36
37
ТРАКТОРИСТ - ПРОВОДНИК ИДЕЙ АВТОДОРА в ДЕРЕВНЕИван БОГОВОЙЕПЛЫЙ весенний день. Пара отощавших лошадей — весна в этом году поздняя, кормов нехватило, пришлось докармливать „коекак"—с большим надрывом тащит тяжелую арбу по размытой весенними дождями дороге. Наш возница Шевченко сначала суетился, кричал на лошадей, угрожающе махал кнутом, но, видимо, отчаявшись в возможности поехать хоть немного быстрее, повернулся к седокам и, видимо, решил „занять их разговорами". Поговорили о погоде, о том, что „теплые места теперь как-будто на холодные передвигаются, и наоборот", о ценах на ячмень и овес, о „позыке" (заем укрепления крестьянского хозяйства), словом—затронуты были все стороны жизни. Наконец, разговор перешел на вопросы местного благоустройства. и здесь, конечно, в первую голову о дороге, о способах передвижения. Мы — я и местный агроном — начали мечтать о шоссе, об автомобилях в деревне, о... да мало ли о чем мечтается, когда передвигаешься из села в село со скоростью... четыре версты в час, когда видишь надрывающихся лошадей, застрявшие в гряаи арбы... Шевченко очень внимательно прислушивался к нашим разговорам. — А дозвольте спросить вас,— вдруг обратился он к нам,— где можно купить автомобиль? — Автомобиль?... Зачем тебе автомобиль?.. — Надо!.. Буду кладь да пассажиров возить... Да ив хозяйстве приспособить можно. — Да ведь у тебя коней пара...Т— Пара, это — прарильно, да житья нам от коней не стало. Все, что заработаешь — кони с'едают. Н т никакой мочи. Купить бы артелью машину, а коней продать. Мой спутник — агроном, сразу же дал ответ: — Автомобиль хотите артелью приобрести? Что ж, дело хорошее. Всячески, как говорится, надо приветствовать... Как начать? Это очень просто. Соберитесь вместе несколько хозяйств, организуйте ячейку „Автодора"— общество такое есть. — Ячейку? Авто...— поперхнулся Шевченко. — Не партийную ячейку, а кружок, ну, вроде как бы кружок Осоавиахима. А это будет кружок „Автодора". „Автодор" это — общество, помогающее членам своим по льготной цене автомобили покупать .. Вот организуйтесь, и получите по льготной цене ив рассрочку автомобиль... Так ответил местный агроном крестьянину, которого лошади „едят", мысль которого, в поисках выхода из создавшегося положения, набрела на автомобиль. Так раз'яснил он крестьянину цели и задачи нашего общества. Агроном этот, как выяснилось после, сам имеет весьма и весьма смутное представление об „Автодоре". Не то где-то слышал о нем „краем левого уха", не то видел заметку в газете, дочитать которую до конца „как-то не пришлось". В тот же день мы были в большом совхозе. Почти все производственные процессы в хозяйстве механизированы. Тяговая сила полностью механическая. Совхоз заключил договоры с рядом36 ближайших сел и поселков на обработку их земель тракторами. Всю зиму при совхозе работали курсы трактористов. За зиму пропущено несколько смен. Всего обучилось работе на тракторе и сложных сельско хозяйственных машинах свыше двухсот человек (в том числе несколько женщин). Нам довелось беседовать с одним из выпусков этих курсов ис отдельными трактористами предыдущих выпусков. Первое, что бросается сразу в глаза,— это сильный уклон в техническую сторону. Окончи шие курсы трактористы сравнительно хорошо научены обращаться с трактором и сложными сельскохозяйственными машинами, но почти совершенно ничего не получили на курсах в области политической подготовки вообще ив оэласти вопросов сельскохозяйственной политики и экономики в частности. О том, что трактор неизбежно ломает старые формы крестьянского сельского хозяйства, что тракторист должен быть не только агитатором за переход мелкого индивидуального хозяйства к крупному обобществленному, но и должен стоять в первых рядах организаторов социалистической перестройки деревни — об этом абсолютное большинство встречавшихся нам в деревнях трактористов имели не совсем ясное представление. Та же картина ив отношении „Автодора". Отдельные трактористы (особенно комсомольцы и более или менее систематически читающие газеты) слыхали об „Автодоре", но когда начинаешь говорить им о том, что они должны быть агитаторами и пропагандистами „Автодора" в гуще крестьянских масс, по тому, как встречаются подобные разговоры, чувствуется, что над этими вопросами они никогда не задумывались, что никто никогда им об этом не говорил. Я не знаю так ли обстоит дело в других райо нах Советского Союза, но из тех, пусть неполных, материалов, которыми мы