26
27
28
29
30
31
аВторынокИ т о гИ I п о л у г о дИ яФото istockphotoГорячая десятка русскоГо рынка 2009 Г.СТРАСТИЗа первые шесть месяцев года продажи легковых машин в России сократились практически вдвое. Иностранные специалисты считают, что это были худшие полгода в истории молодого нашего автомобильного рынка. Неужто все так плохо?1. “Форд-Фокус” (1) 2. “рено-Логан” (2) 3. “Шевроле-Лачетти” (3) 4. “Шевроле-Ланос” (4) 5. “дэу-нексия” (7) 6. “дэу-Матиз” (10) 7. “опель-астра” (8) 8. “Мазда-3” (5) 9. “Хёндай-Гетц” (9) 10. “тойота-кэмри” (6)29 26425 581Н18 05315 02714 72012 92211 99811 11111 0069 559В скобках – место по итогам I квартала 2009 г.е так страшен черт, как ожидание его появления – это еще Альфред Хичкок наглядно показал. С кризисом то же самое: испугавшись тени великого и ужасного облома, банкиры прошлой осенью стали плавно увеличивать ставки и ужесточать условия, а впоследствии резко уменьшили лимиты автокредитования. Скажем, уже к концу 2008-го ставки выросли в 2–2,5 раза, достигнув 25–30%, а кое-где даже 40 процентов годовых. Лимиты же на автокредитование, как утверждает аналитическое агентство “Автостат”, во многих банках были сокращены в 5–10 раз. В результате в январе–июне объем таких покупок, – который в прошлом году уже превысил половину общих продаж, – сократился в пять раз! И если сравнить эти цифры с падением рынка в целом, то выяснится во всяком случае один любопытный факт: за наличные наши соотечественники легковушек купили лишьна 17,8% меньше. В количественном же выражении это намного больше полумиллиона, уровень двухлетней всего давности, между прочим. Так что дензнаки в стране вовсе не перевелись. Что и подтверждается впечатляющими результатами престижной немецкой тройки, чьи машины куда реже, чем модели доступных марок, брали в кредит. Вся она, в полном составе, включая подотставший было “Мерседес-Бенц”, теперь вернулась в двадцатку наиболее успешных продавцов. Вытеснив оттуда, кстати, “Вольво” с ее несколько более доступными по цене моделями. Еще один интересный факт: при падении рубля за время кризиса примерно на 30 процентов и введении более высоких таможенных пошлин на новые машины цены на автомобили в рублевом выражении выросли лишь на 13%, а в долларовом – снизились на 16%. В чем причина? Все дело в значительных складских за-пасах, ведь в прошлом году на волне невиданного подъема дилеры заказывали все больше и больше машин. Так что практически всем пришлось, снижая цены и объявляя масштабные программы скидок, торговать прошлогодними моделями до середины лета. Наконец, третий и, может быть, самый существенный и приятный факт: производство легковых автомобилей в России, неуклонно снижавшееся с прошлого октября по нынешний март, во II квартале года стало расти. В результате доля собранных в нашей стране машин иностранных марок всего за полгода увеличилась с 16,8 до 25,6 процента! А импорт удалось снизить с 56,1 до 46,4%. Разумеется, есть в этом заслуга государственной программы льготного кредитования, которая до июля практически полностью была посвящена