/*ЮСКВА* ВАРШАВА*^ОСКВ&«СПУТНИК ДРУЖБЫ»«Спутник дружбы» вышел на орбиту вокруг Польши»,—так сообщила газета «Трибуна люду» своим читателям о появлении колонны мотоциклистов ДОСААФ на польской земле. Это образное сравнение, подхваченное прессой и радио и быстро ставшее популярным, возникло у корреспондента органа ЦК Польской объединенной рабочей партии Г. Хуберта не случайно. Девизом мотопробега была дружба, дружба советских и польских спортсменов, Лиги друзей солдата (ЛДС) и ДОСААФ, дружба советского и польского народов. Маршрут рейда по территории Польши представлял собой замкнутое кольцо, проходившее сначала по северным, затем по западным и, наконец, по южным и восточным воеводствам страны. В состав советской спортивной делегации входили представители Москвы, Белоруссии и Украины — всего 26 человек. Наиболее многочисленная московская группа, помимо спортсменов ДОСААФ, включала мотоциклистов «Буревестника» и «Трудовых резервов». Двенадцать участников рейда имели звание мастера спорта СССР. В гости к польским друзьям приехали Лидия Троцевская — неоднократная чемпионка ДОСААФ , Борис Панферов — чемпион и рекордсмен страны, Николай Новохатский — чемпион Украины и другие. На марше колонна действительно чемто напоминала спутник. Впереди — только что сошедшая с конвейера «Волга», легко развивающая скорость до 120 километров в час. За ней на двенадцати светлоголубых мотоциклах гонщики в кожаных куртках, белых шлемах и отражающих солнце очках. Стремительность движения подчеркивалась трепетавшими на ветру государственными флагами СССР и Польши, флагами ДОСААФ и ЛДС, яркими вымпелами и нагрудными лентами. За 16 ходовых дней (рейд с остановками продолжался 24 дня) колонна прошла по территории СССР и Польской Народной Республики свыше 4600 км, в среднем 300 км ежедневно. В первый день пребывания советских спортсменов в Польше имел место интересный случай. Наша колонна подходила к окраине старинного польского города Пултуска. Справа и слева от дороги стояло много народа, особенно детей, встречавших нас. Случайно здесь же оказалась запряженная лошадь, оставленная без присмотра хозяином. Вид мотоциклетной колонны так испугал ее, что она оборвала повод и понеслась вперед. Серьезность обстановки быстро оценили мастера спорта П. Нежутин и Б. Панферов. Дав полный газ, они в считанные секунды догнали мчавшуюся лошадь. Б. Панферов из коляски перескочил на второе сиденье, а с него, как с трамплина, прыгнул в повозку. Поймав возжи, он на глазах горожан сумел ловко справиться с ошалевшим от страха животным и остановить его. Публика горячо приветствовала смелый поступок и находчивость советских спортсменов. Глава города Пултуска наградил их ценными подарками. На всем дальнейшем пути Панферов и Нежутин были героями рейда. Их без конца интервьюировали корреспонденты, о них везде расспрашивали жители, им дарили самые большие букеты и непрерывно осаждали любители автографов.Фото автораПОД ВЫМПЕЛОМ ЛДСОт города к городу, от воеводства к воеводству нас сопровождали представители общественных организаций и эскорт местных спортсменов-мотоциклистов. Этот эскорт порой вырастал до весьма внушительных размеров: в промышленном районе Катовице, например, он насчитывал свыше 400 мотоспортсменов различных клубов. И они, постоянно меняясь, как эстафетную палочку, передавали друг другу нашу колонну. Но была одна машина, которая провела ее по всему кольцу, по дорогам всех 12 воеводств, где проходил наш маршрут. О ней и ее экипаже следует рассказать особо. Организация мотопробега, отличавшегося необычным размахом и продолжительностью, конечно, являлась делом сложным. Достаточно сказать, что на всем пути следования советских спортсменов во всех крупных населенных пунктах были заблаговременно созданы (и провели большую подготовительную работу!) специальные комитеты содействия рейду, в которые вошли предста-. вители многих организаций. Вначале руководство подготовкой осуществлялось варшавским оргкомитетом, но с выходом «спутника дружбы» на орбиту управлять им и координировать действия местных комитетов из столицы стало затруднительно. И центр руководства сразу же был перенесен из Варшавы большой в «Варшаву» маленькую — легковую автомашину, родную сестру нашей «Победы». «Варшава» встретилась с «Волгой» еще на советской земле, под Барановичами. Д о советско-польской границы она скромно шла за ней, но границу перешла первой ис тех пор