9
10
11
12
Мотоцикл АМ-600Инж. Б. ФИТТЕРМАН Новый советский мотоцикл марки АМ-600 (рис. 1) — мощная одноцелиндровая машина, которая молсет эксплоатирова'ться ив одиночку ис коляской. В настоящее время наши заводы выпускают два типа мотоциклов: легкий тип с двухтактным одноцилиндровым двигателем марки Л-300 и тяжелый, предназначенный в основном для эксплоатацин с коляской,— машина НАТИ-750, с двигателем в 750 см3 и мощностью в 16—18 л. с. Опыт зарубежной эксплоатацин мотоциклов и работа заграничных и отечественных мотоциклов в разных отраслях хозяйства Советского союза доказал необходимость производства промежуточного мотоцикла, который можно применять в качестве одиночки в любых дорожных условиях, а также с коляской на нормальных шоссейных и грунтовых дорогах. Этот тип мотоцикла за границей имеет наибольшее распространение. Мощность его, при литраже 500 см3, достигает 12 —14 л. с. при весе машины 150 —170 кг и весе коляски 50 — 70 кг. Учитывая наши дорожные условия, необходимо было при проектировании мотоникла усилить ходовую часть машины (раму, вилку, колеса, резину), что привело к некоторому ее утяжелению. Поэтому для компенсации несколько увеличены об'ем цилиндра и соответственно этому мощность двигателя. У нас остановились на одноцилиндровой машине с литражем 600 см3, снабженной (для улучшения динамических качеств при езде с коляской) четырехскоростной коробкой передач. Ниже мы приводим краткую спецификацию мотоцикла АМ-600. Двигатель Литраж Мощность Число оборотов Степень сжатия Диаметр цилиндра . . . . 595 см8 16 л. с. 3 8(0 4,8—5 85 мм Шасси Сцепление—оухое многодисковое Коробка передач—4-скоростная Передача к колесу—цепь-цепь Размер цепей—5/8'X 3/8*Рис. 2. Двигатель АМ-600. А—регулировочная игла; Б—редукционный клапан; Г—трубка смазки направляющей всасывающего клапанаХод поршня Тип двигателя Клапаны105 мм четырехтактный нижниеФазы распределения Всасывающий клапан Открытие Закрытие. 25° до ВМТ Выхлопной клапан 65° до НМТ65° после НМТ 25° после ВМТРис. 1. Мотоцикл АМ-600„За рулем" je 3S Рис. 3. Схема смазки двигателя АМ-600 (поперечный разрез). В—перепускной предохранительный клапан; Д—штуцер смазки цепи Передаточные числа IV передача — 1 : 1 П1 „ — 1,32 : 1. II „ — 2,06 : 1 I » — 2,99 : 1Общее передаточное число на IV перед. — 5,89 :1 Тип рамы — трубчатая Л Тип вилки — пружинная, параллелограмная Тип колес — легкос'емные, взаимозаменяемые Тип шин — баллон — 27" X 4' База —1 420 мм Высота седла — 720 мм Вес — 2' 0 кг Расстояние от! низшей точки до земли (клиренс)— 120 мм Максимальная скорость — 95 км/час. Двигатель. Одноцилиндровый двигатель мотоцикла АМ-600 (рис. 2) является вполне современным двигателем типа английских конструкций. Наклонное расположение цилиндра позволило понизить общую высоту машины, не уменьшая клиренса, и дает возможность применить головку с верхними клапанами, что несколько повысит мощность. Почему же принят нижнеклапанный тип? Нижнеклапанный двигатель в эксплоатацин и производстве значительно проще и надежнее, чем верхнеклапанный: меньше сложных деталей, проще регулировка и уход. За границей верхнеклапанные двигатели применяются обычно для спортивных и специальных целей. Цилиндр имеет с'емную головку, которую можно снять не разбирая машины. Алюминиевый поршень снабжен тремя кольцами, из которых одно масляное. Поршневой палец плавающего типа, с алюминиевыми грибками, шатун двутаврового сечения; в верхнюю головку запрессована бронзовая втулка, в нижнюю — кольцо — обойма роликоподшипника. Коленчатый вал состоит из двух стальных штампованных маховиков с приклепанными нижними пальцами — шейками. Верхний палец кривошипа посажен в маховики на кону-Рис. 4. Схема смазки двигателя АМ-600 (продольный разрез). Г — штуцер смазки направляющей клапана; Е — указатель уровня масла Рис. 5. Четырехскоростная коробка передач мотоцикла АМ-600 О—ведомый вал; И—ведомая зубчатка; К—ведущая зубчатка; Л—муфта 3-й и 4-й передач; М—муфта 1-й и 2-й передач; А—шестерня, связанная жестко с цепной шестерней К. Порядок включения шестерен при различных передачах: 1-я передача—муфта М включает шестерню Д,—работают шестерни Г, Д, 3, А, К; 2-я передача—муфта М включает шестерню Е,—работают шестерни В, Е, 3, А, К; 3-я передача—муфта Л включает шестерню Б,—работают шестерни Б, Ж, 3, А, К; 4-я передача (прямая)—муфта Л включает шестерню А, связанную с цепной шестерней К сах и шпонке. Подшипники "коленчатого вала стандартные шариковые запрессованы в алюминиевый нижний картер. Моторная цепная шестерня связана с коленчатым валом прулсиной прямоугольного сечения, являющейся амортизатором, т. е. поглотителем получающихся толчков в трансмиссии. Распределительный механизм состоит из двух шестерен с распределительными кулачками, которые приводятся в действие от шестерни, запрессованной на палец коленчатого вала. Толкатели тарельчатого типа. Клапанные пружины — конические. Масляная система двигателя АМ-600 (рис. 2, 3 и 4) • комбинированная, под давле— нием и разбрызгиванием. Масло засасывается через фильтр и подается шестеренчатым насосом, приводимым в действие через посредство червячной