поддержке продаж моделей АвтоВАЗа. Ведь четыре из каждых пяти льготных кредита банки выдавали26 | w w w.k u p i av t o.r u АЛЕКСАНДР МЕЛЬНИКаВТоРЫНокПО КРЕДИТАММалЫй класс*1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. “Рено-Логан” “Шевроле-Ланос” “Дэу-Матиз” “Хёндай-Гетц” “Шевроле-Авео” “Шкода-Фабия” “Форд-Фьюжн” “Хёндай-Акцент” “Джили-МК” “Пежо-206” “Опель-Корса” “ФИАТ-Албея” “Рено-Символ” “Сузуки-SX4” “Форд-Фиеста” шт. % %БлИЖЕ к НаРоДУОдно из последствий кризиса – ситуация на рынке меняется быстро и подчас непредсказуемо. Мини и супермини, в I квартале общими усилиями потерявшие целых 5,5%, во втором вернули почти половину. Причина прежде всего в существенных скидках и снижении цен на многие модели. Скажем, “Киа-Рио”, зимой продававшийся десятками в месяц, в мае нашел более тысячи покупателей и совсем25 581 15 027 12 922 11 006 8872 6462 4003 3749 3606 3552 3263 2981 2836 2788 2324 -37,7 -41,0 -52,1 -48,0 -44,1 +67,3 -85,3 -90,4 – -39,6 -80,6 -66,9 -20,7 -56,1 -63,6 20,5 12,1 10,4 8,8 7,1 5,2 3,2 3,0 2,9 2,8 2,6 2,4 2,3 2,2 1,9* Продажи, динамика и доля рынка.чуть-чуть недобрал до места в числе 15-ти лучших. А вот новичок в списке всего один –“Джили-МК”, взлетевший аж на 9-ю строчку, вытеснил из него “Пежо-207”.ГоНка За лИДЕРоМНа первый взгляд в самом по- которого начались в апреле и пулярном классе изменений неуклонно растут. немного. “Фокус” по-прежне% % му лидирует с большим отры- “Гольф”-класс шт. вом. Однако перманентное 1. “Форд-Фокус” 29 264 -36,8 15,8 подорожание все же сказыва- 2. “Шевроле-Лачетти” 18 053 -59,9 9,7 14 720 -42,4 7,9 ется: в июне машин самой по- 3. “Дэу-Нексия” 4. “Опель-Астра” 11 966 -45,1 6,5 пулярной иностранной модели 11 111 -50,3 6,0 продано почти втрое меньше, 5. “Мазда-3” чем в марте. Всего же за пос- 6. “Мицубиси-Лансер Х” 10 915 -67,8 5,9 7. “Киа-Сид” 8945 -29,8 4,8 ледние три месяца “Форд” 8. “Тойота-Королла” 8299 -67,4 4,5 потерял восьмую часть сво- 9. “Киа-Спектра” 6955 -66,2 3,8 ей доли рынка в этом классе. 10. “Шкода-Октавия-Тур” 6835 -51,2 3,7 Конкуренты – прежде всего 11. “Ниссан-Алмера” 6740 -52,5 3,6 6458 +41,5 3,5 “Лачетти”, “Нексия”, “Сид” – 12. “Пежо-308” 5104 -63,6 2,7 тем временем подтягиваются. 13. “Шкода-Октавия” 4488 -71,4 2,4 А вскоре к ним наверняка при- 14. “Хонда-Сивик” 4461 -61,3 2,4 соединится “Черато”, продажи 15. “Ниссан-Тиида” w w w.k u p i av t o.r u| 27 АВТОРЫНОК “пАссАТ” УХОдиТ В ОТРЫВшт. % %И т о гИ I п о л у г о дИ ясРедНий КлАсс1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.“Фольксваген-пассат” 6759 +2,2 “Мазда-6” 4875 -39,5 “Форд-Мондео” 4136 -32,5 “Хонда-Аккорд” 3763 -7,6 “тойота-Авенсис” 3313 -71,4 “Шевроле-Эпика” 1968 +33,6 “Ауди-А4” 1370 -39,9 “Волга-Сибер” 1316 – “Хёндай-Соната-NF” 1188 -4,3 “Ситроен-С5” 1136 +144,8 БМВ 3-й серии 1102 -19,2 “опель-Вектра” 968 -71,4 “Рено-лагуна” 685 +135,4 “Субару-легаси/Аутбек” 672 -67,3 “Мерседес-Бенц-С” 579 -72,217,9 12,9 11,0 10,0 8,8 5,2 3,6 3,5 3,1 3,0 2,9 2,6 1,8 1,8 1,5Похоже, японской гегемонии в среднем классе пришел конец. Калужский “Фольксваген” уверенно