18
19
20
ПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ У:В связи с лозунгами ЦС Автодора о массовом обучении езде на автомобиле редакция помещает серию статей т. Карягина .Управление автомобилем". Серия рассчитана на начинающих водителей, знакомых с устройством автомобиля, и имеет своей целью сообщение им необходимых сведений по технике управления и по поведению самого автомобиля при различных условиях езды. Те конкретные указания по технике управления, которые связаны с конструкцией автомобиля, ориентированы на автомобили Форд и ГАЗ модели Аи АА, а в остальной части касаются, конечно, автомобилей любых марок и систем.тСАТЬЯ1ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К ВЫЕЗДУПрежде чем заводить двигатель и выезжать на автомобиле, необходимо его осмотретьи проверить: а) состояние резины на всех колесах; не исключая запасного; б) уровень воды в радиаторе; в) уровек'Ы масла в картере двигателя; г) количество бензина в баке; д.\ наличие путевого инструмента; е) исправность освещения; ж) исправность звукового сигнала. Кроме того, если техническое состояние автомобиля водителю плохо известно, необходимо проверить состояние механизмов, о беспечи ­ в ающихбезопасностьезд ы—и справ ность рулевого управления, тормоз и ой системы , а также надежность крепления колес и состояние рейсор. а) Проверяя состояние резины, нужно обратить внимание на отсутствие наружных повреждений в покрышках (пробоины) и надлежащую степень накачки шин. Внутреннее давление в' шинах зависит от типа, профиля шин и приходящейся на них нагрузки и имеет чрезвычайно большое значение для срока службы шин. Величина внутреннего давления в шинах может быть точно определена лишь манометром, которым снабжаются, например, хорошие насосы для накачки шин. I Нельзя определять внутреннее давление шин по тому, как они смялись под давлением веса автомобиля, по звуку от удара по шине молотком. Это слишком грубо и ненадежно, в особенности для начинающего водителя, могущего впасть в большую ошибку при определении давления этими «способами». К сожалению, в нашей практике за отсутствием достаточного количества приборов для точного определения внутреннего давления в шинах часто приходится все-таки определять его величину «на-глаз». Дать точные указания о внешних признаках внутреннего давления в шинах, как уже было сказано, нельзя. Можно только для приблизительной ориентировки в этом вопросе сказать, что более или менее правильно накаченная шина в точках соприкосновения с полотном дороги несколько деформируется, не теряя в общем своей округлой формы. Слишком сильное сплющивание шины под давлением веса автомобиля указывает на недостаточное давление, отсутствие же достаточной деформации—на перекачку шии. Для шин высокого давления допустимая величина прогиба составляет 12—15 проц., а для шин низкого давления или «баллонов» эта величина может доходить до 20—22 проц. Если. например, профиль шины Д = 15 см, а прогиб А = 2,3 см (фиг. 1), то говорят, что прогиб шины будет равен 15 проц. (2,3 : 15=0,15). б) Охлаждающая система (водяная рубашка, трубопроводы и радиатор) должна быть заполнена водой почти «под пробку» горловины радиатора. Во всяком случае уровень воды должен быть' выше патрубка верхней камеры радиатора. в) Количество масла в картере двигателя должно соответствовать нормальному уровню, определяемому обычно по указателю или ^ е р ­ ! нику. i В двигателях Форд и ГАЗ в качестве указателя служит металлический стержень, находящийся с левой стороны двигателя. Вынимая указатель из картера, определяют запас масла по тому, как высоко указатель им смочен. При этом верхней отметке F соответствует нормальный уровень масла, а нижний' L—минимальный. Если уровень масла ниже отметки L, нормальная смазка двигателя нарушается. г) Запас топлива в баке определяется специальными указателями. В автомобилях Форд и ГАЗ такой указатель поплавкового типа расположен на переднем щитке (фиг. 2, деталь 8) и имеет следующие отметки: F или П, в/^ i .,. V* О. Отметки F или *П указывают на полный бак (около 38 л), а остальные—какая часть бака заполнена топливом.18Рис. | . Прогиб шины. Рис. 2. Органы управления автомобилями Форд и ГАЗ модель А. 1 — рулевое колесо (штурвал), 2 — рычажок опережения зажигания, 3 — рычажок переключателя освещения, 4 — кнопка звукового сигнала, 5 — рычажок постоянного газа, 6 — выключатель зажигания, 7 — спидометр, 8 — указатель уровня бензина, 9 — лампочка контрольного щитка, 10 — амперметр, 11—контрольный щиток, 12 — скребок стеклоочистителя, 13 — стеклоочиститель, 14 — зеркало, 15 — педаль сцепления, 16 — педаль стартера, 17 — педаль ножного тормоза, 18 — акселератор, 19 — упор для ноги, 20 — рычаг перемены передач, 21 —рычаг ручного тормоза, 22 — пусковая кнопка, 23 — запорный краник топливного бака. Расход бензина зависит от состояния и профиля дороги, состояния двигателя и его регулировки, нагрузки автомобиля и некоторых других факторов. Для самой общей ориентировки можно иметь в виду, что полного бака легкового автомобиля Форд и ГАЗ должно хватить: 1) при загородной езде по шоссе на 250—300 км; 2) при езде чз городских условиях на 200—250 км; 3) при езде по неособенно плохому проселку на 175260 км. д) В качестве путевого инструмента необходимо иметь по крайней мере: 1) домкрате ручкой; 2) насос для накачки шин; 3) лопатки для шин; 4) ключ раздвижной; 5) ключи гаечные (автомобили Форд н ГАЗ снабжаются двумя гаечными ключами, подходящими к гайкам карбюратора, штуцерам трубопроводов, шпильке для установки зажигания и др.); 6) ключи специальные (автомобили Форд н ГАЗ имеют специальный ключ для запальных свечей и гаек к съемной головке цилиндров); 7) отвертку; 8) пассатижи (инструмент, сочетающий в себе плоскогубцы и кусачки); 9) пусковую рукоятку, служащую в автомобилях Форд и ГАЗ, кроме того, и ключом для гаек, крепящих колеса к ступицам, 10) пресс для набивки масленок густой смазкой (тавотом). При дальних загородных поездках, помимо указанного инструмента, нужно иметь: 1) одну или несколько запасных камер, а при отсутствии их—резиновый клей, заплатки, приготовленные из старых камер, и личной напильник для зачистки склеиваемых поверхностей; 2) изоляционную ленту для изоляции проводов и устранения течи воды и топлива при повреждении шлангов или трубопроводов; 3) 1—2 запальных свечи; 4) запасной конденсатор (в автомобилях Форд и ГАЗ у конденсатора часто пробивает диэлектрик). е) Исправность освещения проверяется включением на мгновенье света позоротом вправо рычажка переключателя освещения (фиг. 2, деталь 3), ж) Работа сигнала проверяется нажатием на его контактную кнопку (фиг. 2, деталь 4). Проверка исправности рулевого управления должна быть произведена на: 1) о тсутствиезначительноголюф ­ та плимертвогохода ; 2) л егкостьповорачиванияперед ­ н ихколесиотсутствие «з аедани й» в рулевом механизме. Определение люфта может быть произведено поворачиванием попеременно в обе стороны штурвала в границах, при которых его вращение не воспринимается передними колесами. Нормальный люфт должен составлять около 10—15" и вовсякомслучаенедолженпревышать 36° и ли 1/10 обороташтур ­ вала. Отсутствие «заеданий» в рулевом управлении'и легкость поворачивания передних колес проверяется вращением штурвала из одного крайнего положения в другое при поднятой на дсмкрат передней осн. Что же касается исправности тормозной системы, то проверить ее проще всего при выезде из гаража, обратив внимание на следующее: Рис. 3. Правильное положение руки при пользовании пусковой рукояткой 1) даст ли нажатие на педаль нормальный тормозный эффект; 2) не наблюдается ли склонности автомобиля к заносу/ при торможении, несмотря на сухую догхлу. Такая склонность указывает на неправильную регулировку или замасливание одной пары колодок. Заводка двигателя Проверив автомобиль и найдя все в порядке, можно заводить двигатель, для чего нужно: а) открыть запорный краник 2з топливного бака (фиг. 2); б) приоткрыть слегка дроссельную