НЖЕНЕРЫ ОТВЕЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯМ„От имени своих товарищей-мотоциклистов прошу поместить в журнале статью о ремонте мотоциклетного двигателя своими силами", — пишет в редакцию т. Нокорнин из г. Белове Кемеровской области, С подобной просьбой к нам обратилось много других мотолюбителей. Выполняя пожелание читателей, публикуем статью инженера В. Метанина о ремонте двигателя ,.ИШ".РЕМОНТ двигателя II И Ж"Ы | то из мотоциклистов не думает об • • улучшении технического состояния своей машины ив первую очередь ее основного агрегата — двигателя? Если мотоцикл прошел более 20 тыс. к мив двигателе появился стук, а мощность его снизилась — значит, необходим срочный ремонт. К сожалению, в большинстве городов нет специальных моторемонтных мастерских, и мотоциклистам приходится рассчитывать на свои силы. В автомотоклубе Челябинского политехнического института учебные и спортивные мотоциклы всегда на ходу. Это во многом объясняется тщательным уходом за ними и своевременным качественным ремонтом. Накопленный там опыт ремонта двигателей мотоциклов ИЖ-56 в условиях небольшой мастерской, оснащенной сверлильным и токарным станками, на наш взгляд, может заинтересовать автомотоклубы и мотолюбителей. Этим опытом мы и хотим поделиться. КАК РЕМОНТИРОВАТЬ ЦИЛИНДР И ПОРШЕНЬ! В случае износа цилиндра заводские инструкции рекомендуют растачивать его под поршни первого или второго ремонтного размера. Но очень часто приходится наблюдать, как после расточки в цилиндре появляются такие дефекты, как конусность, неперпендикулярность оси к опорной плоскости, «завал» окон, недостаточная чистота поверхности. В результате срок службы цилиндра резко сокращается. Рис. 1. Схема притирки цилиндра.Всего этого можно избежать, если при расточке пользоваться так называемым жестким притиром. Он снимает равномерный припуск. При этом направление оси цилиндра не изменяется, так как конусность и бочкообраэность чувствуются по изменению усилия подачи притира и могут быть легко устранены. С помощью притира достигается необходимая чистота поверхности, исключается возможность брака. Такой способ не только прост и надежен, он оправдан экономически. Правильно пользуясь им, можно длительное время эксплуатировать мотоцикл с одним и тем же цилиндром, заменяя 8—10 поршней (поршень, как известно, в 14 раз дешевле цилиндра). - Иными словами, срок службы двигателя составит примерно 80—120 тыс. к м . Притирают цилиндр на вертикальносверлильном станке. Притиром служит изношенный поршень (рис. 1). В разрез его юбки вбивают клин для регулировки размера. В качестве абразива применяют карбид бора или абразивную крошку различной зернистости, а при окончательной обработке — пасту ГОИ. Для смазки используют керосин. Притирать цилиндр следует при 5080 оборотах шпинделя станка в минуту. Продольную подачу осуществляют вручную с умеренной скоростью. В процессе обработки периодически перевертывают цилиндр. Прекращают притирку, когда разность диаметров во всех сечениях не превышает 0,01—0,02 мм. Далее тщательно промывают цилиндр керосином для. удаления абразивных зерен. После того как цилиндр обработан, измеряют его диаметр и приступают к окончательной обточке поршня. Для этого изготовляют оправку, на которую по скользящей посадке устанавливают поршень. Торец его плотно прижимают к торцу оправки (рис. 2). Провертывая шпиндель станка, проверяют биение поршня. Если оно превышает 0,02 мм, устраняют его причину или делают новую оправку. После правильной установки подводят вращающийся центр и подпирают шень. При этом центр слегка вда; Р ис . 2. Устанрвка поршня для обтачи вания на токарном станке.ливается в его торец. Обтачивают пор ­ шень на умеренных скоростях (с малыми подачами) острозаточенными быстрорежущими резцами. Его размеры di, сЬ, da, замеряемые микрометром, должны точно выдерживаться. Удовлетворительная чистота поверхности может быть достигнута при правильном выборе режимов резания и геометрии резца. Применять абразивную ленту для этой цели следует в исключительных случаях — она может нарушить цилиндричность поршня и «завалить» кольцевые канавки. При хорошо выполненном ремонте поршень должен под собственным весом проходить через .цилиндр с небольшим трением. РЕМОНТ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМАКак известно, этот механизм-, двигателя «ИЖ-56» неразборный, и ремонтируют его обычно в том случае, когда нет возможности приобрести новый коленчатый вал. Как это делается? После очистки и промывки аккуратно распрессовывают коленчатый вал, забивая клинья между щеками. Характер ремонта определяют в зависимости от износа роликов, сепаратора, пальца и шатуна. Чаще всего встречаются два вида повреждений. Первый вид. На пальце или . кольце шатуна заметны дорожки износа, а ролики и сепаратор находятся в хорошем состоянии. В этом случае проще всего изготовить новый ступенчатый палец. Дефекты на внутренней цилиндрической поверхности шатуна устраняют шлифовкой или притиркой разжимным чугунным притиром на токарном станке с применением карбида бора. Р ис . 3. Коленчатый вал с игольчатым шатунным подшипником.Ь- - +0.09О < J +о.0во ЧРVг "1аоIIIS. ..У- I