НУЖНО ПРИВЛЕЧЬ НАСЕЛЕНИЕ К ДОРОЖНОЙ У СТРОИТЕЛЬСТВУФ. ЛАВРОВНа дорожных работах...ВСЕ дороги РСФСР делятся на несколько разрядов: на дороги общегосударственного, губернского или областного, уездного, волостного и сельского значения. В первом разряде насчитывается 28.212 км дорог, из которых грунтовых без твердого покрытия 21.203 км и только 7.009 км имеют каменную одежду. Дороги с каменной одеждой, несмотря на недостаток средств, коекак ремонтируются и поддерживаются. Однако, этот ремонт так недостаточен, что! с о схо.я ние нашихдорог можетвнушить серьезн оебеспокойство . Из всех дорог с каменным покрытием в удовлетворительном состоянии находится около #7%, а в плохом — около 73%. Что же касается грунтовых дорог, то большинство их требует немедленного улучшения. В плохом состоянии находятся также и мосты, которые для поддержания нормального движения имеют не меньшее значение, чем сами дороги. В настоящем году на строительство всех дорог будет затрачено в РСФСР около 66,7 млн. руб.; из них 33,3 млн. руб. на государственные и 33,4 млн. руб. на местные дороги. Конечно, эта сумма оама по себе не мала, но она совершенно недостаточна. Н ашадеревнязадыхает ­ с я от бездорожьяинесетогромные убытки.В условиях нашего современного дорожного хозяйства улучшение грунтовых дорог должно быть в центре нашего внимания. Состояние дорог волостного и сельского значения, обслуживающих наибольшее количество населения, можно считать наиболее неблагополучным. Грунтовые дороги высших разрядов (общегосударственного, губернского и уездного значения) находятся в ведении определенных дорожных учреждений, на содержание и ремонт их ассигнуются известные суммы и почти все они постепенно будут покрываться твердой одеждой. Так, на содержание грунтовых дорог общегосударственного значения в 1926/27 г. было ассигновано уже по 120 р. на километр против 20 руб. в 1923/24 г., 40 р. в 1924/25 г. и 80 р. в 1925/26 г. Проселочные дороги, т.-е. волостные и сельские, ни на какие денежные ассигнования со стороны правительства — за немногими исключениямирассчитывать не могут. В 1926/27 г., например, на все волостные и сельские дороги РСФСР было отпущено всего 4 миллиона руб. Единственный путь для улучшения этих дорог заключается в привлечении к их строительству сил и средств лестного населения. Улучшение дорожного хозяйства должно итти по двум основным направлениям: по линии от- пуска средств из местного бюджета и привлеживотных на тот же срок. Повинность эта мочения населения в порядке самообложения к жет быть заменена деньгами. участию в дорожном строительстве. Кроме отМежду тем, от натуральной денежной повиннопуска денежных средств, местные органы долсти, применявшейся у нас в прошлом столетий жны взять на себя организационное и техничев неземских губерниях, сносных результатов не ское руководство дорожным строительством. получилось и она была отменена. Это обстоятельВопрос о содержании и улучшении сельских и ство следует отнести, главным образом, за счет неудовлетворительной организации этого дела волостных дорог в значительной степени за счет сил и средств населения должен считаться твердо недостаточности технического руководства и надрешенным, так как только при этой постановке зора, а также дальности расстояния места работ дорожной пробот места жительлемы можно расства привлекавсчитывать на кашихся на работу кие-либо успехи. граждан. Практическое Денежное обосуществление ложение в виде этого решениядокосвенных налогм-скает нескольгов с целевым ко вариантов . назначением (на Прежде всего , горючее, смазку, привлечение наавтомашины, экиселения к делу пажи и т. д.) ширемонта и стророко распростраительства дорог нено в Америке. может быть приНалог на автонудительным и мобили и повоздобровольным. ки дал в Америке Принудительв 1922 г. 175 млн. ная форма , в долл., а в 1927 г.— свою очередь , уже 300 миллиоможет быть осунов. У нас, при ществлена в викрайне незначиде специального тельном количедорожного налостве автомобига ( в сеобщего лей, налог этот, или распростраконечно, не даст няющегося лишь результата. на деревенское В Америке сунаселение), или ществует также в виде трудового (в некоторых штаучастия всех гратах) и дорожная ждан и их рабоповинность. И на чего скота в доряду с ней там рожных работах существует ори(с допущением гинальный обызамены этого учачай добровольностия денежными го участия насевзносами). ления в дорожСистема такого ных работах в трудового учаопределенные стия населения „дни улучшения в дорожном стродорог". Дробление камня ительстве пракИз указанных тикуется во Франспособов привлечения населения к дорожному ции и Румынии; в этих странах, особенно во строительству у нас пока применяется только Франции, она дала блестящие результаты. способ, установленный декретом, изданным в авЗа пятилетие 1905—1909 довоенная Румыния израсходовала на свои дороги по государственгусте 1925 года. ному бюджету 3,7 млн. руб. и по местному — В настоящее время дорожный отдел Нарком1,9 