33
34
35
ЧТО ТАКОЕ НАШИ „БЕЛЫЕ" ДОРОГИИнж. К. КУПРЕЯНОВЕЛЫМИ" дорогами называются наши дороги с каменной одеждой, составляющие сеть губернского и государственного значения. Свое название они получили благодаря присущему им цвету естественного камня и пыли. Среди этих одежд главное место занимает обыкновенная щебеночная одежда. До появления автомобиля этот тип одежды считался наивысшим. В огличие от них, усовершенствованные дороги, более прочные и гладкие,— устраиваемые с помощью связующих веществ,—как асфальтовые или гудронированные, имеющие черный цвет и отличающиеся беспыльностью, называются „черными" дорогами. Обыкновенное щебеночное шоссе, слишком слабое дня значительного автомобильного движения вблизи наших больших городов ив самых городах, уступает место более сильным по прочности, но имеющим другие недостатки, б улыжныммостовым . В районах же, где имеется особый каменный материал — гравий, он с успехом применяется взамен щебня на так называемых гравийныхдорогах . Рассмотрим эти три типа каменной одежды,— применяемые в настоящее время на наших дорогах,— оставляя в стороне другие элементы дороги (подстилающий грунт, план, профиль дороги, искусственные сооружения, земляное полотно и пр.).БОбыкновенная щебеночная одежда Камень, употребляющийся для устройства обыкновенного щебеночного шоссе, применялся для дорожных целей с давних пор, так как он представляет наиболее прочный из естественных материалов. Одежда щебеночного шоссе состоит из щебня размером 5—6 см, получающегося при дроблении камня, уплотняемого затем посредством укатки катками.каменный материал, крупностью от 0 до 2,5 см, который под действием укатки расклинивает и заполняет поры в верхней части коры. Поверх коры рассыпается слой песка в качестве „покрывала" для предупреждения расстройства одежды проездом, пока она еще им достаточно не обжалась. Для отвода воды, могущей просачиваться через каменную кору и песок, устраиваются поперечные боковые дренажные воронки, отводящие воду в канавы под земляными „обочинами". Стоимость одного киломефа нового шоссе — при цене камня в 15—20 р. за куб. метр — исчисляется в 30—40 тыс. руб. Прочность, получающаяся при укаткекаменнойкоры , з ависит от двухусловий : 1) о твзаимнойзаклинкищебеноки 2) о тпоявленияособой цементирующей массы, которую представляетсобойкаменная мука, п олучающаяся от раздробленияме ­ лочи при укатке, — в смесисвлагой . Этот цемент заполняет мельчайшие промежутки между щебенками, сцепляя их в плотную, монолитную кору. Таким образом, каменная пыль и влага являются существенными элементами для прочности щебеночного шоссе. Поэтому для сохранения некоторой влажности шоссе полезно обсаживать деревьями. Для большого движения должен применяться камень высокого качества (гранит и пр.), а для слабого — более слабых пород (известняк). Щебеночное шоссе хорошо служит при конном движении. При большом автомобильном движении износ шоссе получает иной характер. Разрежение воздуха, происходящее за колесом быстро едушего автомобиля, высасывает цементирующую муку и этим освобождает щебенки; облака пыли, представляющие поднятую муку, сопровождают пробег каждой машины. С другой стороны, при движении автомобиля задние его колеса производят на поверхность дороги непрерывный ряд толчков в сторону, противоположную движениюПоперечный разрез щебеночного шоссе Эта одежда устраивается так: в земляном полотне дороги вырывается продольный земляной ящик, глубиной 30—35 см; дну ящика придаются поперечные скаты, а с боков вь рываются ровики для приема воды. На дно рассылается слой песка, толщиной 15—20 см, для распределения давления от колес и дренирования, а поверх песка рассыпается щебень, толщиной 10 см. Далее укатывают этот слой легким катком и рассыпают второй слой щебня, толщиной также 10 см. Его также укатывают — сначала легким катком, а затем более тяжелым, при чем поливают водой, способствующей уплотнению щебня. После достаточного уплотнения рассыпается заполняющий автомобиля, которые окончательно расшатывают щебенки и заставляют их выпадать из своих гнезд; при этом мельчайшие из них раздавливаются колесами, увеличивая количество пыли. Эго явление проявляется настолько резко, что заново отремонтированное щебеночное шоссе совершенно растраивается после двух хороших автомобильных гонок. По нашей практике, щебеночные шоссе устраиваются при проезде от 250 до 1.000 подвод в сутки. При меньшем проезде и при >словии, что дорога не имеет губернского или государственного значения, может успешно служить грунтовая дорога. При проездах свыше 1.000 под-33 вод в сутки (на под'ездах к большим городам) щебеночное шоссе оказывается ела ым и требует частого капитального ремонта — так называемого утолщинин,— примерно через 2—5 лет. Этот промежуток тем меньше, чем большее место в составе проезда занимает автомобильный транспорт. П одсчеты пок азывают , что при такихмалых промежутках между капитальными ремонтами щебен очноешоссе не экономично всрав ­ нении с усовершенствованными одеждами по тому что, хотя первоначальная стоимость усовершенствованных од жд и выше, ср ж же службы их значительно больше. Кроме этого, операционные расходы езды по щебеночному шоссе, особенно при плохом поддержании дороги, больше (расход бензина, шин, меньше нагрузка, больше ремонт повозки), чем на усовершенствованных дорогах. '. w i-^.