40
41
42
РЫНОКHONDA Honda V600C Shadow/VT400C SteedHONDA VT600C Shadow/ VT400C Steed 1988–2007 399/583 смз 31/41 л.с. 80 000–220 000 руб.Этот мотоцикл познакомил многих россиян с миром японской техники, для кого-то став учебной партой, а для кого-то – единственным и любимым на долгие годы.КОНСКАЯ ТЕНЬПавел КУРЛАПОВ, фото автора и из архива редакцииРОЖДЕНИЕ ДОЛГОЖИТЕЛЯ. Главный «чоппер» Всея Руси – не очень скромно, зато по сути верно. Этот небольшой мотоцикл стал первым «японцем» для тысяч мотоциклистов, и до сих пор в ответ на вопрос: «хочу чоппер, раньше ездил на «Урале» («Иже»/«Сове»/«Минске» – нужное подчеркнуть), что посоветуете?» наверняка услышишь: «бери «Стида», не пожалеешь». Тот же ответ, скорее всего, ждет  выбирающих «первый мотоцикл», «мо­­ то­­ цикл для девушки», «мотоцикл для людей невысокого роста» и «мотоцикл дешево и сердито». Однако, прежде чем лезть в дебри особенностей и тех­ нических характеристик, стоит разобраться в табуне «коней» и «теней». В 1988 году компания Honda вывела на американский рынок абсолютно новую мо­ ­ дель кастома Honda VT600C Shadow («Тень») VLX взамен не завоевавших особой популярности в Новом Свете 400, 500, 700 и 750-кубо-вых вариаций Shadow. А на внутрияпонский ры­­­ нок вышли модели VT400C и VT600C Steed («Конь»). Поскольку мотоциклы практически идентичны по дизайну и конструкции, уже российские мотоциклисты и мототорговцы смешали в одну кучу «тени» с «конями». Так что только в России можно встретить «четырехсотую Шадовку». В отличие от предшественников, являвших собой, прямо скажем, жалкие попытки создать байк в стиле Harley-Davidson в угоду строптивым американцам, новый Shadow увидел свет после серьезной «работы над ошибками». Каплевидный бензобак, седло ступенькой, море хрома, «170-е» колесо сзади, и  – бомба – задняя подвеска а-ля харлеевский hardtail – маятник со спрятанным в нед­ рах рамы моноамортизатором, замаскированный под риджид – сухую раму, – необходимый атрибут всех «тру чопперов». Хондовцы по­ ­ шли навстречу американскому потребителюв  дизайне, но в технической части остались верны себе – полный хайтек начинки явно не соответствовал тогдашним представлениям о  «настоящем мотоцикле». Жидкост­ ное ох­ ­ лаждение, по карбюратору и по две свечи зажигания на каждый цилиндр, трехклапанные головки и... четырехступенчатая коробка передач. Конструкторы решили, что эластичности мотора вполне хватит для комфортного передвижения – и не ошиблись (кстати, 400-кубовый собрат оснащен пятиступенчатой коробкой). Пожалуй, VT600 – первый японский кастом, благодушно принятый американцами. Он по сей день безумно популярен во всем мире. За  океаном чуть ли не в каждом штате су­ ществуют клубы любителей этой модели, как, впрочем, и в Европе, куда мотоцикл также поставлялся. В России он также прочно занял место в верхушках чартов секондхенда.40№ 08 2009 Номер рамы набит на рулевой колонке и закрыт пластиковой крышкой, которая легко снимаетсяНомер двигателя набит справа, в основании заднего цилиндраРеле-регулятор открыт всем стихиям, и потому уязвимПОЕДИНОК С «ТЕНЬЮ». Чем же, помимо внешности, середнячок класса снискал такое к себе отношение, оставив далеко позади и Yamaha Virago, и Suzuki Intruder, и Kawasaki Vulcan? В первую очередь, стоит отметить присущую практически всем Honda и ставшей притчей во языцех «дружелюбность к пилоту». Мотик действительно потрясающе покладист. Несмотря на достаточно длинную базу (1600 мм) вкупе с большим уголом наклона вилки (35 град.)  