Дом, милый дом! 45 дней назад, переступив твой порог, мы сели на мотоциклы и поехали на восток. Мы – это Гена и Ваня, два брата из городка Осташков. А начиналось все как увлекательная авантюра…текст Геннадия ИВАНОВА, фото автора и Ивана ИВАНОВА96moto.zr.ru апрель 2011 ‣ ТРУДНый ПУТь НА ВОСТОк с.96, ПеРВАя ПОМОщь. МОТОАПТеЧкА с.104, МеХАНИЧеСкИе ПРОТИВОУгОННые УСТРОйСТВА с.106, НОВОСТИ с.110МотоклубУПОРСТВО ОБРЕЧЕННЫХВладивосток! Такой далекий и такой манящий… Идея этой авантюры бродила в голове года четыре. Хотелось ехать, ехать далеко, а куда уж дальше, чем восточный край земли? И именно на «совкоциклах» – и романтики больше, и ремонт «на коленке», да и просто хотелось ощутить, как ездили в СССР. В 2009 году на двух ИЖах («Юпитере» и «Планете») мы съездили на Черное море без единой поломки. Это и перевесило чашу сомнений. У меня «Урал» ИМЗ 810310 (1991 г.), у брата ИЖ «Планета-5» (1990 г.). Оба мотоцикла были разобраны до последней гайки и собраны вновь. Ваня навьючил скарб на заказанный по интернету ижевский багажник, а я распихал все в самодельные кофры. 27 июля. Утро. Жара. Везде пожары… Остановились на выезде из города. Что нас ждет? Вернемся ли назад?.. Сомненья прочь! Скорость 70 км/ч, через каждые 30 км остановка – перегрев моторов. Мне кажется, глобальное потепление скоро поставит крест на всех двигателях воздушного охлаждения. За день прошли около 270 км. Ночуем в поле. А на следующий день первые поломки – на ИЖе накрылся коренной подшипник. Дотягиваем до Бронниц и звоним Андрею «Malory» из хелп-листа форума «Беспечный ездок». Сразу отзывается: «Все достану. Ждите, привезу». Пока ждем, с подставки падает «Урал». Разбит поворотник и стекло на шлеме (вот вам и недоделанные дуги!). Поднял мотоцикл и увидел, что отошел цилиндр, прокладку разорвало. Тьфу!.. Останавливается человек на машине, представляется: «Мозг». Помогает поставить на место цилиндр и желает удачи. Стекло на шлеме клеим (в дальнейшем еще не раз придется этим заниматься). И вот подъезжает Андрей. Привозит нам все, что у него было, даже то, что могло пригодиться в дороге. Вместе с ним ищем местоапрель 2011 moto.zr.ru97 Распахнутый миРтрудный путь на востокночевки. Вот человек! Если будем встречать таких – точно доедем. Весь следующий день ремонтируем «Планету» прямо в поле. Жара адская! Заканчивается вода. Пешком иду за ней к ближайшей заправке. Поменяли правый подшипник, а коленвал – вроде ничего, походит. Начали поступать SMS с адресами тех, кто нас встретит в пути. Это Андрей создал тему про нашу авантюру на форуме. Ночью спали плохо – еще не привыкли к шуму дорог, да и запарились в спальниках. Как приятно снова оказаться в пути! День встречаем в Пензенской области, за Спасском. Жара. У Шацка горят леса. Везде дым, не видно солнца. На трассе встречаются поваленные и горящие деревья. Если сломаться в этих местах, задохнешься в дыму. В Шацке спросили: «Давно ли здесь дым?» В ответ: «Первый день». Мы «везучие». В Мордовии везде видны следы пожаров. Когда встречаем водоем, набираем воды и остужаем двигатели. Запомнилась река с названием «Вад» – большой мост, а под ним ни капли воды, все пересохло. На «Планете» трескается багажник (сварили за 300 руб.). Встретили Рому с Таней из Москвы, едут на мотоцикле на Байкал. Обсудили разницу езды на нашей технике и иномарках, пожелали друг другу удачи. В Самарской области в тени +4 °С. Сколько же на солнце? Едешь, а от асфальта горячий поток, как от фе-на. Какое тут воздушное охлаждение? Дождь танцами заклинали – серьезно! Искупались в речушке. Вода спасает… пока ты в ней. Перед Уфой на «Планете» накрывается реле зарядки. Брат чинит, снова едем. Встретили мотоциклистов из Екатеринбурга. Они сказали, что мы сумасшедшие. Чем дальше от центральной России, тем меньше встречается мотоциклистов. В Башкортостане снова остались без воды. Еле дотянули до кафешки, по полтора литра выпили залпом. Питались в основном консервами. Готовили же на газовой горелке в армейском котелке. Костер не разжигали из‑за жары. А для каши в хлопьях даже воду греть не приходилось – в бутылке от жары и так кипяток. За Уфой я пошел на обгон фуры справа по обочине. Ваня следом. Когда попытался вернуться на асфальт, попал в колею, и меня откинуло обратно. Чтобы