шестерни, нарезанной на праЕОМ пальце кривошипа, по каналам непосредственно в торец коленчатого вала. Благодаря системе сверлений в коленчатом валу смазывается под давлением нижняя головка шатуна. Выходя через сверление в верхнем пальце кривошипа, масло разбрызгивается маховиками и смазывает таким образом цилиндр и поршень. Масляный бак отлит за одно целое с картером двигателя. Шестерни распределения и толкатели смазываются автоматически, через отверстия, связывающие их камеру с картером. Излишки масла, скапливающиеся в картере, возвращаются через систему отверстий в масляный бак. Для изменения подачи масла имеется регулировочная игла А, закрывающая отверстие из камеры масляного насоса в маслопровод. В систему включен редукционный клапан Б, обеспечивающий определенное максимальное давление масла. При давлении свыше 2—2,5 атм. излишек масла перепускается через особый клапан В прямо в картер. Направляющая всасывающего клапана смазывается маслом, поступающим через специальную трубку Г, связанную с кривошипной камерон. Трубка ввернута в одну из четырех шпилек, крепящих цилиндр. Эта шпилька просверлена насквозь. Моторная цепь закрыта кожухом и смазыьается через особый штуцер Д, служащий одновременно сапуном. Количество подаваемого масла регулируется коническим штифтом Е. Карбюратор—типа Броун-Барлоу—двухзолотниковый. Зажигание — от магнето. Сцепление и коробка передач (рис. 5). Сцепление сухое, многодисковое. Семь фрикционных дисков расположены между ведущими и ведомыми металлическими дисками и не связаны лсестко ни с теми, ни с другими. Такая система чрезвычайно проста в производстве ив ремонте и обеспечивает надежное действие сцепления. Шесть прулшн дают равномерное нангатие на диски, уменьшая тем самым износ сцепления. Коробка передач четырехскоростная с четырьмя парами шестерен, находящимися в постоянном зацеплении. Переключение передач пропзводится посредством кулачковых муфт, передвигаемых двумя вилками. Вилки насажены на распределительный валик ив их втулках профрезерованы спиральные ка- - ^ навки. В канавках скользят запрессованные » ' Рис. 6. Задний колесный тормоз и ступица колеса АМ-600 в валик переключения штифты. При проворачивании валика переключения штифты заставляют вилки передвигаться и благодаря подобранному шагу канавок включать желаемую передачу. Валик переключения связан с рычагом переключения, расположенным на баке, тягами и рычажками. Скорости фиксируются не кулисой, несмотря на ее наличие, а специальным фиксатором, связанным с валиком переключения. Кик-стартер состоит из шестерни, сидящей на вторичном валу, и зубчатого сектора, связанного с педалью. Для облегчения заводки предусмотрен декомпрессор. Рама — трубчатая, составная, связана болтами, допускает без всяких затруднений замену поломанных элементов запасными. Наиболее ответственные детали и узлы — кованые. Вилка — пружинная, параллелограммная. Ферма выполнена из стальных цельнотянутых трубок, спаянных медью. Спиральная •пружина расположена в центре вилки. Для уменьшения раскачивания установлены два фрикционных амортизатора. Такого же типа амортизатор поставлен на руль. Колеса мотоцикла АМ-600 (рис. 6) легкос'емные и взаимозаменяемые. При вынимании оси колесо сжимается вместе с расположенными в ступице роликовыми подшипниками. В таком виде колесо может быть поставлено вперед, назад и на коляску. Тормозной барабан остается на раме. Задняя цепная шестерня выполнена за одно целое с тормозным барабаном. Колесо приводится во вращение при помощи шести цилиндрических штифтов, расклепанных во втулке колеса и входящих 1 » в соответствующее отверстие в тормозном • * барабане. Обод колеса — прямобортный диаметром 19". Шина—баллон 27" X 4". Тормоза внутренние двухколодочного типа, с накладками из феродо. Ручной тормоз действует посредством троса на переднее колесо, ножной — через тяги на заднее. Органы управления состоят из: правой поворотной ручки, управляющей карбюратором; левой поворотной ручки, связанной с магнето (опережение); правой манетки, управляющей добавочным воздухом; левой манетки, приводящей в действие декомпрессор; рычага ручного тормоза, расположенного на правой стороне руля; рычага сцепления, расположенного симметрично с рычагом ручного тормоза: педали ножного тормоза, распололсенной с левой стороны. Бензиновый бак состоит из двух половин с одним наливным отверстием. На нем закреплены резиновые подушки для упора колен водителя. Емкость бака — 14 л. Электрооборудование состоит из: магнетодинамо типа ДМ-1, мощностью 30 ватт; шестивольтового аккумулятора, фары с лампами для большого и малого света, заднего фонаря, сигнала и распределительного щитка. Распределительный щиток снабясен амперметром, масляным манометром, переключателем света и переносной лампой. Освещение приборов внутреннее, как на автомобилях М-1, от той нее переносной лампы. Так как динамо трехщеточная, то для избежания перезарядки аккумуляторной батареи при дневной езде в систему введено сопротивление, включаемое при положении переключателя 3, т. е. при дневной зарядке. При включении света сопротивление автоматиче-. ски выключается.