106
107
108
БЕЗОПАСНОСТЬпротивоугонкиМЕХАНИКАтекст Романа АБАЛАКИНА, рисунок Эдуарда КОНОПА, фото из архива редакцииВ прошлом материале «противоугонного»  сериала мы лишь слегка затронули тему  мотивации преступных элементов. Но то была  теория – переходим к практике. И начнем  с самых распространенных средств защиты.У всех механических блокираторов задача в принципе одна – предотвращение несанкционированного перемещения транспортного средства. И несмотря на все многообразие, их можно разделить на несколько основных групп: замки на тормозной диск, замок-зажим на рычаг переднего тормоза, U-образные скобы, тросы и цепи. Наверное, одна из наиболее распространенных и мобильных механических «противоугонок» – это замок на тормозной диск. Выглядеть он может по-разному (как скоба, граната, «гриб» или навесной замок), но работает по единой схеме: будучи продет в отверстия тормозного диска (реже – ведомой звезды), замок блокирует переднее или заднее колесо. Суть популярности кроется в компактности, позволяющей с легкостью перевозить его даже в миниатюрных багажниках спортбайков. Но есть и неприятная сторона: замок ограничивает движение одного из колес и при этом почти немешает двум-трем людям передвинуть мотоцикл до припаркованного где-то неподалеку фургона. А если же оные знакомы с методом «скейт – в руку», то после погрузки заблокированного колеса на роликовую доску скорость исчезновения мотоцикла значительно возрастает. По этой причине единственный замок на диск вряд ли способен помешать злоумышленникам воплотить свой коварный замысел. Тем не менее, окончательно списывать в утиль данный вид блокиратора пока рано, в том числе и потому, что в совокупности с другими «охранками» он работает очень даже эффективно. При выборе и последующей эксплуатации замка стоит придерживаться определенных правил. Во-первых, изучите информацию о конструкции замка и материалах, из которых он изготовлен. Никаких «силуминов» в принципе не должно быть – те от легкого воздействия молотка и зубила попросту колются. Запирающий штырь замка-скобы дол-жен иметь надежное зацепление в запорной планке, чтобы после распиливания корпуса блокиратор не развалился на части, а продолжал бороться за сохранность вашего имущества. Также едва ли заслуживают доверия «противоугонки» с личинками под тубулярный ключ, так как имеющиеся в открытой продаже мастер-ключи и отмычки сводят все защитные свойства на нет*.* Этот пункт можно отнести ко всем противоугонным устройствам.Во-вторых, сам замок размещайте на левом тормозном диске (при его наличии, конечно) и по возможности – личинкой «вовнутрь». Почему на левом? Все очень просто: именно на эту сторону обычно наклонен мотоцикл, стоящий на боковой подставке, да и заблокированный руль тоже повернут влево. Вам неудобно? Пусть! Зато вы доставите дополнительное неудобство и угонщику. В-третьих, обратите внимание на скобы со встроенными в них сигнализациями – с автономным106moto.zr.ru апрель 2011   Из этих четырех только три заслуживают доверия.  Замок на рычаг переднего тормоза (левая фотография в нижнем ряду)  вряд ли стоит потраченных денег. питанием и в прочном стальном корпусе. Реагируют они фактически на любое движение и отключаются только ключом, что является несомненным бонусом. В случае срабатывания датчика для нейтрализации сирены громкостью около ста децибел по‑ требуется пусть небольшое, но время. Да и вы сами тогда не забудете о висящем на тормозном диске замке – сколько мотоциклов испорчено по забывчивости! А вот идею приобретения зам‑ ка‑зажима на рычаг переднегозить с собой – на многих мотоциклах специально отформованы ложементы в багажнике под подобный аксессуар. С другой же стороны, жесткую цельнометаллическую скобу довольно удобно пилить. Само собой, можно купить самый крепкий экземпляр (толщина дужки на некоторых – до 16 мм) и для пущей уверенности попытаться прицепить им мотоцикл к какому‑нибудь столбу. Но длины скобы чаще хватает лишь на то, чтобы Чтобы угнать приковать незащищенный колесо к какой‑нибудь не мотоцикл, требуется самой массивпримерно ной ограде. Из‑ 12 секунд. за этого велик отыскивают тормоза следует риск остаться единицы. точно выбросить хоть и с колеиз головы. Как сом, но без и скоба, он блокитранспорта, ибо рует одно колесо (а именно – угонщику ничего не стоит выкрупереднее), но в отличие от нее тить ось и таким образом осво‑ открывает для всех доступ к либодить от оков сам мотоцикл. Починке замка, причем на очень этому U‑образный замок опять же удобной для разного рода манилучше брать с встроенной сирепуляций высоте. ной и пейджером, благо на рынке По совокупности защитных таковые есть. свойств U‑образная скоба заниДля фиксации собственно момает примерно тот же уровень, тоцикла подходят тросовые замки что и предыдущие объекты обзои цепи. Специфика конструкции ра. С одной стороны, ее легко вопервых – многокомпонентнаяструктура, где трос диаметром от 1 до 3 см упакован снаружи в металлические