Наша «эмка»: а Форд тут при чем?

ГАЗ-М1 1936 года стал первым в стране серийным автомобилем с закрытым цельнометаллическим кузовом.

Легендарная «эмка», получившая это прозвище, поскольку была первой горьковской моделью, чей индекс начинался с буквы М, – знаковая для горьковского завода, да и для всей страны машина.

«Эмка» выглядела, да и конструктивно была куда современней предшественника ГАЗ-А – копии Ford A 1928 года. Договор СССР с американской компанией Ford подразумевал девятилетнее сотрудничество. Но, создавая ГАЗ-М1, завод уже не копировал полностью фордовскую конструкцию. Хотя заокеанское влияние по-прежнему было очень велико.

ГАЗ-М1 имел по сравнению с ГАЗ-А новое шасси. В базе автомобиль вырос на 215 мм – до 2845 мм, ширина колеи вместо 1400 мм спереди и 1420 мм сзади, как у ГАЗ-А, увеличилась до 1455/1440 мм. Рама тоже была совершенно другая – с мощным Х‑образным усилителем.

Переходный возраст

При создании ГАЗ-М1 советский и американский пути стали заметно расходиться. СССР нужны были более простые и экономичные автомобили. Но кузов советской новинки 1936 года, по сути, повторял фордовский, а силовой агрегат тоже был заимствован у американцев еще в начале 1930‑х. Правда, для «эмки» его уже заметно модернизировали.

ГАЗ-М1 производили до 1942 года в нескольких модификациях, в том числе уже и с новым шестицилиндровым мотором, скопированным с двигателя Dodge. Всего изготовили 60 378 автомобилей ГАЗ-М1.

Частные владельцы использовали «эмки» как ежедневный транспорт еще в 1970-х годах, а теперь они есть лишь у коллекционеров.

  • Чайка ГАЗ-14 и ее американские «уши» — в этой публикации.
  • О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, рассказано здесь.
  • «За рулем» можно читать и в ВКонтакте.

Фото: из архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в