не врезаться, брат резко затормозил. Я видел в зеркала, как его крутануло. В итоге разбиты приборка и поворотники, а ему ничего, ободрался только. Спасли дуги безопасности. Перед населенным пунктом Сим пообщались с дальнобойщиком из Новосибирска. Говорит, прострелили колеса, теперь чинится. Перед Челябинском маленько заблудились. Свернули по указателю на Курган и не сразу поняли, что едем в Екатеринбург. Пришлосьразвернуться. И тут на светофоре срезало шлицы на дисках сцепле‑ ния «Урала». Прямо на тротуаре снимаем двигатель, но запасных дисков‑то нет. Тормозим проезжающего мотоциклиста, Иван едет с ним к местным байкерам, а я остаюсь сторожить мотоцикл. Через час брат с Димой «Сиротой» привозят диски сцепления. Дима говорит, что сломались мы в неудачном месте – опасный район Челябинска. Предлагает перевезти все в гараж, а с утра ремонтировать. Но мы хотим чиниться здесь и сейчас. Наш новый знакомый уезжает и возвращается с друзьями. Они в шоке, видя разобранный на тротуаре мотоцикл. А Иван из Челябинска помогал нам всю ночь, а утром проводил до трассы. Замученные, сонные, мы снова едем. Но чувствую, опять что‑то не так – при старте треск со стороны сцепления. Сцепление ведет. Решили поспать, а потом разбираться с мотоциклом. Через пару часов просыпаемся под палящими лучами солнца. Воды нет. Скидываем коробку, перебираем – она в порядке. Треск немного уменьшился лишь после установки шайбы под выжимной подшипник. Движемся на Курган. Однообразные пейзажи, жара. От монотонности дороги и усталости вырубаюсь за рулем. Да еще смена часовых поясов – никак не привыкну. Чувствую себя героем «Безумного Макса» – грязный, голодный, да и топливопорой на резерве, всматриваюсь в даль в надежде увидеть заправку. Багажник на «Планете» отходит еще в двух местах. Встречаем итальянца Алекса, он едет в Монголию. По‑русски говорит плохо, пообщались через разговорник. К вечеру догоняем скутериста Олега. Он едет из Москвы в родной Улан‑Удэ. Проезжаем с ним немного, но силы на исходе, и мы съезжаем на ночевку, а он едет дальше в ночь, оставив нам банку тушенки. А все‑таки хорошо засыпать в палатке, не зная, где и как ты будешь спать завтра. И как здорово просыпаться, сознавая, что ты в пути, а рядом мотоциклы. Собираешься и едешь вперед, навстречу приключениям. Ведь только в дороге ты по‑настоящему свободен. Нет ничего лишнего, никаких пустых забот. Лишь бы только ехал мотоцикл, а остальное приложится. Объехали Казахстан, за день пройдя 430 км. Для нас это приличный пробег. Глядя на обилие озер, очень хотелось купаться‑мыться, но вода здесь соленая и вонючая. Тюменская область встретила отличным асфальтом. На повороте на Ишим пошла насыпная гравийка, первая за весь путь, но недолго. Затем снова хороший асфальт. Брат лапкой кикстартера ушиб кость ступни – нога болит, опухла, трудно переключать передачи. За Тюкалинском нас стопят люди у машин с открытыми капотами, ду-98moto.zr.ru апрель 2011 скутерист Олег Оставил нам банку тушенки, андрей «Malory» пОмОг запчастями. если и дальше будем встречать таких людей – тОчнО дОедем.маем – поломались, может, чем поможем. Остановились, подходит мужик и говорит, что едет откуда‑то из Казахстана, то ли за ним кто‑то гонится, то ли что… Мол, нет денег на бензин, помогите, чем сможете. При этом становится на колени, срывает с пальца перстень, сует мне в руки, умоляет. Даем 500 рублей и едем дальше. В тот день мы видели этих людей на трассе еще дважды, точно так же стояли, просили помощи, но в разных местах. Бог им судья. Проехали Омск. Я искупался в реке Каргат, а брат не стал – раны не заживают. Встретили дальнобойщика из Сима, он приветствовал нас, высунувшись из окна фуры и сигналя. Уже смотался в Новосибирск и едет назад. Ну, раз он ездит, даже когда колеса простреливают, значит и мы доедем. Перед Кемерово первый раз нас накрыл дождь (вернее сказать – ливень). Ехали, пока насквозь не промокли. А куда спрячешься? Потом долго сушились у костра, но все равно остались мокрые. Перекусили, покормили такую же мокрую, как и мы, бродячую собаку.