лидирует, всеволожский “Мондео” неуклонно увеличивает свою долю. В то же время новый “Авенсис” подорожал аж на двести тысяч, а прошлогодние “шестерки” на складах дилеров “Мазды” заканчиваются. Из любопытных изменений можно отметить дебют в числе 15-ти наиболее популярных моделей “Лагуны” – французский хэтчбек не дорожал и постепенно стал куда более привлекательным, чем во вре-мя своего дебюта год назад, – и рост “Ситроена”, тоже ставшего куда доступнее. А включение в госпрограмму льготныхкредитов “Сибера” позволяет надеяться, что и “Волга” вскоре сможет побороться с японскими моделями.именно на покупку одной из тольяттинских машин. Таким образом, доля отечественных автомобилей увеличилась на 0,1%. Будем надеяться, что существенно улучшившиеся условия программы позволят поправить дела и “Форду”, “Шевроле”, ФИАТу, “Хёндай”, и другим маркам, чьи модели теперь под нее попадают. Вот бы еще в правительстве взяли пример со своих коллег в Германии. Там объявленная дотация в размере 51200 каждому покупателю, решившему заменить свой старый (10 лет и более) автомобиль, привела к существенному росту рынка – на целых 26%. А ведь в России таких машин почти половина всего автопарка. Впрочем, и без госхалявы остаются еще способы убедить покупателя зайти в шоурум. Достаточно взглянуть на результаты “Фольксвагена”, впервые за шесть лет вернувшегося в десятку самых популярных марок, или “Ситроена”, показавшего впечатляющий 40-процентный рост (год назад французская фирма плелась в хвосте третьего десятка). И если немцы пожинают плоды русской сборки, то “Двойной шеврон” объявил очень соблазнительные цены на французские автомобили. После чего С4, скажем, стал продаваться куда веселее, чем в самом что ни на есть бла-“КЭмРи” и ее сВиТАБизНес-КлАсс1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.шт.%%“Тойота” пытается регулировать спрос на самую успешную свою модель – впервые за долгие годы “Кэмри” обошла и RAV4, и “Короллу”, – периодически останавливая конвейер в Шушарах. Что дает возможность конкурентам отщипывать Похоже, кризис добрался до любимцев публики – после года непрерывного роста доля компактных полноприводни-у бессменного лидера бизнескласса доли процента. Лучше других это получается у другой обрусевшей “японки”: “Теана” прибавила 1,9% за три месяца. Среди престижных бизнес-седанов впереди БМВ. И тоже понятно почему: 5-ю серию собирают“тойота-Кэмри” 9559 -25,1 49,0 “Ниссан-теана” 3288 +264,1 16,9 БМВ 5-й серии 1236 -7,6 6,3 “Ауди-А6/оллроуд” 1132 -47,9 5,8 “Вольво-S80/V70/ХС70” 1078 -67,3 5,5 “Мерседес-Бенц-Е” 765 -40,7 3,9 “Шкода-Суперб” 645 +103,5 3,3 “ягуар-XF” 365 -8,5 1,9 “Хёндай-грандер” 298 -12,1 1,5 “Мицубиси-галант” 288 -79,4 1,5 “Инфинити-М” 279 -33,3 1,4 “лексус-GS” 277 -72,9 1,4 “Киа-опирус” 65 -60,4 0,3 “Хонда-ледженд” 64 -57,6 0,3 “Крайслер-300С” 55 -79,6 0,3в Калининграде. Изменений же здесь минимум: “Грандер” обошел “Галанта” и начал набирать обороты в мае поступивший в продажу Е-класс.