и благодаря жесткому «треугольному» маятнику с моноамортизатором, а также невысокому центру тяжести, мотоцикл очень хорошо слушается пилота как на высоких скоростях, так и в пробочной толчее. С ним легко управляются даже начинающие мотоциклисты и, что немаловажно, мотоциклистки. Кстати, о скоростях: паспортная максималка Shadow – около 180 км/ч, Steed – примерно 160, но «крейсерская» скорость для обоих аппаратов не превышает 140 и 120 км/ч соответственно. Сказываются совсем не гоночная геометрия  ходовки и невысокая мощность моторов. Несмотря на это, в поворотах «Ви­ ­ тишка» ведет себя стабильно и прогнозируемо, позволяя при некоторой сноровке задорно чиркать подножками по асфальту. При этом аппарат прощает очень многие, даже весьма грубые ошибки пилота, а это еще один плюс в копилку. Двигатель «Шадовухи» – особая «песня». О нем впору писать отдельное эссе. Ну какой еще двигатель, скажите на милость, почти в  неизменном виде трудится в рамах касто­­ ­ мов  (Shadow/Steed), эндуро (XL400/600/650 Transalp и XRV750 Africa Twin), неоклассиков (Bros 400/NTV650), туристов (NT650V Deauville и PC800 Pacific Coast) и родстера (VRX400)! Потрясающая универсальность, феноменальная надежность, завидная эластичность, низкий уровень вибраций, неприхотливость... Перечислять достоинства этого V-твина можно почти бесконечно. «Убить» его можно только целенаправленно. Бывало, что владельцы (по незнанию или в силу лени и разгильдяйства) по несколько лет не меняли масло и свечи, проехав не один десяток ты­ ­ сяч километров, а их верные «Кони» и «Тени»безропотно сносили это издевательство (кстати, многие владельцы «Стидов» и «Шадовух» вообще не знают, что двигатель способен «жрать» масло). Разумеется, это не руководство к действию, а лишь яркая иллюстрация. Наверное, легенда об абсолютной «неубиваемости» японцев была рождена во многом благодаря этому мотоциклу. А уж если «Ша­ ­ довку» своевременно обслуживать и ухаживать за ней, она будет служить верой и правдой почти вечно. Разумеется, бочка меда традиционно не обходится без ложки дегтя (однако в дан­ ­ ном  случае мед остался вполне съедобен). Главный предмет нареканий – тормоза. Один 296-мм диск с плавающей двухпоршневой скобой плохо справляется со своими обязанностями, не сильно спасает ситуацию и архаичный задний барабан. Эти узлы не претерпели никаких изменений на  протяжении жизни мотоцикла на конвейере, а это без малого 20 лет (с 1988 по 2007)!Еще один минус – достаточно высокая трудоемкость обслуживания. Проблемы – в са­ ­ мой конструкции и компоновке мотоцикла и силового агрегата. Даже вроде бы несложная процедура замены свечей зажигания отнимает полдня: чтобы добраться до свечей, расположенных на торцах головок цилиндров (те, что расположены сбоку цилиндров, легкодоступны), приходится разобрать чуть ли не  полмотика. Та же «песня» с заменой ох­ ­ лаждающей жидкости (расширительный ба­ ­ чок запрятан в нижней части рамы, за двигателем) и многими другими регулярными процедурами. Пожалуй, единственное слабое место «Шадовки» – реле-регулятор напряжения. Он расположен достаточно низко и постоянно «омывается» водой из луж и из-под колес встречных машин. Да и вообще, «Хонды» конца восьмидесятых–конца девяностых по­ ­ чему-то страдают слабостью этого узла. Правда, замена обходится недорого (чего№ 08 200941 РЫНОКHONDA Honda V600C Shadow/VT400C SteedВнешне двигатели 400 и 600 см3 не отличимыПередние тормоза оставляют желать лучшегоЗадний барабан спасает положение лишь благодаря особенностям развесовки мотоциклане скажешь о самой детали), да и запас уязвимых электроприборов у продавцов, как правило, имеется в наличии. Другими же выраженными «врожденными болезнями» мотоцикл не страдает.  