С точки зрения ЖЕНЩИНЫ - Ш ИФЕРАДавно прошли времена, когда -на женщину, садящуюся на велосипед, показывали пальцами, укоризненно качали головой при виде ее и даже возмущались. Сейчас женщина пересаживается с велосипеда на автомобиль. И это никого не удивляет, во всяком случае не должно удивлять. И сейчас, когда мы ежедневно выпускаем десятки и десятки новых машин, когда с каждым днем растет моторная армия, ориентировка на женщину-водителя заслуживает большого внимания. Вчерашняя колхозница или домохозяйка, овладевающая сложным станком и рулем, смягчит или даже уничтожит нужду в -квалифицированных шоферских кадрах. При ставке на женщину-водителя возникает ряд сомнений, ряд вопросов. В этом отношении интересна беседа, проведенная нами с Анной Ефимовной Стопани, старым подпольным работником, одной из первых женщин, севших за руль. — Откровенно говоря, когда я пошла изучать теорию автомобильного дела в кружок Автодора при транспортном отделе ВЦИКа, я не думала, что стану шофером-профессионалом,—-говорит т. Стопани,— просто мне хотелось овладеть какой-нибудь отраслью техники. Желание вполне понятное, если принять во внимание, что. вся моя прошлая деятельность совершенно не соприкасалась с техникой. Во время империалистической войны я создала приют для беженцев, организовала при нем мастерские. В 1921 г. в Сибири я заведывала детским приемником для беспризорных. В последние годы работала сестрой в Кремлевской больнице. Все это я говорю для того, чтобы сравнить мои прошлые работы с теперешней—шоферской. Сравнение в пользу последней,—она мне больше по душе, чем все прошлые. Далее т. Стопани рассказала о том, как ее увлек сложный и слаженный мир автомобильных частей, как она, прозанимавшись в кружке 3 месяца, перешла на шоферские курсы Союзтранса.—На курсах я занималась еще 4 месяца. Окончила их в сентябре прошлого года. Я не могла считать семимесячное обучение достаточным. Я продолжала и продолжаю квалифицироваться, читаю книги по автомобильному делу, расспрашиваю более опытных водителей. В этом отношении я совету.» последовать моему примеру -всех моих товарищей и товарок. По окончании курсов я работала на грузовике. По-моему, женщина вполне подходит к новой для нее роли шофера. Она внимательна при езде, у нее высоко развито чувство ответственности за чужую жизнь, в ее отношении к машине вкладывается известная доля материнства, хозяйственности: осматривает автомобиль перед каждой ездой и содержт его в чистоте. У женщины-водителя есть даже ряд преимуществ перед мужчиной-шофером. Как правило, она не пьет, а это имеет огромное значение: мы знаем к каким печальным последствиям приводит пьянство среди шоферов. Лишена женщина и стремления к ухарству. Вообще факты гаворят в пользу женщины: насколько мне известно, случаи аварий у машин, управляемых женщинами, 04enj редки. Но при массовом выпуске (а он несомненно скоро станет массовым) женщин-шоферов надо многое учесть, о многом подумать. Для женщины должен быть установлен строго нормированный день. Больше всего, по-моему, женщина подходит для управления таксомотором. К сожалению, часты случаи недобросовестности шоферов такси (рвачество, отказ ехать под всякими ложными предлогами и т. д.); увеличение числа женщин-водителей такси в этом сможет сыграть значительную роль. Но и здесь надо сделать оговорку, установить правило, по которому женщина-шофер могла бы отказываться возить пьяных, иначе она может подвергнуться оскорблениям и приставаниям (уже были такие случаи). Вообще лучше избегать посылки женщин на ночную работу. Обеспечить шоферу новой формации нормальные условия работы—задача всей автодоровской общественности—закончила т. Стопани.Р. Б.Всякая женщина, которая хочет стать хорошим шофером, должна установить такие отношения на производстве, чтобы окружающие видели в ней серьезного - любознательного и товарища, перенимающего те приемы работы, которые требуют решимости и отсутствим брезгливости к машине. Лиза Суворова не останется одна. Мы уверены, что за ней пойдут к рулю автобуса новые женские кадры, вливая свежую струю в кадры автомобилизации нашего СоюзамКурсы рабочих авторов Жур. газ. об'едппения.совая работа на тяжелых автобусак все-таки утомительна. В успехах тов. Суворовой (помимо ее личных качеств) надо отметить общественную сторону воспитания ее как шофера. Создав прежде всего товарищеские отношения с водителями парка, она еще во время своей учебы не избегала трудной, а иногда и грязной работы, охотно помогала ребятам менять резину, прочищать бензинопровод. Практически приучаясь к навыкам шоферской работы, она является в равной степени ученицей как курсов, так и своих товарищей по гаражу.тйвяшшшшшяшашяшшшжшишшшяятяшш • — iИ. К рузе—УДАРНИКАМ И УДАРНИЦАМ-ПЕРЕДОВЫМ БОРЦАМ ЗА ДЕЛО СОЦИАЛИЗМА-БОЛЬШЕВИСТСКИЙ ПРИВЕТ <53