млн. руб., всего 5,3 млн. руб. Дорожная же внудела РСФСР и ЦУМТ НКПС располагают, повинность дала ей почти столько же—5,2 млн. хотя и не полными и точными, но все же значируб., из них 28% деньгами и 72% натурой. тельными и достаточно показательными данными. Во Франции всякий член общины, домохозяин Общий вывод из этих данных надо признать мало или владелец предприятия, внесенный в списки утешительным. плательщиков прямых налогов, может быть приЗа первый год применения этого декрета зван к безвозмездному исполнению дорожной по(1925/26 г.) население выполнило дорожных равинности в размере 3 рабочих дней в году как бот на 2 млн. руб.; за 1926/27 г. ожидается выза себя лично, так и за каждого проживающего полнение на 6 млн. руб. в пределах общины члена своей семьи или слуПри использовании сил и средств населения жащего мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет. необходимо, чтобы на каждый рубль, полученный Кроме того, он обязан поставить на дорожные от населения в виде денег или в виде трудового работы всех своих вьючных, упряжНых и тяговых участия, дорожные учреждения израсходовали3 тоже определенные суммы. Такой подход к делу был бы одновременно и поощрительным, и показательным, так как работы дорожных учреждений вполне могут проводиться в порядке показательном. Другой способ полудобровольного участия населения в дорожных работах, это — самообложение, предусмотренное декретом от 7 января 1928 г. Результаты проведения в жизнь этого декрета полностью не выяснились. Но по некоторым сведениям с мест, кампания по проведению самообложения ведется весьма энергично. Тем не менее значительных результатов и от этого декрета едва ли можно ожидать. Декрет ограничивает размеры самообложения на все хозяйственные и культурные нужды деревни 35% сельскохозяйственного налога (этого совершенно нет в декрете 17/VI1I 1925 г.). Возможности улучшения дорог силами населения вследствие этого значительно суживаются. Если весь сельскохозяйственный налог по СССР составляет 200 млн. руб., то, значит, население может внести в порядке самообложения на все местные нужды не свыше 70 млн.; это при условии, если все общества поголовно проведут у себя самообложение и притом в максимальном размере. Будет достижением, если деревня даст хотя бы 35 млн. руб. в год. Из этих денег при наличии большого количества хозяйственных и культурных нужд, начиная со школ и больниц и кончая кладбищами и водопоями, на дорожное дело едва ли уделят в год более 5—7 млн. руб., т.-е. опять незначительная сумма, которая не окажет почти никакого влияния на улучшение наших дорог. Результаты применения декрета OT17/VIII 1925 г. по единогласным отзывам ОМЕСов и НКВД оказались в общем мало удовлетворительными и ожидать изменения их в будущем к лучшему, при настоящих условиях, не имеется оснований. Все же в местностях, где потребность в улучшении дорог ощущается наиболее остро, а прочие культурные и хозяйственные нужды в большей или меньшей степени удовлетворены, следует настаивать на вовлечении населения в дорожные работы в порядке декретов от 17 августа 1925 г. и 7 января 1928 г. при условии обеспечения этих работ техническим надзором, материалами и инструментами. Необходимо при всех работах в порядке трудового участия населения применять те или иные поощрительные мероприятия (производство на тех же дорогах работ машинно-дорожными отрядами, предоставление населению простейших дорожных машин, премирование наиболее успешных и крупных работ и т. д.). Льготы, установленные декретом от 17 августа 1925 г. и касающиеся бесплатного отпуска материаловкамня, песка, гравия и леса—необходимо распространить на все дорожные работы: волостные, сельские и уездные, кем бы они ни производились. Соответствующие учреждения должны своевременно обеспечить дорожные работы, производимые при трудовом участии населения, лесными материалами. Решающим моментом в дорожных работах будет организация вокруг .этого дела широкой ховетской общест: енности. Нужно разбудить общественную самодеятельность, сорганизовать разрозненные деревенские силы, сплотить их между собой и, вооружив самыми необходимыми простейшими дорожными знаниями, дать возможность своими силами изжить вековое бездорожье. 3 дачей ближайшего будущего является окончание восстановительных работ на существующей сети дорог и постепенный переход к постройке новых шоссейных и грунтовых дорог. Механический транспорт выдвигает на очередь вопрос о более усовершенствованных типах дорог не только для гужевого, но и автомобильного движения. В этих целях в ближайшее время необходимо: осуществить широкое применение механизации во всех видах дорожных работ, расширить ремонт грунтовых дорог, добиться усиления самодеятельности населения и изыскания средств путем самообложения на дело дорожного строительства, провести жесткие меры экономии в расходовании средств на дорожное строительство и привлечь самые широкие слои сельского населения к участию в обществе „Автодор".Ф. Лавров