60
61
62
63
БИЗНЕС МАМАШИBenelli текст Александра ВОРОНЦОВА, фотоБренд100 лет benelliИ Л Л Е Н Е Белли анами на руках, Тереза Бони Бен Оставшись вдовой с шестью пац ей задумалась. Чтобы пристроить их к дене бедствовала. Но о судьбе дет естья под механическую мастерскую, лу, она отвела флигель своего пом руководством наставников ребя Под . ние ова руд обо чее про и . нки анизмы купив ста старые часы, ружья и прочие мех та осваивали ремесло, починяя ец одного из пяти бегающих по улицам стКогда же к ним обратился владел льчики встали на ноги. И зареги ма : яла пон еза Тер ей, бил омо Пезаро авт elli. Было это ровно сто лет назад. рировала Officine Meccanice Ben601922moto.zr.ru апрель 2011От ремонта, даже очень квалифицированного, до полноценного производства – путь неблизкий. В 1919 году в мастерской братьев родился первый двигатель – 75‑кубовый двухтактный моторчик для велосипедов. А в 1921 году они построили первый комплектный мотоцикл, с 98‑кубовым «двухтактником». На фото – старейший из сохранившихся мотоциклов benelli, 125‑кубовый аппарат 1922 года. Он весил всего 40 кг и разгонялся до 50 км/ч.Антонио «тонино» Бенелли оказался одаренным гонщиком: несколько раз он становился чемпионом Италии – разумеется, на мотоциклах «братского» производства. Именно по его инициативе спортивные мотоциклы заняли ведущее место в производственной программе компании. Шесть братьев Бенелли (слева направо):  Джузеппе, Джованни, Франческо, Филиппо, Доменико и Антонио.1926В 1926 году Джузеппе Бенелли (самый талантливый  из шести братьев конструктор) спроектировал 175‑кубовый  мотоцикл с четырехтактным двигателем, в котором верхний  распредвал приводила  «гитара» из шести шестерен.  На фото – модификация Gran  Sport 1931 года, способная  разгоняться до 120 км / ч!19391940Момент славы: Тед Меллорс на 250‑кубовом Benelli  несется к победе в самой престижной гонке мира –  британской Tourist Trophy, 1939 год.Другие времена, другие песни. В годы  войны спортивные мотоциклы почему‑то  не находили сбыта, и компания переключилась  на производство нижнеклапанных «пятисоток»  (13,5 л.с., 180 кг, 90 км / ч) для армии. Она также  выпускала детали для авиационных двигателей,  за что бомбардировщики союзников и разнесли  ее завод в пух и прах.1936Маленький, но быстрый мотоцикл – хорошо. Большой и быстрый – еще  лучше. В середине 30‑х годов компания освоила производство 250‑кубовых  и 500‑кубовых мотоциклов, также с одноцилиндровыми четырехтактными  моторами и верхними распредвалами. На фото – модель Benelli 500S  1936 года, ее 24‑сильный двигатель разгонял машину до 140 км / ч.апрель 2011 moto.zr.ru61 БРЕНД100 ЛЕТ BENELLI1950Хотя в 60-е годы главные прибыли компании приносили мопеды и мини-байки, братья Бенелли справедливо полагали, что «кубики» лишними не бывают. В 1967 году они показали прототип мотоцикла в британских традициях – с рядным двухцилиндровым 650-кубовым двигателем, через пару лет под именем Tornado он пошел в серию. Для своего времени – настоящий зверь: 50 л.с., 175 км/ч.Война войной, а спорт по расписанию. К счастью, гоночные мотоциклы удалось сохранить, и в 1950 году Дарио Амброзини на модернизированной версии той самой машины, что перед войной выиграла Tourist Trophy, стал чемпионом мира в классе 250 см³.1967199562moto.zr.ru апрель 2011Век империи Де Томазо оказался недолог – уже в 80-е годы она развалилась. Хозяином Benelli стал итальянский промышленник Джанкарло Сельчи, который в 1995 году перепродал ее крупному производителю бытовой техники Merloni Group. Основной продукцией Benelli стали скутеры.1969Все 60-е годы инженеры компании с похвальной настойчивостью работали над проектом гоночного мотоцикла с 250-кубовым четырехцилиндровым четырехтактным двигателем. Упорство принесло плоды: в 1969 году Кел Каррутерз стал чемпионом мира. И вовремя: в следующем году ФИМ запретила «четверки» в классе 250 см³.2005Возглавивший компанию Андреа Мерлони поначалу взялся за дело с энтузиазмом. Он даже изыскал средства на создание первоклассного супербайка – модели Tornado с трехцилиндровым 900-кубовым двигателем мощностью 140 л.с., дебютировавшей в 1999 году. Но мотопроизводство упорно приносило одни убытки, так что запал вскоре иссяк, и в 2005 году Мерлони с облегчением уступил Benelli китайскому концерну Quianjiang Group. 19521970-еВ начале 70‑х годов компания влилась в промышленную империю Алессандро Де Томазо. Новый хозяин благословил разработку невиданного доселе мотоцикла – с шестицилиндровым двигателем! (Подробнее об этом проекте – в январском номере.) Benelli 750 Sei стал родоначальником целого семейства: шестицилиндровые мотоциклы 750 и 900 см³, четырехцилиндровые 250, 350, 500 и 650 см³ и даже 125‑кубовая «двойка».На фоне послевоенной разрухи спортивные победы радовали, конечно, но кормили плохо. Чтобы заработать хлеба и немножечко масла, компания освоила производство легких дешевых мотоциклов – таких как этот Leoncino 1952 года со 125‑кубовым двухтактным двигателем мощностью 5,5 л.с. Впрочем, итальянцы и на таких «чахотках» ухитрялись гоняться: в 1953 году Леопольдо Тартарини (тот самый, который впоследствии основал Italjet) выиграл Motogiro d’Italia.1962В конце 40‑х годов Джузеппе Бенелли, рассорившись с братьями, ушел и основал собственную компанию Motobi. В 1962 году ссора иссякла, и Motobi влилась в Benelli. Какое‑то время дилеры параллельно продавали мотоциклы обеих марок (на фото – Motobi Sprite 1965 года с 250‑кубовым 15‑сильным четырехтактным двигателем). Сейчас итальянцы вновь пытаются возродить марку Motobi – для скутеров китайского производства.2011Новые хозяева, как водится, поначалу наобещали с три короба пирогов, но давать деньги на развитие бренда не торопятся. Производство скутеров они перевели в Китай (похоже, их интересовал только этот кусок пирога), а изготовление мотоциклов, оставшееся в Италии, еле теплится. Многообещающий проект 750‑кубового «твина» до сих пор кочует по выставкам в виде прототипа, такова же судьба и у спортивного внедорожного семейства. К 100‑летнему юбилею марки средства нашлись только на разработку спецсерии Century Racer кафе‑рейсера TNT. Негусто…апрель 2011 moto.zr.ru63