20
21
Инж. И. И.ДЮМУЛЕНСОВЕТСКИЙШТАБНОЙАВТОМОБИЛЬСЛОВИЯ эксплоатации автомобилей в СССР Мотор шестицилиндровый, диаметр цилиндсильно разнятся от эксплоатации их в ров 84 мм, ход поршня 120 мм, рабочий об'ем Европе, где благодаря хорошим шоссе и 3,98 л, максимальная мощность 75 лош. сил мостовым, при полном отсутствии бездопри 2.900 оборотах, что дает 18,8 лош . сил рожья, оказывается вполне пригодным автомос 1л об'ема; мощность по налоговой формуле биль любого типа и любой конструкции. МКХ—515лош. сил.Чугунный блок имеет с'емную У большинства евроалюминиевую головку, пейских заводов заметпривертываемую 29 болно стремление к уменьтами; камера сгорания шению грузопод'емнотипа „Рикардо". Нижние сти машины и мощности клапаны расположены моторов (Ситроен, Опв ряд с одной стороны. пель, Морис и т. д.), Верхняя половина карзаводы же других госутера—алюминиевая, поддарств выпускают мадерживает коленчатый шины средней и больвал на 7 подшипниках, шой мощности; малые нижняя половина из лимашины производятся стовой стали. Такая конШасси нового штабного автомобиля здесь, главным образом, струкция представляет для экспорта. Это об'то преимущество, что ясняется дорожными, территориальными услопри износе цилиндров,трещине, при случайном виями и спросом потребителя. замораживании мотора, позволяет сменить один Что же представляют собою наши условия только блок, а не почти весь мотор, как это эксплоатации? О сновное — это полное бездоприходится делать у большинства заграничных рожье, самый разнообразный профиль местмашин. В производстве она уменьшит стоимость ности — от гористого до равнинного, большие брака, так как при браковке блока (что чаще расстояния, отсутствие промежуточных баз для всего встречается) не придется выкидывать и ремонта и заправки,- климатические условия — сложную отливку картера, сделанную здесь от -+-40° до — 4 5 ° С. Другими словами, наши отдельно. Вес мотора значительно уменьшается, условия во многом сходятся с американскими. из-за применения алюминия; а так как вес Обойтись машиной одного какого-либо типа мотора ложится, главным образом, на переднюю у нас, конечно, не удастся. На ряду с автомоось автомобиля, то при легком двигателе пробилями легкого и среднего типа требуется маходимость машины значительно улучшается, шина тяжелого типа, с мощным мотором) попередние колеса не вязнут на грунтовых дороместительным кузовом, высоким ходом, большим гах. радиусом действия, хорошей проходимостью и Смазка осуществляется шестеренчатым насобольшим запасом мощности, необходимым для сом, подающим масло через маслоочиститель плохих и тяжелых дорог. Большинство курсипо специальной магистрали в каждый коренной рующих в Союзе заподшипник и через граничных автомобисверление в щеке к лей относятся именно шатунному подшипник * этому типу (Мерсеку, заборная трубка надес, Штейер, Бьюик, соса имеет фильтр, легПаккард, Линкольн и ко вывертывающийся т. д.). Все эти машины для прочистки без всятолько частично удокой разборки двигавлетворяют поставлентеля. Кроме того, именым условиям: одни ется дополнительная идут хорошо по шоссе. смазка, состоящая из но вязнут на проселке, запасного бачка с масдругие сложны в пролом и ручного насоса. изводстве, третьи неПри помощи 3-ходоудобны в эксплоатации вого крана масло можи ремонте, четвертые но подавать в картер не прочны. двигателя, в случае недостачи его, при повоВНаучномЯвтороте крана в другую моторном ИнстиПродольный разрез мотора сторону, насос соедит уте (Н ЯМ И) с ко нняется прямо с маслоструирован легпроводом; давлением пружины на поршень ковой автомобиль большой мощно насоса масло подается непосредственно к подс ти , у довлетворяющий по своей коншипникам 'двигателя, что допускает езду на струкции , типу, д инамическим свой100—150 