Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗР

Вода не горит, а вот антифриз – запросто. Рассказываем и показываем, чем опасны охлаждающие жидкости, если в них вместо дорогостоящих компонентов намешана дешевая химия.

Многие приобретают негодные жидкости для системы охлаждения не из жадности и не по глупости. На прилавке все охлаждающие жидкости выглядят вполне пристойно, а ценники у них схожие. Разница в цене зависит обычно от аппетита продавца и его маркетинговых уловок (привлекательная реклама, красивая упаковка, рекламные акции), но часто не от содержимого. Чтобы помочь автолюбителям выбрать хорошую жидкость, мы провели очередное расследование.

Огонь!

Основной эксперимент настолько прост, что повторить наши опыты сможет любой желающий. В том числе и производители, у которых возникнут сомнения в результатах экспериментов ЗР: проверьте, горит ваша продукция или нет.

Охлаждающая жидкость становится легковоспламеняемой, когда вместо дорогостоящего этиленгликоля производитель использует более дешевые глицерин и метанол. Ведь температура кипения метанола – всего лишь 64 градуса с хвостиком (нормальная охлаждающая жидкость закипает при температуре примерно 108 ºС). И это опасно не только потому, что такой антифриз может вспыхнуть, случайно угодив, к примеру, на раскаленный коллектор.

Страшилка для тех, кто верит сказкам про безвредность охлаждающих жидкостей с метанолами и глицеринами. В прежней жизни это была качественная чугунная гильза. Но борьбу с кавитацией она проиграла нокаутом. Вместе с двигателем, естественно.

Давайте заглянем внутрь двигателя. Поршни носятся вверх-вниз, вращается коленчатый вал. Подобная «гимнастика» неизбежно вызывает колебания стенок цилиндров: гильзы начинают вибрировать. Охлаждающая жидкость испытывает перепады давления, периодически вскипая. При этом на наружных стенках гильз возникают воздушные пузырьки, которые, лопаясь, порождают эффект кавитации. И если жидкость легкокипящая (с глицерином и метанолом), кавитация резко усиливается. Пузырьки взрываются, выгрызая из гильз кусочки металла. После этого – два пути: капремонт или помойка. Аналогичным образом от кавитации страдает крыльчатка насоса охлаждающей жидкости.

Кроме того, если в системе охлаждения возникают паровые пробки, то охлаждающая жидкость перестает циркулировать. Двигатель начинает перегреваться, метанол из охлаждающей жидкости выкипает, остается водный раствор глицерина с температурой кристаллизации от –20 до –12 ºС. И такой «антифриз» вполне может замерзнуть.

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРПервые признаки закипания.
Первые признаки закипания.

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРКадр посвящается тем, кто полагает, будто все охлаждающие жидкости разливаются из одной бочки. Ничего подобного! Синяя уже кипит, а вот красная и не думает.
Кадр посвящается тем, кто полагает, будто все охлаждающие жидкости разливаются из одной бочки. Ничего подобного! Синяя уже кипит, а вот красная и не думает.

Что получилось?

В тесте участвовало два с половиной десятка жидкостей – и почти половина не выдержала проверку! Мы измеряли у каждой жидкости температуру кипения и пытались ее поджечь.

По науке наличие метанола, как и иных веществ, оценивают на хроматографах. Но мы специально ставили наглядный эксперимент. Результаты плачевные: почти половина проверенных охлаждающих жидкостей может отправить двигатель в капремонт.

Фрагмент испытаний охлаждающих жидкостей на коррозию. Полная проверка занимает 336 часов при температуре 88 ºС. Каждая жидкость проходит проверку на шести различных образцах: медь, припой, латунь, сталь, чугун, алюминий. В конце теста оценивают изменение массы каждой пластинки, а также изучают ее внешний вид.

Чуть больше года назад (ЗР, № 8, 2016) мы провели аналогичную экспертизу – тогда из дюжины протестированных охлаждающих жидкостей половина оказалась пожароопасной. Три из них – Pilot, Unix и Аляsка – вновь попали к нам на проверку. И опять та же картина: горят синим пламенем. Видимо, производители за это время не успели (или не захотели) изменить технологию и наладить выпуск негорючих охлаждающих жидкостей. Самым страшным для них будет наказание рублем – если люди перестанут покупать их продукцию. Равно как и другие охлаждающие жидкости, не выдержавшие испытания.

Тех, кому захочется повторить наши эксперименты, предупреждаем: использовать следует только химические стаканчики из тонкого стекла. Граненый может лопнуть! Перчатки тоже не помешают.

Результаты теста – в фотогалерее. Они относятся только к конкретным образцам приобретенной нами продукции, а потому не могут служить основанием для каких-либо выводов о деятельности той или иной компании в целом.

Как выбрать хорошую охлаждающую жидкость? Самый простой и надежный вариант – воспользоваться результатами наших исследований и приобретать только ту продукцию, которая успешно выдержала испытание. Вы продлите жизнь вашему двигателю и сможете избежать дорогостоящего ремонта.

