После притирки тщательно измеряют внутреннее отверстие шатуна, определяют также диаметры роликов и высчитывают, каким должен быть диаметр пальца. Последний вытачивают из шарикоподшипниковой стали ШХ15, причем оставляют припуск 0,4 мм для шлифовки на круглошлифовальном станке или 0,2 мм для шлифовки абразивной лентой. Закаляют эту сталь при нагреве до 850° и охлаждении в масле. Желателен также низкий отпуск (нагрев до 150°). Для шлифовки абразивной лентой на токарном станке необходимо изготовить несложное приспособление, которым шкурка может равномерно прижиматься к пальцу по всему цилиндру. Второй вид. Износ заметен на пальце и шатуне, ролики имеют огранку, сепаратор сильно износился или рассыпался. Здесь необходима полная замена роликоподшипника. В мастерских автомотоклуба Челябинского политехнического института в ходе ремонта несколько изменили конструкцию подшипника. Она оказалась более работоспособной, чем заводская. Характерная черта измененного роликоподшипника — отсутствие сепаратора и применение удлиненных роликов меньшего диаметра в один ряд (рис. 3). Благодаря этому при работе двигателя в роликоподшипнике возникают меньшие давления вследствие большей площади контакта одновременно работающих роликов. Последние изготовляют из игольчатых подшипников, используемых в дифференциалах автомобилей. Торцы роликов закругляют. Если значительно выработан шатун или' поломано шатунное кольцо, палец делают цилиндрическим и изготовляют новое кольцо. Внутренний его диаметр шлифуют или притирают после запрессовки в шатун до размера, обеспечивающего радиальный зазор в роликоподшипнике, — 0,008—70,016 мм . Собирают коленчатый вал в обратном порядке. Палец запрессовывают тяжелым молотком, применяя алюминиевые подкладки для предотвращения забоин. При сборке необходимо обеспечить размеры, указанные на рис. 3. Балансируют коленчатый зал в центрах токарного станка. Биение поверхностей А, Б, В и Г, Д , Е не должно превышать 0,03 мм . Если коренные роликоподшипники имеют радиальный зазор более 0,3 мм, их надо заменить или отремонтировать, поставив новые наружные кольца. Удовлетворительные результаты дает установка на коленчатый вал радиальных шариковых подшипников № 205 или роликовых № 32205. При эксплуатации двигателя с хорошо сбалансированным коленчатым валом срок службы шарикоподшипников достигает 8 тыс. к м . После ремонта тщательно промывают детали и собирают двигатель. Затем следует его обкатать в холодном состоянии, задавая вращение от токарного станка. Для горячей обкатки до ­ статочен пробег в 500 км . Если вы правильно отремонтировали и хорошо обкатали двигатель, можете быть уверены: в путешествии или на трассе соревнований он не подведет. Инженер В. АСТАНИН. г. Челябинск.*^4^€Ust<&&trCje,МОТОЦИКЛИСТЫ!С этой рубрикой читатели теперь будут встречаться регулярно. Ее подсказали нам письма, которые приходят в редакцию. Как продлить жизнь шин! Где искать неисправности, если плохо заводится двигатель! Как ухаживать за сцеплением! Многочисленные и самые разные вопросы — дело вполне естественное. С каждым годом наращивает темпы мотоциклетная промышленность, с каждым годом растет армия мотолюбителей. И понятно, у молодых водителей возникает множество всяких «почему» и «для чего». Короче говоря, они нуждаются в практических советах умудренных опытом собратьев. Редакция вводит раздел «Вам, молодые мотоциклисты!», который начинается беседой автора широко известных книг по эксплуатации и ремонту мотоциклов М. Гинзбурга.ОСНОВА ОСНОВПРОФИЛАКТИКАпотока О твнезапно машин, идущих по шоссе, отделяется мотоцикл. Он съезжает на обочину и останавливается. Водитель соскакивает на землю и склоняется над своим закапризничавшим помощником. Теперь ему уже не успеть на работу. Вчера он тоже опоздал. У мотоцикла засорилась подача топлива, и водитель, впопыхах продувая бензопровод, вдоволь хлебнул бензина. А сегодня вот лопнул трос сцепления. Мотоциклист на ветру торопливо загибает колющие пальцы проволочки троса. Мотоцикл на обочине — это чрезвычайное происшествие. Водитель, попавший в такое незавидное положение, — примерно то же, что двоечник в школе. Некоторые такие горе-мотоциклисты, подобно двоечникам, ищущим спасения в шпаргалках, стали даже своеобразными специалистами. Они разрабатывают и совершенствуют способы ремонта мотоцикла в пути. Конечно, неплохо уметь быстро найти и устранить неисправности у неожиданно вставшей посреди дороги машины. Но заниматься этим приходится ведь «не от хорошей жизни». Не лучше ли постараться предупредить незапланированные остановки? Мы имеем в виду и спортсменов, для которых каприз машины оборачивается поражением.Беседа перваяваются не все сразу. Обычно сначала в месте изгиба переламываются одна или несколько жилок. Такой трос надо немедленно заменить, а наконечник троса при малейшем сомнении в надежности следует пропаять, разделав его жилки веером или забив в торец клин (кончик обойного гвоздя). Даже спустившая воздух шина, неизбежно приводящая на обочину, — тоже не фатальная случайность. Мы имеем в виду не «прямое попадание» гвоздя. Перед гвоздем все бескамерные шины равны и беспомощны. Но дело в том, что достаточно часто воздух выходит из камеры не в результате прокола, а из трещины, образовавшейся со временем на ее складках, через отверстия, протертые отслоившимися нитями корда, через неумело наклеенные заплаты, поврежденный или косо установленный вентиль и т. п. А значит, нельзя пренебрегать . и осмотром протектора для извлечения гвоздей и осколков стекла, периодической проверкой шин изнутри.Кто из мотоциклистов не позавидует своему товарищу, у которого двигатель заводится «с пол-оборота» и работает так, что по нему хоть секундомер проверяй! Но нередко приходится видеть, как подолгу водитель дергает пусковую педаль, а потом, покопавшись в двигателе и отдохнув, с новыми силами принимаетВ большинстве случаев предупредить ся «терзать» машину. А машина не винонеполадки вполне возможно. Во всяком случае, наш незадачливый собрат, с ковата. На нее сердиться нечего. Раз она легко не заводится — значит, не все в торого мы начали рассказ, мог избежать ней в порядке. неприятностей. Достаточно было выполнить предписания руководства по обслуМотоцикл на обочине — это еще не живанию мотоциклов: не пользоваться самое печальное, что может случиться. топливом из грязной емкости и наливать Хуже, когда нельзя вовремя остановить его через частую сетку (капроновый чуего и избежать столкновения. Часто лок); не пренебрегать своевременной причиной таких прискорбных происшесточисткой фильтров и отстойников и обевий служат невыключившееся сцепление, регать карбюратор от воды и снега. Поотказавшие тормоза, незавинченная гайпутно заметим, что полезно увеличить ка колеса. Подобные неисправности, как емкость и высоту фильтра-отстойника, в правило, случаются у мотоциклов, котоособенности тем, кто заправляется непорыми их владельцы занимаются в основсредственно из бензоколонки. Вот тогда ном на обочине. Поэтому первую нашу не придется «дегустировать» в дороге беседу мы хотим закончить общей рекобензин. мендацией, продиктованной опытом многих поколений мотоциклистов: основа Обрыва троса тоже можно было избеоснов — профилактика! жать. Ведь его стальные жилки обламы25