втулки, соединенные встык, а к его концам намертво приделан или сам замок, или петли под него. Такое строение дает относительно неплохую сопротивляемость внешнему воздействию и отличную гибкость. Чтобы не поцарапать лакокрасочное по‑ крытие мотоцикла, все это заключено в прозрачный пластиковый шланг. Однако нет предела совершенству. Ведь даже самые стойкие тросовые замки аналогичны цепям‑середнякам. Что же говорить про бюджетные модели, годные для использования исключительно в качестве багажных. Так что цепь – вне конкуренции. Среди известных механических блокировок пока она одна сочетает в себе гибкость и силу (преимущественно, в паре с добротным замком), позволяя гарантированно обездвижить любимое транспортное средство. Опять же, при выборе обязательно обратите внимание на материал, а также на его обработку. Не факт, что звено толщиной 16 и более миллиметров, но изготовленное из незакаленной мягкой стали, выдержит внешнее механическое воздей‑ ствие дольше, чем 10‑миллимет-апрель 2011 moto.zr.ru107 БЕЗОПАСНОСТЬНА ЗАМЕТКУ:Не тратьте деньги зря, приобретая муляжи противоугонных устройств. Купите лучшее из того, что вы можете себе позволить, и используйте приобретение всегда, ведь чаще всего мотики крадут именно тогда, когда водитель «отлучился на пять минут»! Механические средства защиты будут выполнять свои функции заметно эффективнее, если совмещать их с электронными. На открытой стоянке накрывайте мотоцикл чехлом. Излишнее внимание всегда вредно. Даже в гараже не ленитесь блокировать мотоцикл с помощью охранных устройств. Помните, многие угонщики очень любят работать в гараже – там спокойно, никто не видит, и хозяин часто излишне уповает на прочность дверей. Хотя есть стены, пол и потолок, о которых часто забывают. Всегда приковывайте технику к максимально надежным объектам (например, к фонарному столбу или к чугунной ограде). Никогда не оставляйте замок и цепь лежащими на земле! Захватывайте цепью не только колесо, но и раму, а также пристегивайте сам мотоцикл как можно крепче.Выбор зависит от условий использования: трос проще брать с собой из-за меньшей по сравнению с цепью массы, зато цепь крепче.ровое из сплава надлежащего качества. Оптимальной длиной можно считать 1,5 м. Ее хватит, чтобы зацепиться за «недвижимость», в то же время она легко уместится под седлом или в небольшом кофре. Простейшее испытание на прочность можно проделать и с помощью надфиля – если металл легко пилится, поищите другую. Среди цепей есть и настоящие монстры весом от 15 кг. Но из-за своих массогабаритных характеристик участь столь мощного аргумента – жить в гараже или на стоянке, где специально обустраивается надежная точка фиксации. Главное – ответственно отнеситесь к выбору места для швартовки мотоцикла. Не стоит его парковать, где попало! Если со стоянкой на открытой площадке все ясно – здесь вариантовнемного: устойчивое дерево, высокая бетонная свая или фонарный столб, то в гараже придется оборудовать «причал» основательно*. Старайтесь использовать имеющийся у вас спектр охранных средств каждый раз, когда вы оставляете транспорт без присмотра. Победите собственную лень! Не беда, что надевать и снимать все это осточертеет крайне скоро – угонщику тоже будет не до комфорта. А чтобы еще сильнее усложнить ему задачу, вешайте цепь или трос не только на коле* Об оборудовании гаража мы поговорим в одном из ближайших номеров.СТАРУЮ ПОСЛОВИЦУ «ПОДАЛЬШЕ ПОЛОЖИШЬ – ПОБЛИЖЕ ВОЗЬМЁШЬ» НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ.со, но и на маятник и (или) раму. И не допускайте, чтобы цепь лежала на земле, дабы сразу отсечь даже теоретическую возможность работы зубилом. Выбирая цепь с замком, важно, чтобы их стойкость была сопоставима. Что толку, если толстую цепь замыкает амбарный замок, грозный только с виду и то для непосвященных. И наоборот – не стоит продевать суперстойкий замок в цепь со строительного рынка. Угонщики – люди опытные,Скоба со встроенным датчиком движения и сиреной не оставит без внимания манипуляции с мотоциклом. Да и сам про блокировку не забудешь.При всех плюсах U-образной скобы недостаток всё же имеется – её очень удобно пилить. Хотя на это нужно время.они сразу вычислят слабое звено, если таковое имеется. Неплохо, кстати, работает и старый способ групповой защиты. Связав вместе два мотоцикла (а лучше – три), можно обойтись и без столбика. Такую связку тащить неудобно. Кроме того, работает и психологический фактор: противостоять группе разозленных байкеров готов не каждый. Конечно, ни одно из устройств не может гарантировать абсолютную защиту, так как для профессионалов вскрытие почти любой «противоугонки» – дело времени. Особенно, когда механический блокиратор безграмотно установлен. Но чем больше времени и сил потребуется «конокрадам», тем менее привлекателен для них ваш транспорт. И помимо механических противоугонных систем вам в этом нелегком деле помогут электронные. Но о них – в следующий раз.108moto.zr.ru апрель 2011