КАК ГОТОВИТЬ СУДЕЙ-ОБЩЕСТВЕННИКОВ?того или Венец спортивной работы от квали­а иного коллектива — соревнование, успех его во многом зависит фицированного судейства. С этих позиций и кзледует подходить к подготовке спортивных судей. Обучение их нужно начинать с организации семинаров. При этом очень важно подобрать опытного руководителя и правильно укомплектовать группы. К проведению семинаров надо привлекать наиболее квалифицированных судей (не ниже I категории), имеющих большой стаж судейства. Хорошо, если они имеют и опыт преподавательской работы. В группу (15—20 человек) включают лиц, -связанных в той или иной степени с автомобильной и (мотоциклетной техникой и спортом. К ним в первую очередь относятся спортсмены старшего возраста, учащиеся автомобильных учебных заведений (вузов, техникумов, курсов), работники автомобильной и мотоциклетной промышленности, автомобильного транспорта и, наконец, водители автомобилей или мотоциклов (как профессионалы, так и любители). Привлекая общественников к занятиям, следует учитывать их личные качества. ведь спортивный судья — не тольк о беспристрастный регистратор результатов, но и воспитатель спортсменов. Своей объективностью, дисциплинированностью, вежливым обращением, опрятностью — всем своим поведением он должен быть примером для участников состязаний. Будущий судья должен помнить, 'что судейство — почетный общественный долг, выполнение которого налагает серьезные обязанности. Начальная подготовка судей ведется по программе, (предусматривающей одновременное изучение общих правил соревнований и работы судейских коллегий как по автомобильному, так и по мотоциклетному спорту. Семинарские же занятия по повышению квалификации судей первой, республиканской и всесоюзной 'категорий можно проводить раздельно. На них изучают особенности судейства отдельных видов соревнований и методы работы. Занятия с судьями можно вести по приведенному на стр. 11 учебному плану-программе. 6 зависимости от (местных условий (популярности того или иного вида соревнований), состава слушателей, ИХ общеобразовательной и технической подготовки руководители семинаров могут вносить « план изменения, распределяя по своему усмотрению часы по темам. Однако увеличивать общее число часов не рекомендуется. Кроме вопросов, проработанных на семинаре, слушателей надо обязательно ознакомить с постановлением президиума Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР «О мерах по улучшению судейстОбращвнив совета Витебсного автомотонлуба „Множить ряды спортсменов, совершенствовать их мастерство!" получило широкий отклик. Один из пунктов обязательств, принятых витебцами, касался подготовки спортивных судей. Эта работа развернулась сейчас во многих автомотоклубах. Без обучения и повышения квалификации судей немыслимы развитие автомобильного и мотоциклетного спорта, рост рядов спортсменов. Как организовать подготовку судей? С чего начать? Как проводить теоретические семинары и практические занятия? Ответ на зти вопросы содержится в публикуемой ниже статье председателя Всесоюзной коллегии судей по мотоциклетному спорту судьи всесоюзной категории Г. Афремова, старте или на финише в кроссах и шоссейных гонках для проверки стартовых ведомостей, расстановки участников на старте, параллельной записи финиширующих участников и т. п.; счетчиков кругов в помощь судье, ведущему таблицу их счета, для записи данных о прохождении участниками дистанции; судей на контрольных пунктах и пунктах контроля времени в помощь старшему судье для ведения рабочего протокола или отметок в контрольных карточках; помощников начальника дистанции для расстановки нормативов в соревнованиях по фигурному вождению, разметки дистанции и др.; помощников судьи-информатора для подготовки данных по его заданиям, ведения наглядных таблиц и т. п. После сдачи зачетов и успешного судейства не менее 10 соревнований (2—3 видов) практиканту присваивают звание судьи по спорту и выдают судейский билет. Наряду с подготовкой новых кадров автомотоклубы должны уделять постоянное внимание повышению квалификации судей. Как правило, каждый из них имеет склонность к определенным видам судейства на соревновании. Один не любит работать > секретариате, зав то с удовольствием выполняет обязанности в технической комиссии, другой слабо онает технику, но отлично справляется с хронометражем и т. д. При назначении на судейство эти склонности нужно, конечно, учитывать. Но судья первой, а тем более республиканской или всесоюзной категории должен знать все виды судейской работы, чтобы в случае необходимости заменить любого своего коллегу. Особенно важна такая взаимозаменяемость там, где число судей невелико. На семинарских занятиях по повышению квалификации судей изучают особенности судейства отдельных видов соревнований, методы работы на наиболее сложных участках, организуют обмен опытом и т. п. Как указывалось выше, их можно проводить раздельно для желающих специализироваться либо в автомобильном, либо в мотоциклетном спорте. Рекомендовать единую программу занятий для этих семинаров нельзя, так как темы диктуются местными условиями в зависимости от 'наиболее распространенных и популярных в данном районе видов соревнований. Но все же мы считаем целесообразным перечислить темы, изучение которых нам ка ­ жется обязательным. Темы занятий по повышению квалификации судей 1. Работа секретариата в многодневных (однодневных) мотоциклетных со ­ ревнованиях и автомобильных ралли: составление маршрутных карт, обра-В помощь, соревнующимся автомотоклубамза соревновании и подготовки кадров судей ло спорту» (от 13 апреля 1961 года). По окончании занятий комиссия в составе 2—3 человек, назначаемая президиумом местной коллегии судей, проверяет знания слушателей и составляет акт, в котором указывает и фамилии тех, кто усвоил программу, и тех, кто нуждается в дополнительных занятиях. Некоторые руководители судейских коллегий считают эту процедуру ненужной бюрократической затеей. Под так им предлогом, в частности в Ленинграде, присваивали судейские категории без предварительной проверки знаний правил соревнований. Подобная практика противоречит Положению о судьях по спорту, принятому президиум ом Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР. Тот, 'кто действительно .хочет участвовать на общественных началах в судействе соревнований и понимает ответственность, которую он на себя добровольно принимает, не обидится на то, что его же товарищи-общественники примут у него зачет по правилам. 8 период проведения семинара слушателей приглашают для работы в качестве дублеров на различных участках судейства. Дублер находится рядом с основным судьей и параллельно с ним составляет ту <же документацию, например протокол выполнения упражнения при фигурном вождении, таблицу счета кругов и т. л. Этот материал . эжет служить контрольным для судейской коллегии. Окончивших семинар и сдавших зачет зачисляют в группу практикантов. Их обычно привлекают к самостоятельному выполнению следующих обязанностей: судей-контролеров на соревнованиях по фигурному вождению автомобилей и мотоциклов (на упражнениях) и в дополнительных соревнованиях мотоциклетной «многодневки» и автомобильных ралли; технических контролеров (если они хорошо знают устройство автомобиля или мотоцикла); судей на10