13
14
Инж. Г. КРАМАРЕНКОЛегкость управления автомобилем РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ и безопасность движения зависят, ГАЗ-А и АА главным образом, от состояния ме^ ханизмов рулевого управления. ПоПеред началом регулировки рулевышенный износ этих механизмов является обычно следствием толчков вого управления автомобилей ГАЗ'-А 1и ударов при езде по плохим доро - и АА переднюю ось нужно поднять гам, а также больших усилий, зана домкрате, а продольную тягу отътрачиваемых для поворота колее на единить от рычага поворотного куглубоком снегу, мягком грунте, и, лака. наконец, повышенного трения в деРегулировку осевого люфта червяталях рулевого управления от нека рулевого вала (рис. 1), производостаточной смазки. дят подвертыванием винта 1. При Износ рулевой передачи и шарнирэтом предварительно отпускают гайных соединений рулевых тяг может ки стязкных болтов 3и4и контрвызвать заедание в механизме и увегайку 2. Винт 1 ввертывают в тело личение люфта руля, т. е. такое покартера'до упора, а затем опускают ложение, когда поворот рулевого кообратно на V» оборота и закрепляют леса на значительный угол не выв таком положении контргайкой 2. Для разгрузки упорного подшипника зывает поворота передних колес. К механизму рулевого управления рулевого вала от бокового давления предъявляются следующие требоварулевое колесо перед регулировкой повертывают в одну сторону (любую) ния: доотказа, а затем обратно на Va а) быстрота поворотов без заедаоборота. ний; Регулировку осевого люфта вала б) легкая обратная отдача руля (после поворота) и отсутствие «биерулевой сошки производят подвертыванием винта 5, расположенного на ния» на плохой дороге; картере рулевого механизма со стов) способность «дерлеать дорогу», роны двигателя. Для этого, предват. е. без особых усилий удерзкивать рительно отвернув контргайку 6 спеавтомобиль на прямой. циальной изогнутой отверткой, подЛюфт (мертвый ход) рулевого котягивают винт 5 до упора, а затем леса не должен превышать V чаm сти его полного оборота, т. е. 36°. Для обеспечения указанных требований необходимо периодически производить следующие операции: а) регулировку осевого люфта червяка рулевого вала; б) регулировку осевого люфта вала рулевой сошки; в) регулировку центровки рабочей пары червяка рулевого вала и сектора, шипа или ролика; г) регулировку затяжки сочленений рулевых тяг. Перед регулировкой рулевого управления необходимо проверить состояние втулок или пальцев поворотных цапф (нет ли износа), подшипников передних колес (нет ли их разработки), пружин в рулевых тягах (нет ли поломки), крепление к раме картера рулевого механизма и затязкку сочленений рулевых тяг. При проверке следует помнить, что увеличение люфта в рулевом механизме часто происходит от чрезмерного увеличения люфта в сочленениях рулевых тяг или от ослабления крепления деталей «трапеции Жанто». отворачивают его обратно на V обоo рота ив таком полозкении контрят. При покачивании рулевой сошки рукой в ту или другую сторону рулевой вал должен вращаться без всякой осевой игры. Как ив первом случае, перед на-' чалом регулировки рулевое колесо повертывают вправо или влево доотказа, а затем обратно на Ve оборота. Регулировку зацепления зубцов сектора и червяка производят эксцентриковой втулкой 7, посредством которой мозкно изменить расстояние мезюду осью червяка и сектора. Установив наличие свободного хода в зацеплении сектора и червяка путем покачивания рулевой сошки при среднем положении рулевого колеса, отпускают на Ч* оборота три гайки шпилек 8 крышки картера рулевого механизма и на Ч* оборота гайку 9 установочной шпильки 10. Эксцентриковую втулку 7 подвертывают по часовой стрелке, одновременно проверяя величину свободного хода. Подвертывание производят до тех пор, пока не прекратится игра в рулевой. сошке. После этого следует проверить легкость вращения руля, поворачивая рулевое колесо. При тугом вращенииРис. 