заслонку, поставив рычажок 5 постоянного газа на 3—5 зубцов от крайнего верхнего положения; в) установить позднее зажигание, поставив рычажок 2 опережения зажигания в верхнее положение; г) убедиться, что рычаг 20 перемены передач находится в нейтральном положении, что узнается по значительной амплитуде колебаний его в стороны (влево и вправо); д) включить зажигание, т. е. вставить ключ в выключатель зажигания 6и повернуть ключ на У* оборота вправо; е) нажать на педаль 16 стартера до получения первых вспышек. При холодном двигателе, до включения стартера, нужно для обогащения рабочей смеси повернуть пусковую кнопку 22 на 0,5—1,5 оборота против часовой стрелки, оттянуть ее немного на себя и только после этого нажать на педаль стартера. Наивыгоднейшее положение воздушной заслонки, уменьшающей впуск воздуха в карбюратор и соединенной с пусковой кнопкой 22, достигается плавным перемещением этой кнопки па себя п от себя во время вращения вала двигателя стартером. В зимнее время сильно остывший двигатель можно легко" завести следующим образом: не включая зажигания, оттянуть пусковую кнопку 22 па себя доотказа и провернуть коленчатый вал на 1,5—2 оборота. После этого приема,в результате которого цилиндры окажутся заполненными богатой рабочей смесью, включают зажигание и запускают двигатель. Однако этимприемом ни вкоем случ аенельзязлоупотреблять , так как смесь, слишком сильно насыщенная парами бензина, трудно воспламеняется, как и смесь слишком бедная. Поэтому, если двигатель долго не заводится, несмотря на обогащение рабочей смеси, появление вспышек может быть затруднено наличием в цилиндрах .смеси, перенасыщенной парами бензина. Внешними признаками, указывающими па это переобогащеиие, могут служить появляющиеся иногда неполные вспышки, сопровождающиеся выстрелами в глушителе. Иногда же никаких признаков вспышек не наблюдается. В этих случаях следует попробовать завести двигатель после предварительной «продувки» цилиндров. Открыв дроссельную заслонку не менее 2 чем на у2/з> поворачивают коленчатый вал на 2—2,5 оборота при выключенном зажигании. Затем включают зажигание и, прикрыв, как обычно, дроссельную заслонку, заводят двигатель. Кроме того, следует иметь в виду, что сильно остывший двигатель для сбережения 6aiapen аккумуляторов лучше заводить при помощи пусковой рукоятки или же до заводки стартером предварительно повернуть вручную коленчатый вал на 2—3 оборота. Если двигатель сразу не заводится, не следует злоупотреблять стартером ипродолжительное время замыкать на негобатареюаккумуляторов , а нужно проверить еще раз подготовку двигателя к пуску, согласно данным выше указаниям, и только после этого сделать новую попытку завести двигатель, включив на короткое время (несколько секунд) стартер. Если после повторных 1—2 попыток двигатель не заводится, н ужно проверить подачу топлива к карбюратору, фильтр карбюратора, исправность пускового жиклера и наличие тока высокогонапряжения на свечах . Продолжительное же пользование стартером вызоветразрядкубатареи аккумул яторовипорчу ее, так как при включении стартера по его цепи течет ток очень боАшой силы (120—150 ампер, а при холодном двигателе расходуемый ток в отдельные моменты доходит до 400 ампер). При заводке двигателя пусковой рукояткой необходимо обращать внимание на правильный обхват ее: все пальцы должны находиться с одной стороны и прилагаемое к рукоятке мускульное усилие должно быть направлено снизу вверх, а не наоборот (фиг. 3). Когда двигатель заведется, пусковую кнопку 22 нужно отпустить для того, чтобы воздушная заслонка карбюратора приняла нормальное горизонтальное положение, и поставить рычажок 2 опережения зажигания ближе к середине зубчатого сектора. Когда же двигатель, поработав немного на небольших оборотах, прогреется, завернуть кнопку 22 доотказа легким повертыванием по часовой стрелке и при помощи рычажка 5 установить постоянный газ, достаточный для плавной работы двигателя на малых оборотах холостого хода. А. В. К арягин