32
33
34
35
36
37
GAMAX AX430LX, GAMAX AX250GAMAX AX430LX, утилитарный мотовездеход GAMAX AX250, утилитарный мотовездеход 2008 2007 403 смз 249 смз 33,5 л.с. 19,1 л.с. 320 кг 256 кг 317 000 руб. 175 000 руб.Мы долго ломали голову над тем, где поблизости от Петер­ бурга всесторонне оценить внедорожные качества мотовез­ деходов, пока вдруг не осенило: а давайте проведем тестНА ФОРТАХ КРОНШТАДТАИван КСЕНОФОНТОВ, фото автора Форты Кронштадта, построенные в Финском заливе еще во времена Петра Первого, ныне разорены и заброшены. Металлические конструкции безжалостно выдраны сборщиками металлолома. Но все равно сооружения поражают титаническими строительными талантами предков; их не смогли стереть с лица земли ни завоеватели, ни современные варвары. Большинство фортов расположено на островах – понятно, что туда на квадрах не доберешься. Но есть пара укреплений, через которые проходит недавно построенная дорога в город, – их и выбрали. Местность словно создана для внедорожного теста: живописные руины образуют холмы разной высоты и крутизны, есть крупные камни, ко­ ­ торые сюда привозили для строительства, песок и, конечно, вода. Чего не было, так это  грязи. Но, забегая вперед, скажу, что гряземесительный тест все же состоялся – но в другом месте… Если честно, до этого дня я даже не слышал о такой компании: Gamax. Лишь позже, поворошив «мировую паутину», накопал немного информации о тайваньской Gamax Moto Corporation. Она молода (с 2005 года) и начинала  карьеру на мировых мотосалонах с прикольного скутера Spillo. И лишь пару лет назад «доросла» до ATV, линейка которых включает «проходимцев» от 250 до 500 «кубов». На подходе и «шестисотка», которую  продемонстрировали в апреле на международном мотосалоне в столице страны Тайбее. В значительной степени представление об «утилитарности» мотовездеходов формируют спокойные и дружелюбные круглые фары. Можно спорить по поводу дизайна, но, по32№ 08 2009 крайней мере, он не копирует экстерьер какой-то известной модели, что нередко делают хитрые китайцы (подчеркну: Тайвань и Китай – «две большие разницы»). Все модели внешне схожи, по крайней мере, по пластику – продавцам меньше головной боли по заказу запчастей. Ведь неприятности чаще  происходят не с железками, а именно с объемными «кузовными» деталями. Внедорожные амбиции модели AX430LX базируются на подключаемом полном приводе, независимой задней подвеске и понижающей передаче в автоматической трансмиссии (кстати, с функцией торможения двигателем). Двигатель заимствован у другой тайваньской компании – TGB от модели Target. Буковки «LX» в обозначении «430-й» модели указывают на люксовость исполнения. Это выражается в литых легкосплавных колесных дисках и декоративных элементах «под карбон». На более простых моделях с кубатурой «250» и «300» установлены моторы еще одной местной (но с мировым именем) компании – SYM. А вот у АХ250 нет багажников, да и мотовездеход заметно ниже – за счет задней зависимой маятниковой подвески. Зато и масса – сравнительно небольшая, что «льет воду на мельницу» проходимости. Впрочем, квадр, видимо, не задумывался как чисто утилитарный, его удел – увеселительные покатушки на небольшие расстояния, в том числе и по дорогам общего пользования. Недаром ведь все «гамаксы» оборудованы полным набором светотехники, да еще и зеркалами в придачу. Если вопрос цены для вас – не принципиальный, более привлекательна, безусловно, «нафаршированная» модель AX430LX. Рас­ смот­­­ рим ее поближе. На ЖК-панели выделяются очень крупные цифры спидометра и буква, обозначающаявключенный режим трансмиссии. По бокам приборки расположены сигнальные лампы, в  том числе работы «мигалок» и включения дальнего света. Рычаг селектора режима транс­­­ миссии находится с правой части бака. Проверил: не мешает ли переключению по­­ вер­ нутый руль? Нет, переключать не мешает, вот ­ только к замку зажигания не всегда подлезешь, а клавиши останова двигателя нет. Еще одна особенность рычага селектора – отсутствует привычное парковочное положение («Р»), а затормаживает квадр на месте внушительный ручник на левой рукоятке руля. С удивлением обнаружил, что тормозных рычагов здесь аж четыре (включая ручник): три рассредоточены по рулю, один – под ногой.