Как водители в два счета гробят коробку передач

Эксперты «За рулем» — о допустимости и недопустимости смешивания трансмиссионных жидкостей.

О секретах смешивания разных сортов топлива, моторного масла, антифриза, тормозной жидкости мы рассказали тут.

Жидкости для АКП, вариаторов и роботов

В автоматических коробках используется жидкость с обозначением ATF Dexron или MERCON. А дальше в обозначении следует римская цифра от II до – в самых современных агрегатах – VI. Чаще всего более новую – с большей цифрой – жидкость можно заливать в более старую.

Радует, что у этих жидкостей нет обозначения вязкости, как у моторного масла, а потому выбор проще. Существует несколько концернов, которые предпочитают «свою» жидкость. К таким относятся Toyota с ее жидкостями вроде ATF WS, Honda с жидкостями типа ATF-Z1 и некоторые другие автопроизводители.

С вариаторами дело обстоит еще проще. Например, во все автомобили Renault-Nissan, а также во многие другие по всему миру, использующие вариаторы фирмы Jatco, заливают жидкости NS2 или NS3. Как обычно, на более новых моделях цифра больше.

Производители автомобилей не разрешают смешивать между собой жидкости для вариаторов и автоматических коробок передач.
У каждого крупного производителя вариаторов используется своя жидкость, так что тут лучше ничего не смешивать.

Если подтекает какой-то сальник или шланг системы охлаждения вариатора, то перед дальней дорогой запаситесь баночкой «своей» жидкости на доливку, а лучше всего устраните дефект. Надо помнить, что и уровень проверять надо грамотно, при определенной производителем температуре, расположив автомобиль на горизонтальной площадке.

Чаще всего роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями имеет две раздельные полости. В систему управления заливается специальная гидравлическая жидкость. Тут никакие эксперименты с доливкой другой жидкости, кроме оригинальной, недопустимы. А в механическую часть, где работают шестерни, заливается обычное трансмиссионное масло.

В роботах с одним сцеплением требования к маслу такие же, как в механических коробках, о чем речь пойдет ниже.

МКП, раздаточная коробка, редукторы

В механической коробке передач чаще всего используется масло уровня GL‑4 со сравнительно невысокой вязкостью типа 75W‑80 или 75W‑90. А доливать можно масло любого производителя: важно соблюсти вязкость и уровень качества GL‑4. Считается, что масло GL‑5 в механической коробке использовать нежелательно, так как присадки могут повредить синхронизаторы.

В раздаточные коробки одних автомобилей нужно заливать трансмиссионное масло – например, во все отечественные полноприводные автомобили ВАЗа. Зато в других, например, Hover H5, в раздатке должна работать жидкость ATF. И вот здесь смешивать ничего не нужно.

В редукторах, где присутствует гипоидное зацепление, требуется исключительно масло GL‑5.

В переднем редукторе кроссовера объем масла обычно невелик. Для Renault Duster это 250 мл.

Гипоидное зацепление есть не только в мостах суровых внедорожников вроде УАЗа и Тойоты Land Cruiser, но даже в полноприводной Крете. Да, в кроссоверах тоже стоят две гипоидных пары – спереди у коробки передач и в заднем редукторе. Здесь уровень вязкости масла должен быть повыше, чем в механических коробках и в особо нагруженных агрегатах может достигать 75W‑140. Так что в редукторы доливать можно только гипоидное масло с соответствующим уровнем вязкости.

Экзотика по капле

Гидроусилитель рулевого управления

В этой системе используется чаще всего жидкость для автоматических коробок передач. Часто на немолодых автомобилях жидкость подтекает. Во избежание повреждения насоса от работы «на сухую» в дальней дороге можно долить любую жидкость ATF.

Стеклоомывающие жидкости

Если жидкости даже выполнены на основе разных спиртов – этилового, метилового или изопропилового, то всё равно их можно смешивать как с друг с другом, так и с водой.

  • Увидели странную лужу под машиной? 11+ причин (и что делать) узнайте тут.
  • «За рулем» можно читать и в Телеграм.

Фото: фирмы-производители и depositphotos.com

Подпишитесь на «За рулем» в