Чайка ГАЗ-14 и ее американские «уши»

Последний семиместный легковой автомобиль Горьковского автозавода вобрал в себя передовые для брежневской эпохи технические решения. Но кое-что досталось нашей «птице» от Крайслеров и Линкольнов 50-х годов.

Предыдущую Чайку ГАЗ‑13 в производство запустили в 1959 году. Машина, созданная по мотивам американских моделей середины 1950‑х, уже с конца 1960‑х выглядела динозавром. Тем не менее ГАЗ‑13 выпускали до 1981 года! Этот факт тем удивительнее, что еще в 1976 году собрали, наконец, первые Чайки нового поколения.

ГАЗ‑14 стал принципиально новым для завода, да и для всей страны, автомобилем. Впрочем, в машине сочетались передовые для СССР технические решения с атавизмами и рудиментами, из которых торчали «уши» ГАЗ‑13, а поэтому и американских автомобилей 1950‑х.

ГАЗ‑14 Чайка – представительский лимузин, по сравнению с ГАЗ‑13 выросший в длину на 484 мм, до 6114 мм. База подросла на 200 мм – с 3250 мм у первой Чайки до 3450 мм. Автомобилей такого класса в мире делали не много. Разумеется, Чайка сохранила классическую компоновку с задними ведущими колесами.
Панель приборов Чайки ГАЗ‑14 с круглыми циферблатами сделали оригинальной и явно в европейской, а не в более консервативной американской стилистике.
Трехступенчатая автоматическая коробка передач на ГАЗ‑14 по сравнению с предшественницей конца 1950‑х, концептуально заимствованной у Форда, тоже практически не изменилась.

В тормозной системе ГАЗ‑14 стоял новый вакуумный усилитель, совмещенный с главным тормозным цилиндром, и два гидровакуумных, так называемых линейных усилителя, в каждом из независимых контуров.

Машина для секретарей обкомов и министров

ГАЗ‑14 делали с 1976 года, когда первый автомобиль подарили генсеку Леониду Брежневу, до 1988‑го, когда производство свернули на волне борьбы с чиновничьими привилегиями. Изготовили всего 1114 автомобилей.

Последняя Чайка была довольно причудливым собранием вполне современных технических решений (передняя подвеска, тормоза) с уже архаичным силовым агрегатом и консервативной стилистикой. Ведь эта машина не просто дитя своего времени, но и строго нишевый продукт, рассчитанный на узкий круг потребителей: секретарей обкомов и министров с их специфическим образом жизни.

ГАЗ‑14 был прогрессивным для СССР, хотя на мировом рынке он с одноклассниками, конечно, не конкурировал бы. К слову, такой задачи ни создатели машины, ни их заказчики и не ставили.

  • Подлинная история микроавтобуса ПАЗ — в этой публикации.
  • Как появилась и умерла Таврия, читайте тут.
  • Чем руководствовались инженеры, создавая первый серийный российский автомобиль Руссо-Балт? Об этом узнайте по этой ссылке.
  • Fiat? BMW? Opel? — с чего срисовали Москвич-408/412, мы писали здесь.
  • Чьей копией была Волга ГАЗ-21 — узнайте.
  • Как делали главный автомобиль страны ЗИЛ-111, рассказано здесь.
  • Как появился Москвич-402 — символ оттепели, читайте в этой публикации.
  • Историю создания первой легковушки СССР — автомобиля НАМИ-1 — читайте вот тут.
  • Из чего сделали первый советский лимузин ЗИС-101, узнаете по ссылке.
  • С кого срисовали знаменитую «копейку», выясните здесь.
  • Не обошлось без клонирования и при создании Москвича-2141.
  • О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, читайте здесь.
  • Запорожец ЗАЗ-965 тоже имеет заграничных родственников.


Использовать возможности автомобиля на все 100% можно при помощи специальных аксессуаров: автобагажников, креплений для перевозки велосипедов, корзин и автобоксов. Все это и на лучших условиях предлагает наш интернет-магазин!

При необходимости защитить радиатор автомобиля от попадания камней и прочих неприятностей всегда можно изготовить защитную сетку своими руками или установить модельную защиту радиатора.

Фото: из архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в