Тормоза действуют так: от левого рычага приводится задний тормоз, от право­­ го – механизмы передних колес, а педаль останавливает все четыре колеса. При этом в  системе есть «колдун», который в случае обрыва одного из шлангов обеспечивает работоспособность системы. Кроме того, ры­­ чаг на левой рукоятке руля имеет защелку, позволяющую использовать его как стояночный. В подвеске, помимо ее «независимости», никаких изысков не нашел. Амортизаторы регулируются по преднатягу пружин (5 по­ ­ ложений). Дотошный взгляд, брошенный в недра машины, выхватит единственный зад­ ний тормозной диск на валу трансмиссии. Это  так называемый трансмиссионный тор-№ 08 200933 ТЕХ­ НИ­ ЧЕ­ СКАЯ ХА­ РА­ К­ ТЕ­ РИ­ СТИ­ КАОБЩИЕ ДАННЫЕ Модель AX430LX AX250 Модельный год 2008 2007 Длина х ширина 2160х1200х1180 2290х1154х1242 х высота, мм База, мм 1294 1300 Сухая масса, кг 320 280 Высота ­ 820 820 по седлу, мм Дорожный 340 170 просвет, мм Объем ­ 14,3 14,3 бензобака, л Грузоподъем­ ­ ность  передне­ 20 – го багажника, кг Грузоподъем­ ность  задне­ 60 – го багажника, кг Масса ­ буксируемого 600 – прицепа, кг ДВИГАТЕЛЬ Тип 1-цилиндровый, 4-тактный ГРМ ОНС/2 Рабочий ­ 403,1 251 объем, смз Система питания Система охлаждения Диам. цилиндра х ход поршня, мм Степерь сжатия Макс. мощность, л.с. при об/мин Крутящий момент, Нм при об/мин ТРАНСМИССИЯ Тип Возможность торможения двигателем Состав Главная передача Привод ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Рама Передняя вилка Задняя подвеска Передние тормоза Задние ­ тормоза Передние шины Задние шины карбюратор жидкостная 86х69,4 9,2 33,5/6500 25,5/4000 71х63,3 10,5 19/6500 н.д.GAMAX AX430LXТакая панель не только дань любителям цифровых «штучек», она отображает много параметров, в том числе и времяЗадняя независимая подвеска обеспечивает, помимо комфорта, и значительный дорожный просветавтоматическая (вариатор) есть L, H, N, R карданная 4х4 (подключаемый передний) нет F, N, R цепная заднийпространственная, стальная 2-рычажная независимая маятниковая 2 диска у ступиц 1 диск в трансмиссии 25х8-12 25х10-12 1 диск на оси 23х7-10 22х11-10На левой рукоятке выделяется внушительных размеров рычаг стояночного тормоза, работать им действительно быстро и удобноОдни из самых «злобных» серийных шин Maxxis Bighorn дополнены легкосплавными дискамиСпереди – двухрычажная подвеска и ШРУСы, такую конструкцию имеют большинство полноприводных ATV34№ 08 2009 GAMAX AX250Приборная панель – без цифровых хай-теков, однако необходимую информацию по 9 параметрам отображаетЗадняя маятниковая подвеска с неразрезной осью проста, в её конструкции выделяется только тросовый привод ручникаВ положениях рычага селектора «не заблудишься»: F – для езды вперед, R – для заднего ходаДотянуться до замка зажигания, расположенного на правом крыле, непростореклама тестGAMAX AX430LX, GAMAX AX250GAMAX AX250+ –Малый вес, легкость управления, наличие полного комплекта дорожной светотехники Отсутствие багажников, неудобное расположение замка зажиганиямоз, он позволяет применить диск меньшего диаметра и спрятать его в более защищенном месте. Комплектация включает армированные тормозные шланги; при их большой длине – решение вполне оправданное. Задняя подвеска АХ250 – с неразрезной осью, это классика простых мотовездеходов. Такая конструкция проще, надежнее и долговечнее, правда, у машины – не такой большой клиренс, как с независимой подвеской. Ценность «430-го» «гамакса» еще в том, что он может вполне официально взять на борт пассажира, хотя этот квадр не такой большой, как другие двухместные модели. Отмечу также мощные галогенные лампы фар, штатную защиту деталей переднего привода, фаркоп, за который можно тянуть прицеп весом до 600 кг, ну и, конечно, электрическую ле­­ бедку. Ее, кстати, испытали, когда засадили квадр, пытаясь задним ходом въехать на песчаный