РЕМЗОНАЩЕКИ НА «КОЛЕНЕ»Расскажите, пожалуйста, как рассчитать наружный диаметр щек коленвала, если решил его облегчить? В материале «Резвость, право, не порок» (умеренный тюнинг Jawa 634) в вашем журнале («Мото», №8-2004) автор Владимир Войтенко указал диаметр 125 мм. Но ведь этот размер может быть и меньшим? Или тогда будет трудно отбалансировать вал?Олег ИВАНОВ, БелоруссияКоленвалы в двухтактных двигателях, кроме основных функций, выполняют еще две. Первая и важнейшая – они заменяют маховик. С таким «совмещением профессий» двигатель получается компактнее. Вторая – коленвал должен максимально заполнить своим объемом кривошипную камеру. Маховик нужен двигателю, в первую очередь, для того чтобы коленвал вращался наиболее равномерно. Его инерция, накопленная во время рабочего такта, двигает поршень во время остальных тактов. В четырехтактных двигателях их три – потому и маховики у них массивнее. У двухтактного рабочие такты следуют через раз, и можно обойтись меньшей массой. Но ведь мотоциклу нужно еще и тронуться с места, и тут крутящего момента двигателя на низких оборотах недостаточно. Однако выручает маховик. Jawa рассчитана как для одиночной езды, так и с боковым прицепом, потому щеки ее коленвала такие большие. Их масса помогает сдвинуть с места мотоцикл вместе с коляской, но снижает динамику разгона. Если собираетесь ездить только в одиночку, можете облегчить коленвал. Только учтите, после этого уже не удастся тронуться на оборотах холостого хода. До каких величин можно облегчать эту деталь? Для нормальной работы двигателяОптимальный наружный диаметр щек коленвала, когда он находится вровень с НГШ: 1 – щеки коленвала; 2 – НГШи даже для плавного троганья с места одиночному мотоциклу большая масса не нужна. Тут ведущую роль принимает на себя вторая функция коленвала – кривошипную камеру нужно заполнить как можно более полно, чтобы увеличить степень сжатия в картере. У дорожных низкофорсированных моторов степень сжатия находится в пределах 1,2–1,3. У спортивных за счет точности изготовления ее доводят до 1,4–1,6. Чем выше степень сжатия, тем лучше продувается цилиндр. Но стремиться беспредельно ее увеличивать тоже не дело. В работающем двухтактном двигателе в газовой среде внутри картера так же, как и в глушителе, происходят колебательные процессы, и изменением длины продувочных каналов и свободного объема картера можно сместить максимум крутящего момента в сторону больших или малых оборотов. Форсируя двигатель, спортсмены стремятся свести к минимуму все паразитные объемы – и за счет этого сместить момент «вверх». После проточки щек освободившееся место заполняют шайбами с прорезью для шатуна. Диаметр щек тожеИногда спортсмены, чтобы выгадать несколько лишних граммов, протачивают щеки на конус. Вставки в картере должны повторять форму щек: 1 – стенки картера; 2 – вставкиограничивает шатун – наружный диаметр его нижней головки. Оптимальный размер образуется, когда наружные диаметры щек и нижней головки шатуна (НГШ) выстраиваются в одну линию. Паразитный объем щели между щеками, в которой перемещается шатун, – минимален. А форма шайб-вставок в картер – простейшая. Иногда щеки протачивают на конус, с сужением в сторону от шатуна. Угол конуса от оси коленвала – обычно в пределах 10–30°, а шайбы в картере повторяют форму щек коленвала. Зазор между ними и щеками – 1–2 мм. Отбалансировать уменьшенный по диаметру коленчатый вал труднее: чем ближе балансировочные отверстия к оси вращения коленвала, тем больше их диаметр, а разместить их уже негде. У высокофорсированных моторов спорт­ смены сверлили до шести небольших отверстий в каждой щеке. Для повышения степени сжатия в картере и снижения аэродинамических потерь в них вставляли заглушки из легких материалов. Диаметр щек коленвала двухтактного двигателя обычно не рассчитывают – он обусловлен размерами и формой остальных деталей двигателя. А прочность здесь зависит от толщины, значит, утоньшать щеки нельзя!Облегченный коленвал сложнее уравновесить, чем штатный. Иногда приходится сверлить дополнительные балансировочные отверстия: 1 – основные отверстия; 2 – дополнительные отверстия221111222 1 2 12чтобы организовать водяное охлаждение... Но вы спрашиваете о другом, так вот: мощности такая модернизация не прибавляет. Можно ли установить на «Иж-Ю» и «Иж-П» рубашки охлаждения только на цилиндрыс использованием электропомпы и термо­ выключателя? Если уж охлаждать двигатель водой, то не только цилиндры, но и головки – иначе разница температур между этими деталями сведет на нет все преимущества жидкостногоохлаждения. «Сочинять» самодельное водяное охлаждение на «Юпитер» нет смысла – разумнее воспользоваться заводскими деталями... А с «Планетой» можно попробовать повозиться, воспользовавшись деталями тракторных «пускачей».№ 08 200967