^— тВ вопросе о выгодности того или другого типа дороги значительную роль играет стоимость каменного материала, составляющая 2 /в8 i стоимости всей дороги. Поэтому всегда выгодно использовать местный материал, перевозка которого к месту работы недорога. Существуют два источника каменных материалов: 1) валуны, Гравийные дороги принесенные великим ледником, спустившимся некогда на нашу Гравий представляет равнину со стороны собой смесь небольших, Финляндии в в! де отестественно образовавдельных камней, разшихся камней, крупбросанных по полям. ностью от 3 мм и выше, (Из этого камня построобычно залегающую в ены шоссе и уличные карьерах, — в состав мостовые Центральнокоторой входит песок, го, Северно! о, Северопыль и глина. По-обЗападного и Западщепринятой теории для ного районов РСФСР); об яснения существова2) „коренные породы", Щебеночное шоссе в различные моменты устройства ния гравийных местообнажившиеся вследрождений, гравий обствие различных геологических разовался в ледниковый период геологической причин и разрабатываемые в виде карьеров. истории земли и представляет продукт распада гряд камней, валунов, принесенных неЦентральный район, в виду израсходования когда спустившимся с Севе ia ледником. Частицы почти всего валунного камня и слабости местных коренных пород, уже ощущает „каменный" голод. гравия отличаются большой твеодостью и не имеют легко обламывающихся углов, так как, Сюда валунный камень приходится возить на вследствие взаимного трения при движении гряд большое расстояние (до 400 км) и стоимость камней, частицы с малой твердостью прямо расего поднимается до 15 — 20 рублей за кб. м пались в пыдь, а углы гравийных частиц при на шоссе, а стоимость одного километра ка-питального ремонта'-утолщения , доходит до 12.500 рублей. Процолжительность , службы камня в дороге (от которой зависит стоимость поддержания дороги) зависит главным образом от той суровой службы, которую он несет: ведь дорога испытывает сразу давление тяжелых колес грузовиков, истирание железными ободьями конных повозок, удары от подков и колес, высасывание из коры связующего цемента, наконец, разрушительные климатические воздействия (напр. попеременные замораживания и оттаивания, равносильные ряду ударов). Поэтому для шоссе годен лишь камень, обладающий целым рядом техничеci-их свойств: 1) однородностью по качеству, чтобы шоссе изнашивалось равномерно, 2) достаточной твердостью при раздавливании, 3) хорошим сопротивлением истрранию , 4) отсутствием хрупкости при ударах, 5} мука, получающаяся из него, должна данать с водой достаточно прочный цемент, 6) он должен хорошо сопротивляться разрушающим климатическим воздействиям: морозу, влаге и проч. Для установления этих свойств в лабораториях имеются соответствующие приборы.шт34 этом обломались. Кроме этого валунного гравия поперечного ската и разравнивания материала. существуют другие типы гравия, обычно неприУ нас гравийные дороги, к сожалению, не очень годные для дорожных целей (речной, озерный и частоприменяются;вАмерике жеэто один из самых морской). распространенных типов дорожной одежды, для Технические и экономические результаты придорог довольно большого значения. Стоимость менения гравия для дорог выше, чем других естегравийной дороги зависит от близости к дороге ственных материалов. Гравийная дорога так же карьеров гравия, но при одних и тех же условиях, прочна (если не гравийная дорога больше), как обыкдешевле щебеночновенная щебеночной на величину ная, (разумеется, стоимости разбивсравнивая со щебки камня в щебень. нем не исключительно твердых и вязких пород). Одежда из Прочность гравийбулыжных ной одежды завишашек сит от двух условий: 1) п одбора Булыжная мосторазных сортов гравая представляет вия по крупности один из самых рандля наибольшего них по времени тизаполнения места пов одежды, сохратак, чтобы процент нившийся еще коепустот между ними где за границей в был бы сравнительнебольших провинно невелик(мелкие „Поверхностный" способ устройства гравийной дороги циальных городах частицы гравия по„Серповидная" присыпка гравия на глухих улицах мешаются между с незначительным средними, мелкие плюс средние—между крупными), движением, а также в некоторых колониях. 2) использования цементирующей силы пыли и Она составляется из шашек неодномерной глины, находящейся в смеси с гравием, которые величины и неправильной геометрической формы, вместе с водой приобретают связующее свойство. укладываемых на песчаное основание, с засыпкой Существуют два способа устройства гравийного промежутков мелочью и уплотняемых трамбовкой. покрыт, я. Один можно назвать поверхностным Часто она делается из неоднородного по каспособом, другой — честву вапунного способом устройкамня, в котором ства в земляном одни камни прочящике. нее, другие слабее. Эти две приВ первом, гравий чины вызыварассыпается поют неправиль верх земляного ную службуи полотна в виде сербыструю порповидной присыпчу такоймо ­ ки, во-втором — в стовой. земляном полотне устраивается ящик, Такая одеждав который пометребует частого и щается гравий придорогого ремонта; мерно так, как это кроме того, неровделается в случае ная поверхность щебеночного шосмостовой вызывает се. П осредством чрезмерный расход зубчатой бороны бензина в (1 Va — 2 материал, рассыраза больше, чем панный по первому на гладкой дороге) или второму споили тяговой силы собу, основательно лошади, чрезмерСпособ устройства гравийной дороги — „в ящике" перемешивается и ный износ шин рев случае, если гразиновых и железвий песчаный, а не глинистый, в него добавляется ных и преждевременный износ самой повозки. сухая измельченная глина в количество около 10% Поэтому этот тип одежды и осужден везде за по весу. Вся смесь еще раз боронится, затем укатывается катком или уплотнение коры предограницей. Первоначальная стоимость булыжной мостовой ставляется проезду. приблизительно одинакова с щебеночным шоссе. При устройстве гравийной дороги полезно приБулыжные мостовые несколько менее пыльны, менять дорожный струг для придания нужного чем щебеночное шоссе.Инж. К. Купреянов35