пРиТОРмОзилиКОмпАКТНЫе КРОссОВеРЫ“Ниссан-Кашкай” “Хёндай-туссан” “Ниссан-Икс-трейл” “Хонда-CR-V” “тойота-RAV4” “Киа-Спортидж” “Фольксваген-тигуан” “Субару-Форестер” “ленд-РоверФрилендер” 10. “Рено-Колеос” 11. “Форд-Куга” 12. “Форд-Искейп” 13. БМВ-Х3 14. “Мерседес-Бенц-GLK” 15. “Чери-тигго” 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.шт.%%8994 -42,1 7531 -19,5 6580 -49,3 5286 -56,8 4973 -59,4 4727 +35,6 3001 – 2189 +125,9 1926 -50,5 1885 – 1201 +542,2 1060 – 1015 -1,7 707 – 432 -87,917,4 14,5 12,7 10,2 9,6 9,1 5,8 4,2 3,7 3,6 2,3 2,1 2,0 1,4 0,8ков начала снижаться. Впрочем, отдельные модели по-препРиТОРмОзили жнему пользуются завидной популярностью в России. Причем действующие лица все те же – за последние три месяца разве что “Фрилендер” усту-пил две строчки, а “Искейп” на одну поднялся. Лидер же только укрепил позиции, довольно существенно оторвавшись от “Туссана”, который еще весной буквально наступал “Кашкаю” на пятки.28 | w w w.k u p i av t o.r u АЛЕКСАНДР МЕЛЬНИК СТРУКТУРА АВТОМОбильНОГО РЫНКА РОССии*иМПОРТ НОВЫХ АВТОМОбилеЙ 46,4% иМПОРТ ПОдеРЖАННЫХ АВТОМОбилеЙ 1,1%АВТОРЫНОК48 326 46 980 39 180 37 838 36 362 36 254 30 405 27 642 23 003 21 429 20 874 19 359 19 343 15 741 14 845 8616 7829 7404 6460 5299 -51,9 -50,0 -49,5 -57,1 -34,9 -63,9 -38,8 -47,4 +1,4 -60,0 -45,2 -18,7 -67,4 -17,9 -57,5 -59,6 -12,2 -14,5 +40,0 -39,9ПОШЛИНЫ СВОЕ ДЕЛО СДЕЛАЛИЕдва ли не самое заметное изменение в структуре рынка в последние полгода – резкое, со 190 тысяч до всего лишь 8000 штук, уменьшение импорта подержанных легковушек. И каким бы непопулярным ни было решение ввести запретительные по сути своей таможенные пошлины, ясно, что рано или поздно его необходимо было принимать. ву продукции. В результате МК и “Вижн” уже гораздо взрослее катастрофической “Атаки”, а стоят при этом соблазнительно дешево. Вообще же изменений в двадцатке лучших не так много. Уступил лидерство “Форд” – вот вам результат постоянного (как минимум четыре раза с Нового года!) повышения цен. “Хёндай” из-за остановки конвейера в Таганроге пропустил вперед “Тойоту” и “Рено”. После провала в I квартале постепенно набирают оборотыКРУПНеЙшие ЗАРУбеЖНЫе ПРОдАВЦЫ леГКОВЫХ АВТОМОбилеЙ В РОССии В I ПОлУГОдии 2009 ГОдА*1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. (2.) “Шевроле” (1.) “Форд” (3.) “Ниссан” (5.) “Тойота” (6.) “Рено” (4.) “Хёндай” (7.) “Киа” (10.) “Дэу” (11.) “Фольксваген” ОТечеСТВеННЫе АВТОМОбили 26,9% СОбРАННЫе В РОССии иНОСТРАННЫе МОдели 25,6%*Продажи в штуках, по данным агентства “Прайс-Уотерхауз-Куперс”.10. (9.) “Опель” 11. (8.) “Мазда” 12. (12.) “Шкода” 13. (15.) “Мицубиси” 14. (13.) “Пежо” 15. (14.) “Хонда” 16. (16.) “Сузуки” 17. (17.) БМВ 18. (18.) “Ауди” 19. (19.) “Ситроен” 20. (24.) “Мерседес-Бенц” гополучном и абсолютно рекордном по продажам I полугодии 2008-го. А “це-пятых” в любой из кризисных месяцев расходилось в несколько раз больше, чем год назад. Пример “Джили”, единственной из китайских марок увеличившей (и очень серьезно, на 81,4%) продажи, любопытен тем, что эта марка, наоборот, отказалась от полукустарной сборки своих машин под Хабаровском. Вместо этого китайцы