За следующий день прошли 400 км и все время под дождем. На заправке спросили, давно ли пошли дожди. «Да они у нас все лето идут! Пару дней солнце и снова дождь». Ачинск встречает плохо. Едем через мост по второй полосе, и вдруг Иван падает. Я не успею затормозить и задеваю его. Машины объезжают, никто даже не приостановился. Мотоциклы вроде целы, а у Вани разбито колено. Пока он перевязывает ногу, иду в магазин. Попросил у продавщицы немного подзарядить мобильник – грубо отказала, мол, нет свободных розеток. Пробую подключить телефон к мотоциклу, в итоге он перестает работать вообще. Немного перекусили, и в путь. У деревни Шишково остановились на ночлег, обсушились у костра – и спать. На следующий день в 50 км от Красноярска клинит «Урал». И как раз там, где около дороги стоит крест. Съезжаем на обочину, разбираем двигатель. Диагноз плох: вырвано четыре болта крепления переднего опорного подшипника, разбиты посадочные места, резьбовые отверстия. Причина – треснутая щека коленвала. Вот отчего среза‑ ло диски сцепления в Челябинске – осевое смещение коленвала при выжиме сцепления… Настроение нерадостное. Мимо на «Урале» проезжает мужик из соседней деревни. Разговорились. У него есть картер, и он может его отдать, надумаете – реклама РАСПАХНУТЫЙ МИРОсташков МОСКВА Тверь БронницыТРУДНЫЙ ПУТЬ НА ВОСТОКМаршрут Осташков – Москва – Рязань – Самара – Уфа – Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск – Кемерово – Ачинск – Красноярск – Иркутск – озеро Байкал – Улан-Удэ – Чита – Хабаровск – Владивосток. Пробег: 10 200 км. Проживание Бесплатно (в основном в палатке).Шацк Пенза Самара Уфа Челябинск Курган Омск КемеровоАчинск КрасноярскНовосибирскзвоните. Но когда надумали, картер уже исчез. Звоним по хелп-листу в Красноярск. Наверное, в этот день мы достали всех, но ни одного дельного предложения так и не услышали. Лишь утром дозвонились до Паши «Эгоиста», который сказал, что сейчас подъедет человек и поможет. Сидим, ждем – никого. Думали, что всё, конец путешествию. Настроение ниже плинтуса. И тут подходит человек: «Это вы тут сломались?» Представился: Серега «Фермер». Сразу обнадежил, что все будет хорошо, починим. Таким вот образом мы оказались в Перво-ОТНОШЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА АБОРИГЕНОВ К НАМ МОЖНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ТАК: «ПУТЕШЕСТВУЕТЕ? ЗАНЯТЬСЯ НЕЧЕМ? ИЛИ ДЕНЕГ МНОГО?..»манске, первый раз за все путешествие у кого-то в гостях. Сереге низкий поклон – накормил, истопил баню, возил за запчастями в Красноярск, помогал в ремонте, а его домашнее сало снилось нам еще долго. В Красноярске запчасти доставал байкер Вадик. Именно «доставал», другого слова не подберешь. Залезет в катакомбы гаража, роет, роет и – раз! – вынул откуда-то корпус подшипника. «Надо что еще?» Снова пропадает на какое-то время и появляется с нужной деталью. В общем, люди нам встречались отличные. Какое счастье вновь оказаться в дороге на боевом коне! Мурашки по коже, волосы дыбом, дрожь в руках. Мы едем! Но радость была недолгой, через 20 км глохнет «Планета»… Пока Ва-ня чистит карбюратор, подошедший дальнобойщик рассказывает о своей нелегкой доле. Его смена всегда выпадает в ночь, и когда начинает «срубать», он выключает свет и едет, а когда включает и видит, что перед ним кювет или встречка, получает выброс адреналина и больше уже не спит… Бойтесь дальнобойщиков! Вообще, поломки уже стали восприниматься как должное. Каждую встречали усталой улыбкой обреченности. Отвязать скарб, чинить, снова навьючить… а километров через 50 повторить процедуру заново, устраняя очередную неисправность. Родилась парадоксальная формула: «Раз ломается, значит работает». Но мы едем. Наперекор всему. В Иркутской области дороги пло-хие. После грунтовки с фурами мы покрылись толстым слоем пыли. И вот наконец мы на Байкале. Он великолепен. Погода отличная. Встречаем байкера Михаила «Аль Пачино», он приглашает к себе. Мы благодарны, но категорически против. Приехать к Байкалу и остановится в доме? Нет, это не про нас. В итоге он показал замечательное место на берегу Байкала. Сидим возле самого огромного озера в мире, попиваем пивко с омулем. Вот оно, счастье! К вечеру подъезжает Михаил с друзьями. Как же здорово хоть изредка общаться с людьми, а то и одичать недолго. Байкер по прозвищу Механик рвется устранить все неполадки «Урала». Но их вроде нет. Пока… Погода портится. Всю100moto.zr.ru апрель 2011