располагаем, видно, что и другие районы в этом отношении не далеко ушли от тех мест, о которых мы писали выше. Итак, можно определенно сказать, что не только трактористы, но даже некоторая часть сельских агрономов не принимают активного участия в работе нашего Общества. Даже больше, можно говорить не о том—принимают или не принимают трактористы участие в работе Общества, а о том, что многие из них даже не знают о существовании Общества, а если и слыхали, что такое Общество существует, то не представляют себе достаточно ясно его цели и задачи. Быть может напрасно говорить и писать об этом? Быть может отряд трактористов по сравнению с другими отрядами культурных работников деревни настолько малочислен, что не стоит ставить специально вопроса о привлечении в Общество трактористов, о превращении их в активных агитаторов и организаторов Общества на местах, в действительных проводников идей „Авто дора" в широчайшие массы бедняцко-середняцкого крестьянства? Нет. Так этот вопрос мы ставить не можем. Если отряд трактористов численно и меньше других отрядов культурных общественных работников деревни, то он занимает там особое место и он должен быть опорой нашего Общества на селе. Да и численно-то он не так уж мал, как это кажется на первый взгляд. Количество тракторов в сельском хозяйстве Советского Союза растет с каждым годом. Так, в 1923/24 году было 2.505 тракторов, в 1924/25 году8.575, в 1925/26 году-22.243, в 1926/27 году—30.000.В настоящее время количество тракторов уже значительно перевалило за тридцать тысяч. В первые годы остро чувствовался недостаток в обученных трактористах. Так, на 1 января 1926 г. хотя почти 94°/о крестьянских об'единений, владевших тракторами, и были обеспечены трактористами, но трактористы эти не всегда имели необходимую подготовку (окончивших курсы — 47,9%, шоферов—14,5% и практикантов-37,6%). В 1926/27 году дело это наладилось и, по данным союза сельхозкооперации, „подготовлено на курсах трактористов-рулевых больше, чем распределено тракторов". Таким образом, можно считать, что в деревне мы имели отряд трактористов минимум в'30.000 человек. И он с каждым годон будет увеличиваться. Так, согласно пятилетнему плану развития сельского хозяйства Советского Союза, количество тракторов увеличится до 100.000. Таким образом, количество трактористов через 5 лет достигнет цифры свыше 100.000 человек. Это — через 5 лет. Но и теперь отряд трактористов насчитывает в своих рядах минимум 30.000 человек (минимум потому, что кроме трактористов-рулевых мы имеем еще значительное количество технических руководителей, инструкторов и т. п.). Тридцать тысяч трактористов! Этот отряд, один из многих отрядов миллионных армий строителей новой деревни, должен быть и может быть активным агитатором, активным проводником идей „Автодора" в широких массах бедняцко-середняцкого крестьянства. И этот отряд занимает особое место в деревне. Из практики нашей политико-просветительной работы в деревне мы знаем, что из ячеек различных добровольных обществ лучше работаю? те, основным ядром которых являются люди, знающие дело — во-первых, и вокруг которых можно сразу же развернуть какое-либо практическое полезное для деревни дело — во-вторых. Хорошо работают, например, те ячейки Осоавиахима, в которых имеется становой хребет из демобилизованных красноармейцев и которые развертывают опыты по применению искусственных удобрений на крестьянских полях, организуют борьбу с вредителями в поле, садах, огородах и т. д. Так и здесь можно заранее сказать, что наиболее работоспособными будут те ячейки нашего Общества в деревне, в которых будут работать трактористы. Отсюда вытекают и наши практические задачи. Их в основном всего две. З адачапервая — организации нашего Общества в городах должны немедленно связаться с органами, ведающими делом подготовки трактористов (земельное управление, наробраз, сельскохозяйственная кооперация), и добиваться включения в программу курсов нескольких бесед об „Автодоре", его целях и задачах. Если почему-либо не удастся включить в программу курсов бесед об „Автодоре"—можно организовать ячейку „Автодора" на курсах и вести работу через ячейку. И после, когдт курсы уже закончатся и курсанты уедут на места — необходимо поддерживать с ними связь и всячески помогать им (советами. литературой и т. п.) в налаживании работы в деревне. З адачавторая — местные деревенские ячейки нашего Общества должны обязательно привлечь работающих в районе трактористов.37