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРТосол Аляsка
Тосол Аляsка

ООО «Тектрон», Пушкино

Температура кипения 82 ºС

ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРАнтифриз ГОСТ Green
Антифриз ГОСТ Green

ООО «Промсинтез», Дзержинск

Температура кипения 76 ºС

ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРТосол ГОСТ (синий)
Тосол ГОСТ (синий)

ООО «Промсинтез», Дзержинск

Температура кипения 76 ºС

ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРАнтифриз Каждый День
Антифриз Каждый День

АО «Обнинск­орг­синтез», Обнинск

Температура кипения 110 ºС

НЕ ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРТосол Каждый День
Тосол Каждый День

Производитель не указан

Температура кипения 96 ºС

НЕ ГОРИТ


Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРТосол ОЖ-40 (синий)
Тосол ОЖ-40 (синий)

ООО «Промсинтез», Дзержинск

Температура кипения 86 ºС

ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРТосол Ойлрайт
Тосол Ойлрайт

ООО «Тектрон», Пушкино

Температура кипения 91 ºС

ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРТосол Полярник
Тосол Полярник

ООО «Синтез-Пак», Дзержинск

Температура кипения 103 ºС

НЕ ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРТосол Полярный круг
Тосол Полярный круг

ООО «Полихимавто», Дзержинск

Температура кипения 108 ºС

НЕ ГОРИТ



Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРТосол-север
Тосол-север

ООО «Гелена Химавто», Москва

Температура кипения 108 ºС

НЕ ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРАнтифриз CoolStream
Антифриз CoolStream

ОАО «Техноформ», Климовск

Температура кипения 108 ºС

НЕ ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРAntifreeze Gostin
Antifreeze Gostin

ООО «НПО «Органик-Прогресс», Дзержинск

Температура кипения 89 ºС

ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРАнтифриз Green Лукойл
Антифриз Green Лукойл

АО «Обнинск­орг­синтез», Обнинск

Температура кипения 109 ºС

НЕ ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРAntifreeze G11 Luxe (синий)
Antifreeze G11 Luxe (синий)

АО «Делфин Индастри», Пушкино

Температура кипения 91 ºС

ГОРИТ


Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРAntifreeze Nord (зеленый)
Antifreeze Nord (зеленый)

ООО «Гелена Химавто», Москва

Температура кипения 109 ºС

НЕ ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРАntifreeze Nord Тruck (красный)
Аntifreeze Nord Тruck (красный)

ООО «Гелена Химавто», Москва

Температура кипения 121 ºС

НЕ ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРАntifreeze Nord Тruck (cиний)
Аntifreeze Nord Тruck (cиний)

ООО «Гелена Химавто», Москва

Температура кипения 121 ºС

НЕ ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРАntifreeze G11 Pilot (зеленый)
Аntifreeze G11 Pilot (зеленый)

ООО «Стрэкстэн», Пушкино

Температура кипения 79 ºС

ГОРИТ


Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРАntifreeze G12 Pilot (красный)
Аntifreeze G12 Pilot (красный)

ООО «Стрэкстэн», Пушкино

Температура кипения 80 ºС

ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРAntifreeze Sibiria (красный)
Antifreeze Sibiria (красный)

ООО «Дзержинский завод органического синтеза», Дзержинск

Температура кипения 103 ºС

НЕ ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРAntifreeze G11 Sintec Euro
Antifreeze G11 Sintec Euro

АО «Обнинск­орг­синтез», Обнинск

Температура кипения 110 ºС

НЕ ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРAntifreeze Starex (зеленый)
Antifreeze Starex (зеленый)

ООО «Нижне­камск­нефте­­орг­синтез», Нижнекамск

Температура кипения 86 ºС

ГОРИТ


Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРТосол Starex (синий)
Тосол Starex (синий)

ООО «Нижне­камск­нефте­­орг­синтез», Нижнекамск

Температура кипения 81 ºС

ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРАнтифриз UAZ G12
Антифриз UAZ G12

АО «Обнинск­орг­синтез», Обнинск

Температура кипения 112 ºС

НЕ ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРАntifreeze G12 UNiX
Аntifreeze G12 UNiX

ООО «ПКФ «СВ-ХИМ ПРО», Дзержинск

Температура кипения 81 ºС

ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРТосол UNiX
Тосол UNiX

ООО «ПКФ «СВ-ХИМ ПРО», Дзержинск

Температура кипения 81 ºС

ГОРИТ

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗРАнтифриз Z42 (зеленый)
Антифриз Z42 (зеленый)

ООО «Автохимпроект», Москва

Температура кипения 109 ºС

НЕ ГОРИТ

ТЕРМИНОЛОГИЯ

В стародавние времена в ради­аторы автомобилей заливали воду. С наступлением холодов ее разбавляли этиленгликолем; такой состав на морозе превращался в вязкую шугу с кристалликами льда, которая не угрожала порвать в клочья мотор и радиатор. Это и был первый антифриз (в переводе – незамерзайка).

Чугунным моторам и латунным радиаторам дремучих автомобилей подобная смесь не грозила коррозией. А вот в более современных двигателях горячий антифриз начал выгрызать куски металла. Поэтому химики создали новую охлажда­ющую жидкость. Первые три буквы ее названия взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза». Окончание «ол» позаимствовали из химической терминологии. Так появился «Тосол».

Название превратилось в имя нарицательное. Однако к сегодняшнему дню ситуация изменилась: этим именем начали называть любые охлаждающие жидкости для машин отечественного производства. «Тосол» и «антифриз» стали чуть ли не синонимами определений «плохой» и «хороший». К сожалению, такое разделение ­охлаждающих жидкостей поддержали все – от оптовиков и розничных торговцев до автомобилистов. В то, что сегодня называют тосолом, производители чаще всего добавляют присадки, обеспечи­ва­ющие разве что минимальные антикоррозионные свойства. И это объяснимый ход: дешево и вполне достаточно для Жигулей. А вот чтó заливают в яркие и привлекательные канистры с надписями ­«Антифриз», мало кому известно. И тем более неизвестно, как оно ­отразится на здоровье современного двигателя дорогой иномарки.

Так что вывод традиционный: избежать неприятностей вам ­помогут экспертизы ЗР.

Подпишитесь на «За рулем» в