной безопасности Вы можете достичь,забаррикадировавшись в заглублённом подземном бункере\\\\

Ну хто бы спорил со ЗНАТОКОМ — где и КАК шкериться в собственности — видимо НАГАР мешает Вам уразуметь разницу между недвижимостью и ТС, являющимися по определению источниками повышенной опасности.....

Ответить#
-3

Абсолютно согласен! Более того может все заодно еще и переходить будем на коронки на панели приборов, красные брызговики. решетки из пластика снаружи и тонировку в ноль,чтобы меня видно не было «я же в розыске и я сама таинственность с капюшоном на голове», ну можно и пару наклеек еще до кучи и огромную полосу на лобовое стекло с надписью «LADA SPORT»))) Все эти пережитки в виде тонировки надо искоренять самым жестким образом! В Германии брат рассказал безошибочно опознают машины из РФ по наличию тонировки даже на задних стеклах. Он говорит, что стоит увидеть такую машину и полиция определяет что этот автомобиль или из РФ или на нем ездят выходцы с Ближнего Востока.

Ответить#
-2

Не пользуюсь ни шторками , ни тонировкой. Но бывают моменты, когда солнце низко и бьет в боковое окно, очень напрягает. Козырек поворачиваешь, не достает. Вот в этот хочется как то прикрыться. Бывает кепку натяну козырьком в бок)))).

Ответить#
+3

ПДД читать не пробовали?
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709–2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727–88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

про передние стекла ничего не сказано — значит нельзя.

Ответить#
+1

тем кто лепит шторки в своем авто, я лично, еще рекомендую и салон автомобиля обоями обклеивать))))))

Ответить#
+3

... и герань на подоконник поставить. И будет уютно!!!

Ответить#
-1

Соглашусь с ранее написавшими коллегами, что лучшим вариантом будет одолжить шляпу с широкими полями у Михаила Сергеевича Боярского. И с возгласом «Каналья, тысяча чертей!» спокойно ехать под солнцем. Ведь кроме шторок есть немало способов прокачать свою тачку: приделать синие брызговики, которые увеличивают максимальную скорость на 10%, покрасить тормозные суппорты красной краской (они сразу становятся гоночными и улучшают торможение на 15%), в конце концов утыкать резиновый уплотнитель лобового стекла монетами! Да! При этом разумеется обязательно нужно надвинуть на себя капюшон и тёмные очки (даже ночью). Так что «посоны»! Если вы не снимались в фильме «Чёрная молния» в главной роли и в дополнение к вашим шторам на окне нет фикуса, то тюнинх ваш колхозный (при всём уважении к работникам аграрного сектора), не по фен-шую и выглядит просто смешно. особенно когда за рулём ведра едет зрелый мужчина.

Ответить#
+7

Это из той же серии,почему нельзя в фургонах ездить.В случае опасности пассажиры сгруппироваться не успеют.Однозначно,в этом случае,требования правил справедливы.Кстати,к тонировке и шторкам можно ещё приравнять обледенелые стекла.В таком автобусе едешь как в фургоне.

Ответить#
+1

я ,такие авто с занавесками, называю — катафалки,очень похожи.

Ответить#
+6

они и едут в том направлении-на кладбище.Плохо то,что сами того не понимая,стараются попутчиков набрать.

Ответить#
0

Безопасность должна быть превыше всего.

Ответить#
+2

Я как-то видел машину, у которой на окнах были тюль с занавесками! Цветов в горшках только не хватало и печной трубы на крыше )))

Ответить#
+6

Опровергаю данные высказывания в статье.Вопервых со шторками гораздо эффективнее пользоваться кондиционером.Это факт .И если солнечных лучей будут проникать в авто меньше то будет прохладней с этим не поспоришь. Второй момент что если нет кондиционера шторки как раз не нужны. Так как без них больше ветра проникнет в салон на скорости.Того шторки нужны именно при использовании кондиционера а никак не наоборот!

Ответить#
-14

«Опровергаю данные высказывания в статье.Вопервых со шторками гораздо эффективнее пользоваться кондиционером.Это факт» — совсем не факт. Шторки на солнце нагреваются и работают как отопительные приборы ;)
«И если солнечных лучей будут проникать в авто меньше то будет прохладней с этим не поспоришь» — поспоришь: это чисто физиологические ощущения, когда лично на тебя светит солнце и лично тебя греет. Загородившись от солнца, кажется, что менее жарко, хотя температура окружающего воздуха без изменений.
«Второй момент что если нет кондиционера шторки как раз не нужны. Так как без них больше ветра проникнет в салон на скорости» — именно так и никак иначе! Если включать кондиционер при открытых окнах, будем охлаждать улицу, а не салон. А без кондиционера, когда ветерок из окна обдувает, создаётся иллюзия (чисто физиологическая осоенность человека), что воруг стало прохладно, хотя температура (при открытых окнах), что снаружи, что внутри — одинакова.
«Того шторки нужны именно при использовании кондиционера а никак не наоборот!» — не говорите ерунды!