уделили самое пристальное внимание качестСущественный дисконт в весенние месяцы и начале лета позволил “Аутлендеру-XL” вернуть лидерство в классе среднеразмерных полноприводников, подвинув сразу и “Санта-Фе”, и СХ-7. Интересно, как после начала производства в Калининграде увеличилась популярность Х5 и Х6 – первый поднялся на одну, а второй на три строчки в списке 15-ти лучших. Среди больших 7-местных машин самый дорогой Q7 уверенно опережает куда более доступные “Мазду-СХ-9”, “Хонду-Пилот”, “Хёндай-ix55”. А продажи “Киа-Мохаве” только-только начинаются. Впрочем, в целом доля этих больших и доро-21. ФИАТ – 5145; 22. “Ленд-Ровер” – 4897; 23. “Субару” – 4716; 24. “Джили” – 4210; 25. “Вольво” – 4098; 26. “Сан-Йонг” – 3718; 27. “Лексус” – 3251; 28. “Инфинити” – 3062; 29. “Чери” – 1710; 30. “Грейт-Уолл” – 1496; 31. “Лифан” – 1384; 32. “Волга” – 1316; 33. “Кадиллак” – 927; 34. BYD – 808; 35. “Хаммер” – 753; 36. “Порше” – 625; 37. СЕАТ – 622; 38. “Ягуар” – 557; 39. “Мини” – 317; 40. “Додж” – 280; 41. “Джип” – 231; 42. СААБ – 205; 43. “Саманд” – 178; 44. “Крайслер” – 143; 45. “Альфа-Ромео” – 67.*Продажи и динамика роста по сравнению с тем же периодом прошлого года. В скобках – место по итогам I квартала 2009 г.СПАСибО СКидКАМСРедНие и бОльшие шт. КРОССОВеРЫ1. “МицубисиАутлендер-XL” 2. “Хёндай-Санта-Фе” 3. “Мазда-СХ-7” 4. “Шевроле-Каптива” 5. “Ауди-Q5” 6. “Опель-Антара” 7. “Вольво-XC90” 8. “Инфинити-FX” 9. БМВ-Х5 10. “Лексус-RX” 11. “Пежо-4007” 12. БМВ-Х6 13. “Ауди-Q7” 14. “Инфинити-ЕХ” 15. “Хонда-Пилот” 4572 3389 2796 2641 2352 1725 1537 1206 1167 1120 1113 1096 1082 956 952%%-44,8 14,4 +26,5 10,7 -31,7 8,8 -34,4 8,3 – 7,4 +21,7 5,4 -61,0 4,8 -18,6 3,8 -44,1 3,7 -63,7 3,5 +34,6 3,5 +1401 3,4 -32,5 3,4 – 3,0 – 3,0гих машин на рынке сократилась на ощутимые 0,6% – за три месяца это немало.w w w.k u p i av t o.r u| 29 АВТОРЫНОКПРОдАжи НОВЫх лЕгКОВЫх АВТОМОБилЕй В ЕВРОПЕ В 2009 гОду*И т о гИ I п о л у г о дИ яБЕЗ ПЕРЕМЕНРовно вдвое – с двух до четырех – увеличилось количество моделей микровэнов, которые можно купить в России. Но появление “Ситроена-С3-Пикассо” и “Сузуки-Сплэш” никак не повлияло на ситуацию – по-прежнему вэны у нас недолюбливают. Лишь неизменный лидер “Ноут” пользуется1 2 3 4гермаНия2 059 405италия+26,1 -10,7 -0,2 -25,9 -48,6 -38,3 -17,4 -26,1 +0,2 -1,61 128 361ФраНцияпопулярностью – сравнимой, впрочем, с той, которой достиг середнячок среди супермини и куда менее талантливый формальный его конкурент “Форд-Фьюжн”. Можно отметить возвращение в список 15-ти лучших “Каренса”. Послеснижения цен на “Киа” продажи корейского компактвэна пошли куда живее: в апреле, скажем, вдесятеро больше, чем в феврале. Но в целом доля всех разновидностей вэнов на рынке снизилась еще на полпроцента.1 131 315 924 955россия** исПаНиявеликоБритаНия5 6 8 9МиНи-, КОМПАКТи МиКРОВэНЫ1. 2. 3. 4.721 662 433 077Бельгия7273 205НидерлаНды221 652Польша10 австрия166 016168 8175. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.