iЧЕМПИОНАТ МИРА по мотоциклетным гонкамТехнические итогиЧ емиионат мира по шоссейно-кольце• вым гонкам в 1962 году включал 11 состязаний на традиционных трассах в разных странах. Особенно острой была борьба в классах 50 смз (он был впервые включен в программу чемпионата) и 125 смз. И это вполне естественно: в последние годы легкие машины составляют основную долю массового мотоциклетного производства, и спортивные достижения в этих классах представляют для заводов большой интерес как с точки зрения рекламы своей продукции, так и проверки технических усовершенствований. Как ив 1961 году, гонки прошли в упорной борьбе между европейскими и японскими фирмами, причем последние конкурировали ужев четырех классах мотоциклов-одиночек — от 50 до 350 см 3 . В классе 50 см 5 основными соперниками были фирмы «Сузуки», «Хонда» (Япония) и «Крейдлер» (ФРГ). На мотоцикле «Хонда» установлен четырехтактный четырехклапанный двигатель с двумя верхними распределительными валами, а его конкуренты — мотоциклы «Крейдлер» и «Сузуки» — снабжены двухтактными двигателями. Литровая мощность лучших двигателей класса 50 см 3 достигает 200 л. с./л (см. таблицу). На большинстве этапов чемпионата первые места заняли машины с двухтактными двигателями. По скоростным качествам «Сузуки» и «Крейдлер» приблизительно равноценны и очень незначительно превосходят «Хонду». Поэтому исход гонок обычно определялся не качеством машин, а искусством гонщиков. Почти все современные гоночные двигатели двухтактного типа изготовлены с учетом конструктивных принципов, внедренных в мотоциклетную технику заводом МЦ (ГДР). В частности, двигатель «Сузуки» представляет собой уменьшенную копию гоночного двигателя МЦ 125 смз. Впуск горючей смеси на «Сузуки» регулируется вращающимся дисковым золотником, а на «Крейдлере» предусмотрено два таких золотника (с обеих сторон картера) и два карбюратора. Высокооборотные двигатели класса 50 смз имеют, однако, узкий диапазон рабочих чисел оборотов. В связи с этим для лучшего использования мощности применяются многоступенчатые коробки передач: на «Сузуки» — 8-ступенчатая, на «Хонде» — 6-, 8- и 10-ступенчатые, а на «Крейдлере» — последовательно соединенные 4-ступенчатая и 3-ступенчатая коробки передач, образующие 12 передаточных отношений. Вес мотоциклов класса 50 смз колеблется в пределах 5060 кг. Во время гонок двигатели мотоциклов этого класса почти непрерывно работают на максимальных оборотах. Тем не менее они оказались весьма наТЕХНИЧЕСКИЕ дежными: из-за неисправностей здесь сошло меньше гонщиков, чем в других классах. «Сузуки» — первый мотоцикл с двухтактным двигателем, показавший лучший результат в чемпионате мира. В классе 125 смз выявилось превосходство четырехтактной «Хонды». Ее главными конкурентами следует считать мотоциклы с двухтактными двигателями «Сузуки», ЕМС (Англия) и особенно МЦ. К сожалению, гонщики народного предприятия ГДР. выпускающего мотоциклы МЦ, не смогли выступить в большей части гонок чемпионата, так как им было отказано в выдаче въездных виз Против такой дискриминации и нарушения традиционных контактов между спортивными организациями, объединяемыми ФИМ, энергично протестовала пресса не только в странах народной демократии, но ив капиталистических государствах. Есть все основания предполагать, что участие мотоциклов МЦ класса 125 смз могло бы изменить результаты многих соревнований чемпионата. Гоночные мотоциклы «Хонда-125» с двухцилиндровыми восьмиклапаннымн двигателями отличаются от своих конкурентов главным образом более высокой надежностью, а не мощностными показателями. В гонках класса 250 смз по суммарному зачету на первое место также вышел гоночный мотоцикл «Хонда» с четырехцилиндровым двигателем, расположенным поперек рамы. Для управления клапанами (их по четыре на каждом цилиндре) служат два верхних распределительных вала. Соревнования в классе 250 смз в известной мере потеряли остроту и привлекли меньше участников, чем .