подъем. У агрегата достаточно длинный трос (15 м), который направляют 4 ролика ограничителей намотки, механизма само­ укладки нет. Заявленное тяговое усилие – 750  кг, этого достаточно «чтобы тащить из любого болота…». Однако любителям больших круглых цифр будет приятно узнать,что  для этого аппарата доступна лебедка и на 1500 кг. После выезда на песчаные просторы перед фортом хотел, отключив «передок», продемонстрировать эффектный управляемый занос (как говорят стрит-рейсеры «дрифт»). Вывесился в поворот, дал полный газ и… ничего не произошло. Аппарат вяло вписался в поворот, не продемонстрировав всей «ду­­­ ри»  400-кубового мотора. И точно, по законам  Европы мощность ограничена 15 кВт (20,4 л. с.) – такова плата за дорожный сертификат. Реальную же отдачу под три десятка «лошадей» можно получить, если снять ограничитель – дроссельную шайбу на выпуске (и  как тут не падать мощности, если поток выхлопных газов, протекая по трубе диаметром 32 мм, упирается в 12-миллиметровое отверстие!). После удаления «вредителя» квадр будто подменили. Проведенные замеры скорости показали достойный результат: на шоссе – 90 км/ч! Поразил и удивительно большой угол поворота руля, что, в сочетании с небольшой  базой, придает машине исключительную  маневренность. Остается загадкой, как ШРУСы не выворачиваются наизнанку.А «вод­­ ные процедуры» подтвердили, что с за­­ щитой от брызг все в порядке. Но выявились – нет, не косяки – скорее, нюансы, к которым придется привыкать. Казалось бы, на машине с вариатором невозможно заглохнуть. Оказа­­ лось, очень даже возможно, если при маневрировании вперед-назад при переводе рычага селектора забыть нажать на тормоз. Но это вроде бы не страшно – нажимаем кнопку электростартера и… И ничего не происходит – срабатывает еще одна блокировка – на включенную передачу. А выключить ее под-час непросто – например, если квадр стоит на уклоне, и усилие по цепочке от колес до мотора не дает шестерням коробки реверса выйти из зацепления. Приходилось раскачивать квадр и, улучив момент, буквально выдирать передачу. Думаю, владельцы не пожа-леют, если отключат обе блокировки – для этого достаточно просто сдернуть разъемы с соответствующих датчиков. Завершил тест, когда почувствовал, что форты не подарят новых ощущений. А если честно – устал сам, это ведь не по асфальту накручивать километры. А квадрам – хоть бы что, даже электровентиляторы ни разу не включались.36№ 08 2009 P.S. Пока материал готовился в номер, я успел еще раз пообщаться с «гамаксом», на этот раз более продолжительно. «С-Мото» организовал пробег на Gamax AX430LX по западу Карелии: пять тысяч километров за пять дней. Во-первых, квадр совершенно адекватно вел себя на дорогах общего пользования, а его световых приборов хватало на все случаи жизни. Причем по трясучей щебенке (которой на маршруте оказалось с избытком) на мотовездеходе ехать оказалось гораздо комфортнее, нежели в сопровождавшем автомобиле. А во-вторых (и  это самое главное), удалось дополнить условия кронштадтского теста грязью, даже грязищей – постоянным спутником поездок по нашей средней полосе. Так вот, в грязи аппарат тоже не сплоховал, пригодились и «передок», и «понижайка». Но всплыли и некоторые минусы, самый главный из которых – отсутствие блокировки дифференциала переднего моста и то, что на приборке не отображается включение именно пониженной передачи, а выделяется символ F, то есть «Вперед» – дескать,  к черту подробности. Поездили с прицепом и вдвоем на одной машине – вскрылась потребность в спинке для пассажира. Удалось определить и расход А-92: на ровной дороге он составил ровно 10 л «на сотню», а вот на крутом бездорожье вырос до 15-18 литров. И объем бака (14,3 л) для дальних вояжей кажется маловат.Технику для теста предоставила компания «С-Мото» (С.-Петербург).GAMAX AX430LX+ –Полная «независимость» подвесок, понижающая передача, возможность торможения двигателем, лебедка и полный комплект дорожной светотехники Перебор с блокировками, неудобное расположение замка зажигания№ 08 200937