ГАЗ-М20 и «сборная Европы»: какой счет?

«За рулем» сопоставил Победу ГАЗ-М20 с ее зарубежными одноклассниками

ГАЗ-М20 Победа – одна из первых послевоенных советских легковых машин – автомобиль эпохальный.

Он принципиально отличался от предшественника ГАЗ-М1, а многие элементы конструкции Победы в нашей стране использовали впервые.

Но и в мировом автомобилестроении Победа – событие очень заметное. Подавляющее большинство западных фирм начали послевоенное производство старыми, еще предвоенными моделями, причем, как правило, упрощенными по декору.

В классе ГАЗ-М20 новинкой стала лишь чехословацкая Tatra 600 Tatraplan 1948 года. Интересно сопоставить инженерию Победы и с немецкими автомобилями Mercedes-Benz 170V и Opel Kapitan. Они появились еще в 1930‑х, но именно этими моделями начали послевоенное производство именитые немецкие компании и производили их несколько лет.

Седан Opel длиной 4620 мм с задними ведущими колесами – прямой аналог нашей Победы: именно Kapitan взяли за образец, проектируя ГАЗ-М20. Колесная база (2695 мм) меньше, чем у Победы, всего на 5 мм. Но масса Опеля – 1230 кг. Некоторые линии кузова Победы близки с Опелем, но советская машина современней.

В основе Мерседеса – Х‑образная рама, традиционная для фирмы в 1930‑х годах. Несмотря на это, масса автомобиля не была высокой.
Конструкция Татры T600: пол на центральной хребтовой раме, к которому крепили кузов.
На ранних ГАЗ-М20 стояла трехступенчатая коробка передач без синхронизаторов от ГАЗ‑11–73 – шестицилиндровой версии ГАЗ-М1. Трехступенчатая коробка с синхронизаторами на второй и третьей передачах появилась в 1952 году. Такие же – трехступенчатые коробки с синхронизаторами на высших передачах были на Опеле и Татре. Коробка передач на Мерседесе 170V – четырехступенчатая, полностью синхронизированная.

Наша Победа

Конструктивно и стилистически ГАЗ-М20 Победа стала не только рывком в отечественном автомобилестроении. Автомобиль вполне достойно выглядел и на фоне европейских моделей, которыми начали послевоенное производство.

Классическая конструкция с независимой передней и зависимой задней подвесками лучше всего подходила для нашей страны и по технологии производства, и с точки зрения эксплуатации. Со слабой динамикой, обусловленной самой низкой среди аналогов мощностью двигателя при высокой массе, потребители в СССР мирились.

В начале 1950‑х годов модель ГАЗ-М20 получила коробку передач с синхронизаторами и двигатель, форсированный до 52 л. с. Но к тому времени и европейские компании начали выпуск сильно модернизированных и новых моделей.

  • ЗИЛ‑111 и его ровесники из США и Великобритании сопоставлены тут

Подпишитесь на «За рулем» в