Ответить#
+1

очки надо запрещать.представьте себе что на носу тонировка с 10%пропусканием.

Ответить#
-4

это Вам такие очки видно «втюхали»...я езжу в солнцезащитных очках чуть ли не круглогодично (ну естественно за исключением сумерек и ночи), да у меня «полароиды» (не фирма, а эффект поляризационный) и никакой «тонировки на носу» не ощущаю, а наоборот крайне удобно (ну для меня лично)

Ответить#
0

Эх колхозный тюнинх с 90-х годов никуда не делся)

Ответить#
+12

Шторки — это для стеснительных потсанчекоф

Ответить#
+12

А трусы ещё не запретили?
Там же тоже шторка и гибдедешнику не видно, что там под ней.
Непонятно, почему есть страны, где машину тонируют так,
как хочет её хозяин.

Ответить#
-6

Александр
\\\\.....Непонятно, почему есть страны, где машину тонируют так,
как хочет её хозяин./////
Шурик!
Я попробую угадать — наверное эти замечательные страны:ГОНДУРАС, Габон и пр. и у Вас прямо ручонки чешутся стать 100% гАндурасцем ....понимаю хрустальная мечта детства.....
Не киздите — нет таковых стран — они существуют лишь в воспаленном воображении недоумков привыкших за рулем смачно ковырять в носу ..... иного объяснения этой патологии трудно найти!

Ответить#
+3

справедливости ради, могу отметить, что вроде как в Калифорнии, наоборот, тонировку разрешают, причем чуть ли не заставляют делать тонировку с эффектом «металлика» (за исключением лобового стекла) — это в их калифорнийском жарком климате позволяет реже включать кондиционер в автомобиле (даже по-моему какие то расчеты приводили). Но они помешаны на экологии и даже если процент выброса снижается на 0,00000001% то это сразу возводится в наивысшую степень значимости в борьбе за экологию. Но у них и полицейский в случае чего, без предупреждения пулю в лоб нарушителю пустит.....

Ответить#
+3

—=BAD=- Alexey
Да НЕТ этого нигде — ЭТО табу из КОНВЕНЦИИ о дорожном движении 1968г. ..... на Кипре 325 солнечных дней в году и ни одной тонированной машины нет.... аналогично Австралия, Египет, ОАЭ ...... есть емкое понятие безопасность и люди несмотря на толщину кошелька, разных богов и идолов придерживаются инстинкта самосохранения, а здесь дети тамагочи, насмотревшись на " подвиги" братков из 80–90г.г и пытаясь подражать вальяжности толстосумов, тонируются в хлам да еще и подсовывают под эту похабель гнилушные теории о собственной исключительности....

Ответить#
+1

Тонируются в хлам, а чтобы хоть что-то видеть в темное время суток сквозь этот «рубероид», обвешивают машину ксеноном и даже в фонари заднего хода этот ксенон вкорячивают.

Ответить#
+4

Да нет, просто не надо быть с ворами за одно,
чтобы им было удобнее «работать»...,
а то Вашу машину бомбанут и салон обчистят.
Всё просто.
А вся безопасность высосана из желания чуваков в форме
поиметь с Вас бабла, не переводятся эти вымогатели,
да и государство это поощряет.
Почитайте про Австралию и Штаты, и не будете гАндуразсцем..)))

Ответить#
+1

Тонировка и шторки нужны для того, чтобы оборотни свои рыла в салон не долбили.

Ответить#
-10

Тонировка и шторки нужны для того, чтобы оборотни свои рыла в салон не долбили.

Ответить#
-10

Что за вопрос? Запретить ношение хиджабов на автомобилях и точка.

Ответить#
+10

Шторки — это так мило... Прямо как катафалк =) Никогда не понимал страсти к шторкам.

Ответить#
+20

смешно смотрятся шторки с надписью Premium на тазе )))))))

Ответить#
+10

Я шторками не пользуюсь, у меня даже тонировки нигде нет, но в пробках возможность закрыть доступ солнца сбоку от водителя очень полезена. Вечером солнце низко и может лупить прям в висок, а поворотный козырёк часто не спасает (солнце или слишком низко, или слишком сзади). Надо, нааерное, с собой соломенную шляпу с подвязками возить =/

Ответить#
+6

солнцезащитные очки с широкими дужками спасут Вас;)

Ответить#
-3

Ширина дужки тогда должна быть сантиметров 10. Нет уж, лучше шляпу=)

Ответить#
+3