'МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВОПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯКачество подшипников скольжения имеет большое значение в эксплоатации автотракторных и авиационных двигателей. В особенности ремонт подшипников (переливка, пригонка и т. п.) требует особой тщательности, умения и подчас специального оборудования. При составлении сплава для заливки составные части должны тщательно взвешиваться, потому что всякое отклонение, хотябы на 1 проц., от установленного состава может значительно ухудшить качество. С другой стороны, при заливке баббитом даже наилучшего качества требуется соблюдение ряда условий, чтобы заливка оказалась прочной. Чтобы избавить автотракторный и авиопарк от ненадежных подшипников, в США переходят к массовому производству подшипников скольжения для легких двигателей внутреннего сгорания на специальных заводах. Само собой разумеется, что этому предшествовали большая работа по стандартизации и нормализации вкладышей и изучение накопившегося громадного опыта производства высококачественных подшипников скольжения, заливаемых антифрикционными сплавами. Производство подшипников организовано фирмами Бон, Эррисон и Графайт на трех больших заводах, которые начали выпускать взаимозаменяемые вкладыши и втулки. Лучшие автотракторные и авиационные заводы (Форд, Паккард, Райт и др.) прекратили в основном производство вкладышей и передали заказы этим фирмам. Таким образом сейчас в большинстве случаев в США не производится заливка шатунных головок и коренных подшипников; в случае разработки или выплавки стандартные вкладыши заменяются новыми. Фирмы гарантируют нормальную работу своих вкладышей до 125 тыс. км пробега. Указанные заводы изготовляют втулки и вкладыши из тонкой малоуглеродистой стали и заливают их тонким же слоем баббита или свинцовистой (пластичной) бронзы. Опыт последнего времени показал, что эти вкладыши с успехом работают даже в двигателях с большим числом оборотов. Кроме того, они значительно снижают вес шатунов, хорошо примыкают к внутренней поверхности головки шатуна и картера, осуществляя хорошую теплопередачу, т е. не уступают в этом отношении бронзовым вкладышам. Кроме простоты изготовления и эксплоатации эти вкладыши дают большую экономию цветных металлов (бронзы, баббита). Массовое производство открыло возможность широкого применения нового, более дешевого, чем баббит, с более высокими чем у него антифрикционными и механическими свойствами, сплава — свинцовистой бронзы. Успех изготовления ее заключается не столько в шихте (довольно сложной), сколько в умелом сплавлении и отливке, требующих особой тщательности. Например, малейшее окисление меди или свинца или недостаточно быстрое охлаждение — уже значительно затрудняют получение однородного сплава. Свинцовистая бронза представляет собой сплав меди со свинцом, который входит в количестве от 28 до 45 проц. По данным инж. Б. Зубовича («Техника» от 12/VII—1934 г., № 65/332), сплав с 36 проц. свинца и присадкой 1,5 проц. кремне-цирконовой лигатуры и 0,4 проц. серы — довольно хороший в смысле антифрикционных свойств, и имеет значительно большее сопротивление сжатию, чем сплав без присадок. Примесь серы в количестве 0,4 проц. дает необычайно равномерное распределение свинца даже в сплавах, содержащих его до 45 проц. Циркон добавляется для уменьшения ликвации. Присадка олова или никеля нежелательна, так как увеличивает себестоимость сплава и уменьшает его теплопроводность. В настоящее время подшипники из свинцовистой бронзы получили за границей большое распространение, они применяются на лучших американских авиационных и автомобильных двигателях «Райт-Циклон», «.КертисКонкверор», «Линкольн», «Форд-8». Массовое производство подшипников на первых же порах дало значительный экономический результат. Благодаря введению новых специальных машин, например, машины для покрытия баббитом стальной ленты, из которой затем штампуются вкладыши, станка для центробежной заливки втулок, — заводы достигли значительного снижения себестоимости, резкого повышения качества и, наконец, большой производительности оборудования. Так, на заводе Бон производительность 4-шпиндельного станка для центробежной заливки втулок при обслуживании одним рабочим достигла 100 штук в час. На том же заводе и на заводе Графайт машина для покрытия баббитом ленты при обслуживании четырьмя рабочими дает в месяц ленты на несколько миллионов вкладышей. Прессы «Блисс» для штамповки вкладышей из этой ленты дают до 3 тыс. вкладышей в день. Общая производительность завода достигает нескольких миллионов штук в месяц. Таким образом вопрос о выборе и производстве подшипников для легких двигателей внутреннего сгорания как в экономическом, так ив техническом отношении, весьма удачно решен в США. Несомненно, что такое решение вопроса в наших условиях дало бы также огромный экономический результат. Л. Г. Гершенфельд„ГЛАВНОЕ ТЕПЕРЬ — В ЛЮДЯХ, ОВЛАДЕВШИХ ТЕХНИКОЙ". „БЕРЕЧЬ КАЖДОГО СПОСОБНОГО И ПОНИМАЮЩЕГО РАБОТНИКА, БЕРЕЧЬ И ВЫРАЩИВАТЬ ЕГО" И. Сталин 13