км с испорченным насосом или ствам, у словиямпроизводства , эксдаже пробитым картером мотора. Такая система плоатациии ремонта, по возможсмазки расширяет радиус действия машины без ности всем поставленным услозаправки и дает гарантию работы мотора во виям. всевозможных условиях. Заграничные моторы Отдельные агрегаты этого автомобиля татакой смазки не имеют. Охлаждение картера ковы:У20 производится струей воздуха, предварительно очищаемого. Охлаждение мотора—водяное при помощи центробежной помпы и вентилятора. Учитывая наши скромные возможности ремонта, конструкция мотора позволяет обходиться с самым простым гаражным оборудованием. С цепление очень простое, однодисковое; нажим на ферродо осуществляется 6 пружинами; регулировка — снаружи картера. Коробка скоростей в общем блоке с мотором, двухходоваятри скорости вперед, одна назад; при включении заднего хода включается световой сигнал сзади автомобиля. Рычаг переключения — качающегося типа, расположен центрально. Задняя стенка коробки скоростей имеет шаровое соединение с упорной трубой заднего моста. Т рансмиссия . Передача вращения производится при помощи трубчатого карданного вала, проходящего внутри упорной трубы; ш арнир помещен за коробкой скоростей внутри шарового соединения. Такая конструкция Продольный разрез предохраняет от грязи и пыли и увеличивает надежность работы кардана; наличие упорной трубы позволяет продолжать езду и при поломке рессор, что невозможно при открытом вале. Для увеличения проходимости машины имеется приспособление, блокирующее диференциал, при чем оба задних колеса начинают вращаться с одинаковой скоростью и буксование одного из колес при стоящем втором невозможно, что особенно важно на грязных и скользких грунтовых дорогах. По миновании надобности, действие диференциала может быть восстановлено. З адниймост — нормальной конструкции полуразгруженного типа. Диференциал вместе с конической передачей может быть вынут, не разбирая машины и не откатывая заднего моста; отвернув 12 болтов задней крышки, диференциал может быть вынут назад в собранном виде. Вся машина монтирована на шари-ковых и роликовых подшипниках московского завода „С. К. Ф." К олеса с'емные, дисковые, для безбортового баллона. Шины стандартного типа „Резинотрест"; баллон 33X6 , 7 5 . П одвеска . Передние рессоры прямые — 1.000 мм, задние кантилеверные — 1.200 мм, д ающие мягкость и плавность хода. Машина оборудована двумя карбюраторами „Солекс" или „Зенит"; электрооборудование, магнето, динамо, стартер — „ Б ош " или „Сцинтилла". При изменении передаточного числа заднего моста возможность изменения от 4 : 1 до 5 : 1 предусмотрена конструкцией. Шасси может слу8 жить для / 4 -тонного грузовика, санитарного автомобиля и т. д. Скорость автомобиля — 100 км в час; под'ем на третьей передаче — 78°/о по шоссе. Кузов рассчитан на 6—7 мест. Т ормоза на все четыре колеса от ножной педали и на задние колеса от ручного рычага. коробки скоростей Мотор можетбыть использован для П / г - 2-тонного грузовика за счет понижения числа оборотов коленчатого вала до 2.300—2.400 оборотов в минуту при мощности около 60 сил; примером может служить П/г—2-тонный грузовик „Мерседес" с шестицилиндровым мотором 80X130 — 3,92 л, дающий 54 силы при 2.400 оборотах. Делать же все шасси одинаковыми и для грузовика и для легковой машины нецелесообразно, так как легковая будет тяжелой и дорогостоящей в эксплоатации, а грузовик посредственным; и до сего времени, даже за границей не построено ни одной удовлетворительной модели. Описанная машина предназначается для эксплоатации по типу легкового американского автомобиля, наиболее подходящего для наших условий. Конструктор инж. И. И. ДюмуленКонтрастыВостока. Современный и библейскийтранспортнастоянке 21