неизменно возглавляла движение, задавая темп, выбирая направление, намечая остановки. Над ее радиатором, как над поле-вым подвижным Ш' J6OM, развевался вымпел ЛДС — инициатора и главного организатора моторейда. В состав экипажа «Варшавы» входили шофер Ян Бараньский, Ян Гранковскийзам. председателя Центрального правления ЛДС, руководитель пробега, Александр Круликовский — представитель общества польско-советской дружбы, бывший узник Освенцима, и Станислав Вильчинский—заместитель руководителя и главный казначей пробега. На каждой остановке около «Варшазы» появлялся следовавший в «Волге» Владислав Щегельский — секретарь центрального оргкомитета рейда. Эти товарищи держали в своих руках все нити руководства пробегом. Но предметом их особой заботы, тревоги и волнений был, конечно, график движения. Дело в том, что каждый раз, казалось бы, до мельчайших деталей продуманный график, составленный на следующий день, вдруг начинал трещать по всем швам, едва колонна принимала очередной старт. При всей изобретательности и предусмотрительности руководителей они никак не могли точно определить, учесть и перевести на язык цифр энтузиазм встреч и продолжительность проявления дружеских чувств на трассе. Мы ежедневно проходили десятки населенных пунктов. Только в крупных из них заранее намечались кратковременные остановки — для обмена приветствиями, сувенирами, улыбками, крепкими рукопожатиями. А в остальных? По плану их следовало миновать без остановки. Однако это далеко не всегда удавалось. Часто перед самым радиатором «Волги» вдруг зозникала непреодолимая преграда — шеренга школьников или дошкольников с букетами и флажками, цветная бумажная «лента дружбы», перекинутая через дорогу, кумачовое полотнище со словами «Да здравствует Советский Союз!» или, наконец, зеленая ветка, положенная прямо на асфальт и охраняемая сотнями дружеских глаз. Разумеется, все это вызывало остановку. И тут начинался, как и положено, обмен приветствиями, трогатель-Встреча «Волги» с «Варшавой». Водители Ян Бараньский (слева) и Анатолий Егоров, крепко подружившиеся во время рейда, обсуждают конструктивные особенности своих машин. нов вручение цветов, расспросы, и... колонна оказывалась в плену, в плену друзей, окружавших ее со всех сторон. Но это, как говорится, было бы еще полбеды. Нередко следовало еще любезное приглашение к накрытым столам или тут же на дороге начинался небольшой, очень небольшой самодеятельный концерт, состоящий всего из двух—трех советских, стольких же польских песен и плясок и — без этого никак нельзя! —> государственных гимнов наших стран. Бедные составители графика! Впрочем, не следует думать, что финишировала колонна всегда за полночь. Выручало высокое спортивное мастерство мотоциклистов. Проходя относительно свободные от зрителей дорожные участки на предельно возможных скоростях, они тем самым наверстывали упущенное и сводили до минимума, а часто и вовсе на нет, опоздания против графика.ДНИ ВСТРЕЧРейд братства и дружбы был задуман и осуществлен так, что дни стремительного движения по дорогам народной Польши чередовались с днями остановок или днями встреч, как их называли. Программы этих дней были весьма разнообразными и насыщенными. Обычно, разбившись на несколько групп, спортсмены выезжали на фабрики и заводы, в различные общественные организации, воинские части, мотоклубы и другие учреждения. Из 18 дней пребывания нашей спортивной делегации в Польше семь были именно такими. Здесь невозможно даже Перечислить всех встреч с рабочими, служащими, воинами, спортсменами, молодежью. Нельзя лишь не подчеркнуть, что все они неизменно проходили в сердечной обстановке. Особенно внимательно наши спортсмены знакомились с жизнью и деятельностью мотоклубов. В Польше насчитывается 320 мотоциклетных (моторовых) и 46 автомобильных {самоходовых) клубов. Нам довелось побывать в наиболее крупных из них — Ольштынском, Вроцлавском. Варшавском и некоторых других мотоклубах ЛДС, а также в Тарнувском и Люблинском специальных «жужельных» клубах Польского мотоциклетного союза. Большое впечатление у спортсменов оставило посещение Люблинского клуба. Очень жаль, конечно, что мы не видели самих соревнований на гаревой дорожке, которые популярны в Польше не меньше, чем футбол, но зато сильнейшие гонщики этого клуба Лешек Прухняк, Мариан Ставецкий, Стефан Кемпа, Ежи Командовский в непринужденной обстановке не только рассказали о гонках по «жужелю», но и сделали несколько показных заездов, продемонстрировав свою технику, способы приема старта, прохождения поворотов. В заключение встречи они предложили попробовать «покататься» по гаревой дорожке стадиона нашим спортсменам. Мастера спорта А. Егоров (Москва), Н. Новохатский (Украина), воспользовавшись приглашением, тут же переоделись в предложенные им костюмы и опробовали польские машины ФИС, Начальник клуба Мариан Якубец, оценив хватку наших мастеров, заметил, что после 7—8 тренировок их можно было бы включить в клубную команду для выступлений на соревнованиях. Видимо, опыт гонок на ипподроме и по ледяной дорожке, имеющийся у наших спортсменов, помог им быстро освоиться с гаревой трассой.ГОРСТЬ СВЯЩЕННОЙ ЗЕМЛИПо пути в Польшу, когда участники мотопробега были в Минске, туда же прибыла делегация трудящихся поселка Ленино из-под Орши. Она привезла с собой бесценный дар — несколько горстей земли, взятой с братских могил польско-советских воинов, павших в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, и воду из реки Мерея. Землю делегаты просили передать солдатам дивизии имени Тадеуша Костюшко, которая 15 лет назад, в октябре 1943 года, впервые вступила под Ленино на реке Мерея в бой против общего врага. Воду они просили вылить в Одер в знак символического слияния этих рек, воды которых были окрашеныкровью славных сынов советского и польского народа в ходе борьбы с общим врагом. Стоит ли говорить, что этот наказ был выполнен со всей пунктуальностью. Церемония слияния рек состоялась в Щецине. Землю из-под Ленино мы провезли по всей Польше. В торжественной обстановке она была передана костюшковцам в Варшаве в один из последних дней нашего пребывания на польской территории. Солдаты, сержанты и офицеры дивизии сердечно благодарили советских спортсменов за этот дар, который, как заявил на митинге командир дивизии, будет всегда напоминать им о нерушимом боевом содружестве Советской Армии и Войска польского. Совместная борьба русского и польского народов имеет свою многовековую историю. Одним из ярких примеров, подтверждающих это, являлась знаменитая Грюнвальдская битва (1410 г.). В ней польские, русские и литовские полки наголову разгромили рыцарей — крестоносцев Тевтонского ордена. В этом году польский народ традиционно отмечал годовщину победы под Грюнвальдом. На торжествах присутствовала и наша спортивная делегация. Советские спортсмены возложили венок к подножию обелиска, установленного на месте исторического сражения. Такие же венки из живых цветов и огромное количество букетов, с любовью врученных нашим спортсменам на многих больших и малых остановках, были возложены на могилы советских и польских воинов, встречавшиеся на' всем нашем пути, а также на братские могилы жертв фашизма, погибших в гитлеровских лагерях смерти — Освенциме и Майданеке. Один из дней нашего похода был посвящен поездке в Поронино, где накануне первой мировой войны жил и работал В. И. Ленин. С глубоким волнением члены советской спортивной делегации осмотрели экспонаты музея В, И. Ленина и прослушали рассказ экскурсовода о поронинском периоде революционной деятельности Владимира Ильича.На снимках: колонна советских мотоциклистов проходит один из участков шоссе Легница — Вроцлав. * Мастер спорта Владимир Цветков и польский спортсмен КшиштоФ Шивинскнй — старые знакомые. Им не раз приходилось участвовать в мотопробегах дружбы. Сегодня они встретились вновь. Вместе с ними на улице родного города Пила сфотографировалась на память Тереса Дрожебска.Мотоциклетный рейд Москва, Минск, Брест, Ольштын, Быдгощ, Щецин, Легница, Вроцлав, Катовице, Краков, Кельце, Люблин, Варшава, Брест, Минск, Москва успешно завершен. Он вылился в яркую, волнующую демонстрацию вечной и нерушимой польско-советской дружбы. Польский народ, идущий по пути социалистического строительства, исключительно тепло и радушно встретил посланцев великого Советского Союза. На массовых митингах, состоявшихся в городах и на предприятиях, во время многочисленных официальных и неофициальных встреч с представителями самых разнообразных слоев населения нас часто просили передать братский привет советскому народу и горячие пожелания новых успехов в коммунистическом строительстве. Пользуясь представившейся мне возможностью, передаю эти, идущие от сердца слова привета и добрые пожелания польских друзей советским людям. Б. КУЗНЕЦОВ, заместитель командора пробега.