113 КоЛеса нужно отвернуть обратно эксцентриковую втулку 7 до полного освобождения зацепления и начать регулировку снова в указанном выше порядке. Если регулировка дала необходимые результаты, следует затянуть вначале гайку установочной шпильки, а затем гайки крышки картера рулевого механизма. Центровку зацепления зубцов червяка и сектора производят путем изменения расположения червячного сектора вдоль оси червяка. Для этого служит винт 11 о эксцентриком, при помощи которого смещается крышка картера с установленной в ней осью червячного сектора. Этот вид регулировки требует, чтобы рулевой механизм был снят с автомобиля, а поэтому к нему прибегают лишь в том случае, когда указанная выше регулировка не устранила дефектов рулевого управления.дво — одна стальная и одна бумажная. Регулировка рулевого механизма в автомобилях ЯГ-4 и ЯГ-б производится так. же, как и ЗИС-5. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГАЗ-М-1 Проверка /наличия осевого люфта червяка производится с места шофера потягиванием обеими руками вала червяка за рулевое колесо (на себя и обратно). При этом не должно быть заметной осевой игры (люфта) и стука. Устранение люфта производится подтяжкой нижней крышки 1 картера рулевого механизмаРУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗИС-5 И ЗИС-8Регулировка осевого люфта винта рулевого вала производится в следующем порядке: освободив контргайку!, отпускают стопорный винт 2 (рис. 2) наверху картера 3. Затем, ослабив затяжку кронштейна' рулевой колонки на переднем щитке автомобиля, завинчивают регулировочную втулку 4 до уничтожения осевого зазора, не зажимая при этом подшипников винта. Убедившись в свободном вращении рулевого колс-Рис. 3 (рис. 3), которая, нажимая на обойму нижнего роликового подшипника 2, перемещает его вверх, уменьшая люфт. Необходимая степень подтяжки достигается выемкой картонных нрок0.13 ладок 3 (6 штук толщиной -тгтг- м ми,10Регулировка правильности айце-Ипения рабочей пары (червяк — ролик) достигается уменьшением осевой игры вала рулевой сошки и перемещением оси ролика близко к оси червяка. Для этого при малых люфтах достаточно ослабить гайку 4 упорного винта 5и подвернуть последний по часовой стрелке до полного устранения люфта, а затем снова закрепить гайку. При большом люфте, когда регулировка упорным винтом окажется недостаточной, удаляют некоторое количество стальных регулировоч0,023 ных шайб 6 (5 штук толщиной —г-мм 0.0.1 0,071 и4 штуки толщиной 0 " мм), поставленных с противопололеной стороны головки вала рулевой сошки 7. Удаление шайб производится после анятия боковой крышки картера, сошки и вала сошки (в сторону двигателя) вместе с упорными шайбами. После этого сборка производится в обратном порядке. Регулировка люфта в сочленениях рулевых тяг достигается подвертыванием шаровых пробок. При качании рулевой тяги рукой в плоскости, перпендикулярной ее оси, в шаровом соединении не должно быть пюфта.РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗИС-101Для регулировки продольного люфта вала сошки руля 1 (рис. 4) необходимо отпустить гайку установочного винта 2и подвернуть Г-образной отверткой установочный винт 3 по часовой стрелке до упора. Затем винт 3 надо отвернуть па Vi2 оборота ив этом полоэкении закрепить гайкой 2. Нормальный осевой люфт вала сошки — 0,06—0,75 мм. Осевой люфт червячного вала руля устраняется путем смещения верхнего роликового подшипника при натяжке гайки 4. Последовательность операций следующая: ослабив СТЯЖНОЙ болт 5 картера руля и стяжнойРис. 2каждая — серого цвета и5 штук 0,23 толщиной —----- мм — белого цве0,25 та), поставленных меяеду нижней крышкой и картером руля. В результате регулировки но должно быть заметного осевого люфта при вращении рулевого колеса. Излишняя затяжка вызывает заедание.са, затягивают контргайку стопорного винта 2. Регулировка осевого люфта вала сошки, или иначе регулировка зазора меяеду шипом и винтом, достигается при помощи прокладок 5 меяеду картером рулевого механизма 3и крышкой 6, на которую опирается сЕоей тыльной частью рычаг 7. Для регулировки зазора отъединяют продольную рулевую тягу от сошки 8, снимают крышку 6и удаляют нужное количество лежащих под ней прокладок 5, пока зазор между шипом и винтом при среднем положении руля не будет минимальным. После этой операции руль должен свободно поворачиваться доотказа в ту и другую • стороны. При этом •нужно иметь в виду, что минимально допустимое число прокладок, препятствующих вытеканию масла,I! Рис. 414