“Ниссан-Ноут” 4210 “Хёндай-Матрикс” 1782 “опель-Зафира” 1658 “Фольксвагенгольф-плюс” 1520 “опель-Мерива” 1415 “Форд-Си-Макс” 1153 “Форд-Эс-Макс” 778 “тойота-Королла-Версо” 513 “Фольксваген-туран” 488 “Форд-гэлакси” 425 “Рено-Сценик” 390 “Ситроен-С4-пикассо” 326 “Киа-Каренс” 317 “Шкода-Румстер” 313 “Мерседес-Бенц-В” 307шт.-61,0 24,1 -8,3 10,2 -69,9 9,5 -21,5 -68,4 -63,5 -49,3 -2,5 -7,9 -25,2 -56,1 -7,4 -33,1 -63,5 -23,3 8,7 8,1 6,6 4,5 2,9 2,8 2,4 2,2 1,9 1,8 1,8 1,7%%“РЕйНджЕР” НЕ сдАЕТсяНеожиданно отступив в I квартале, L200 уже вернул целых три позиции. Однако новый лидер среди полноприводных пикапов весной и в начале лета продается как минимум не хуже. И совсем растерял поклонников подорожавший ВТ-50 – только кардинальное снижение цен в июле сможет поправить положение. Постоянно растут несмотря ни на какой кризис продажи роскошного микроавтобуса от “Фольксвагена”, а среди универсальных “каблучков”, которые можно использовать и для бизнеса, и для семейных путешествий, вперед вырвались новый “Берлинго” и старый “Партнер”.гРуЗОПАссАжиРсКиЕшт.%%* продажи и динамика роста по сравнению с тем же периодом прошлого года по данным ACEA. ** по собственным данным “Купи авто”.“Дэу” и “Мицубиси”. А ведь у японцев помимо планов производства на заводе под Калугой в рукаве еще такой козырь, как “Лансер” предыдущего поколения, который, казалось, тихо доживал свой производственный век на родине. А вот у “Хонды” и “Мазды” таких сильных антикризисных аргументов нет. Рост иены очень больно ударил по этим фирмам, запасы машин 2008 года заканчиваются, а цены на новые выросли до облаков. Скажем, свежая “Мазда-3” будет дороже предшественницы на 150–300 тысяч. Выход может быть только во внедрении собственных кредитных программ, как это уже сделали, скажем, в “Сузуки”. Беспроцентная рассрочка помогла марке сохранить прода-1. “Форд-Рейнджер” 1276 2. “ФольксвагенМультиван-т5” 1017 3. “Мицубиси-L200” 781 4. “пежо-партнер” 732 5. “Ситроен-Берлинго” 678 6. “пежо-партнер-ти-пи” 609 7. “Сан-Йонг-Актион-Спортс” 599 8. “Форд-торнео-Коннект” 597 9. “ФИАт-добло-панорама” 594 10. “Ниссан-NP300” 571 11. “Ниссан-Навара” 555 12. “Фольксваген-КэддиКомби” 519 13. “Рено-Кангу” 366 14. “Ситроен-Берлинго-Фест” 283 15. “Мазда-Вт-50” 260+21,4 13,1 +62,5 -79,8 -0,5 +29,4 – +18,1 -38,2 -65,4 – -61,1 -51,2 -54,0 – -84,1 10,5 8,0 7,5 7,0 6,3 6,2 6,1 6,1 5,9 5,7 5,3 3,8 2,9 2,730 | w w w.k u p i av t o.r u АЛЕКСАНДР МЕЛЬНИКАВТОРЫНОКУНиВеРсАльНЫе и пРОфессиОНАльНЫе ВседОРОжНиКи шт.1. “Тойота-ЛендКруизер-200” 2. “Сузуки-Гранд-Витара” 3. “Фольксваген-Туарег” 4. “Тойота-ЛендКруизер-Прадо” 5. “Сан-Йонг-Кайрон” 6. “Киа-Соренто” 7. “Ленд-РоверДискавери” 8. “Мицубиси-Паджеро” 9. “МицубисиПаджеро-Спорт” 10. “Ниссан-Пасфайндер” 11. “Лексус-LX570” 12. “Мерседес-Бенц-ML” 13. “Ниссан-Патруль” 14. “Сузуки-Джимни” 15. “Форд-Эксплорер”% %жи на стабильном уровне, в то время как в целом июнь для большинства конкурентов оказался если не провальным, то очень тяжелым месяцем. Но как бы то ни было, без собственного сборочного конвейера в России всем придется туго. Самое яркое доказательство тому – при общем падении рынка на 48,6% по