раньше. Это, вероятно, можно объяснить прошлогодними успехами фирмы «Хонда»: не только любители, но и некоторые фирмы посчитали себя недостаточно подготовленными, чтобы соперничать с «Хондой». На деле же эти мотоциклы оказались не столь уж бесспорными претендентами на победу: они нередко выходили из строя. И в этом классе наиболее сильным соперником для них мог бы стать гоночный мотоцикл МЦ. Недаром в розыгрыше Большого приза ГДР он отстал от своего японского конкурента, занявшего первое место, всего лишь на 0.2 сек. После 1957 года, когда многие мотоциклетные заводы отказались от участия в чемпионате мира, соперничество фирм в классах 350 и 500 смЗ резко уменьшилось. В последнее время первенство принадлежало итальянской фирме MB, но в 1961 и 1962 годы ей оказали серьезное сопротивление гонщики заводов «Ява» (ЧССР) и «Бианки» (Италия). Основную массу участников в этом классе состав-Рис. 2. Схема действия ской трансмиссии Рено.автоматичеРОДОВ Рено, имеют синхронизаторы не на всех передачах. В связи с этим следует ожидать установки новой автоматической передачи прежде всего на артомобиле «Дофин». Это объясняется еще и тем. что комбинация нормальной трансмиссии со сцеплением и полностью синхронизированной коробкой передач, имеющей электронно-управляемую и электрически приводимую автоматику. особенно выгодна для небольших автомобилей. поскольку в этом случае устраняются неизбежные при гидравлических трансформаторах потери мощности и появляются возможности более полно использовать широкие диапазоны оборотов современных двигателей. На рис. 1 показано устройство и установка избирателя передач, где 1 — датчик числа оборотов от спидометра к электронному прибору управления, 2 — электромагнит для выбора вилки переключения соответственно «решению» избирателя передач и3 — электромотор. осуществляющей передвижение муфт и включение передач. Действие автоматической трансмиссии Рено легко уяснить из приводимой здесь схемы на рис. 2. Клавиши получают соответствующий «приказ» от водителя перед началом движения (1). Электронный прибор управления «решает», когда необходимо осуществить переключение передачи (1а). Реле передает приказания клавиш и прибора управления на редуктор числа оборотов, на сцепление и на избиратель передач (16). Редуктор числа оборотов снижает их при выключении сцепления (2). Электрическое магнитнопоршневое сцепление выключается (3), а избиратель определяет нужную передачу и осуществляет переключение с помощью электромотора (4). Автоматическое сцепление включается (5), и редуктор разрешает вновь увеличить обороты (6).ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННЫХ МОТОЦИКЛЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ГОНОЧНОГО ТИПА Число Рабочий объем, Тактность цили!смз ров 50 50 50 50 125 125 125 125 250 250 250 250 250 340 350 350 350 500 500 22422422244244444441111121122421422112МаркаМЦСтранаГДР ФРГМощность. л. с.10 10 9,5 10 25 24 22 24 45 42 46 44 36 54 50 51 43 53 51Число оборотов в минуту 12000 12000 14000 11500 10800 14000 10800 10000 10000 10800 14000 10800 10500 12500 10500 11200 7800 7200 8000Литровая ность. л. с./л200 200 190 200 200 192 176 192 180 163 184 176 144 159 143 145 123 106 102«Крейдлер» «Хонда» «Сузуки»МЦЯпония ЯпонияГДР«Хонда» «Сузуки» Рис. 3. Схема устройства трансмиссии: 1. клавиши на щитке приборов; 2. электронный прибор управления; 3. педаль газа, положение которой влияет на электронный прибор управления; 4. датчик скорости автомобиля (здесь на оси ведущего колеса); 5. электрическое управление сцеплением; 6. электромагнитное порошковое сцепление; 7. мотор электрического включения коробки персдач; 8. коробка передач; 9. двигатель. («Л'отомобнль», 1962. Кг 10).ЕМС МЦЯпония ЯпонияГДРЦКЭБ «Хонда» «Сузуки» «Морини» «Хонда» ЦКЭБАЖС ИМЗСССР Япония Япония Италия Япония ЧССР СССР Англия Англия СССР29