Благодаря распространенности модели проблем с расходниками и запчастями тоже нет. Фильтры, колодки, цепи,звезды и прочие детали, нуждающиеся в регулярной замене, как правило, есть в мотомагазинах, а случись поломка или падение, на моторазборках всегда можно найти «бэушные» запчасти. ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ. Фактор цены часто оказывается решающим в выборе Shadow. Причем на вторичном рынке есть из чего выбрать. Экземпляры первых годов выпуска встретить уже достаточно сложно, а вот аппараты начала 90-х еще в ходу. «Четырехсотку» с пробегом по России, но во вполне бодром состоянии можно купить за 80-110 тыс. руб., «шестисотка» тех же лет обойдется на 10-30 тысяч дороже. За аппараты 2005–2007 годов в среднем просят 230–250 тыс. рублей. За 19 лет было выпущено множество модификаций, правда, отличия между ними в ос­­новном сводятся к разным вариантам окраски. Единственная версия Shadow, достойная особого внимания, – VT600C Shadow VLS. Появившаяся в 1998 году, она выпускалась ограниченными партиями и отличалась от прочих рычажной вилкой переднего колеса (увеличенного с 19 до 21 дюйма) и, как следствие, несколько измененной рамой, а также бензобаком, седлом и некоторыми другими элементами отделки. Найти такой аппарат в продаже достаточно сложно, а уж если где и всплывает эта диковинка, просят за нее процентов на 25-35 больше, чем за «обычные» VLX или VSE. Нельзя не отметить и того, что чуть ли ни каждый второй аппарат попадает в Россию в изрядно «затюненном» виде. Особенно «гре­­­ шат» этим именно «Стиды», то есть мотоциклы с японского рынка. И желания выделиться из серой массы себе подобных, и возможностей для реализации своих фантазий у японских чопперистов хватает. Так что найти подходящий аппарат «в стоке» непросто. Как показывает практика, в России VT'шки не часто проживают с одним владельцем дольше 2-3 сезонов, а то и уступают местоМодификация VLS отличается вилкой типа Springer и 21-дюймовым передним колесомболее мощным аппаратам уже через год. Но  причина – вовсе не в том, что мотоцикл плох – отнюдь! Ведь всегда хочется большего, а скромная «Шадовуха» – часто только первый шаг в мир мотоциклов. Покупая Shadow или Steed, можно не опасаться за то, что впоследствии с его продажей наживешь головную боль. Эти модели всегда в ходу и в  цене. Благодаря своей надежности и простоте конструкции, а также постоянному рос­­ ту  цен на рынке, через сезон-два про­­ дать  мотик удастся практически за те же деньги, что бы­­­ ли потрачены при покупке. Разумеется, если «конь» не пострадал в схватках с асфальтом. Но отметим один ню­­­ анс: довольно старая и маломощная модель пользуется все меньшей популярностью в круп­­ ных  городах с их высоким уровнем жизни; последние годы наблюдается исход «Стидов» и «Шадовух» в регионы, так что продать мо­­ тоцикл получится быстрее, если разместить объявления не только в «цент­ ровой» газете или в Интернете, но и в об­­ ластных изданиях.Мотоцикл для съемки предоставлен мотосалоном «ДрайвБайк».СТОИМОСТЬ ЗАПЧАСТЕЙОриентировочная стоимость, руб. Наименование Масляный фильтр Воздушный фильтр Цепь и звезды (комплект) Тормозные колодки (комплект на два колеса) Свечи зажигания (комплект) Реле-регулятор оригинальные запчасти 530 2300 17 500 4000 960 13 000 неоригинальные запчасти 500 1200 6800 3800 750 –Цветом обозначены: зеленый – запчасти, преимущественно имеющиеся в наличии; желтый – запчасти, иногда присутствующие в наличии; красный – запчасти, преимущественно привозимые на заказ.42№ 08 2009