сравнению с I полугодием 2008-го, продажи собранных у нас машин иностранных марок сократились меньше остальных – лишь на 34%. Вот почему при том, что будущее кажется весьма туманным и тревожным и всех нас продолжают будоражить упорные слухи о “второй волне кризиса”, давайте не будем пугаться черта, которого еще нет. Да, резкий экономический спад сильно отразился на нашем рынке – в частности, на дилерах. Но это значит, что им придется кардинально перестраивать свою работу: если раньше большинство продавцов лишь успешно торговали, то теперь они вынуждены будут развивать сервис и бороться за каждого покупателя. Что же касается “второй волны” и, скажем, нового резкого падения рубля, то ударит оно прежде всего по импорту, а для местного производства смертельным не станет. Крупнейшие иностранные фирмы, вложившие в заводы в России сотни миллионов, так просто уже не уйдут. Как заметил специалист известного консалтингового агентства “Прайс-Уотерхауз-Куперс” Стенли Рут: “Я в это не верю. Строительство сборочных предприятий – инвестиция, рассчитанная на долгий срок. Очень нелегко уйти с рынка в такой ситуации”. Так что в целом даже “самое худшее в истории” полугодие для нашего рынка принесло по крайней мере одну очень позитивную новость – производство современных легковых автомобилей в России встало на ноги. А это залог нашего будущего благополучия.дА ЗдРАВсТВУеТ КОРОль!4939 +26,2 13,7 4277 -62,2 11,9 3460 -42,4 9,6 2525 -68,4 7,0 2297 -50,2 6,4 1960 -54,5 5,4 1455 -48,9 4,0 1324 -65,9 3,7 1195 1188 1021 961 911 910 752 – -60,9 -19,9 -17,9 +11,1 -22,0 +127,2 3,3 3,3 2,8 2,7 2,5 2,5 2,1После целого года отсутствия, когда “сотый” уступил место на конвейере и в шоу-румах “Тойоты” своему преемнику с индексом 200, этот мастер на все руки вновь стал самым популярным настоящим джи-пом в России. А вместе со своим тезкой “Прадо” и кузеном LX570 “Ленд-Круизер” отхватил почти четверть рынка – прибавка составила 8% всего за три месяца. Нельзя не отметить, что среди профессиональ-ных вседорожников лучшие – и практически равные – результаты у великана “Патруля” и малыша “Джимни”. Обратите внимание, как подрос ставший очень выгодным по цене “Эксплорер”.Структура рынка новых автомобилей иноСтранных марок в I полугодии 2009 годаГРУЗОпАссАжиРсКие мОдели 9731 шт. 1,9% миКРО-, КОмпАКТ- и миНиВэНЫ 17 436 шт. 3,4% биЗНес-КлАсс 19 507 шт. 3,8%люКс-КлАсс 1712 шт. 0,3% КУпе и КАбРиОлеТЫ 2108 шт. 0,4%УНиВеРсАльНЫе и пРОфессиОНАльНЫе ВседОРОжНиКи 36 072 шт. 7,0% сРедНие и бОльшие КРОссОВеРЫ 31 765 шт. 6,1%“ГОльф”-КлАсс 185 341 шТ. 35,8%ОТечесТВеННЫе мОдели1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. “ВАЗ-Приора” “ВАЗ-Самара” ВАЗ-2105/07 “ВАЗ-Калина” “Шевроле-Нива” “ВАЗ-Нива” ВАЗ-2110 “Иж-2104” “УАЗ-Хантер” “УАЗ-Патриот” “ГАЗ-Волга” УАЗ-3151/53/5949 056 47 207 36 641 32 127 11 831 11 393 3446 3229 3216 2923 2686 17шт.-13,4 -46,5 -58,6 -31,0 -53,1 +3,4 -89,1 -71,4 -46,8 -30,5 -75,7 -95,5%КОмпАКТНЫе КРОссОВеРЫ 51 817 шт. 10,0%миНи и сУпеРмиНи 124 652 шт. 24,1%сРедНий КлАсс 37 749 шт. 7,3%w w w.k u p i av t o.r u| 31