СЛЕВА ИЛИ СПРАВА?ЕШЩШ КОНСУЛЬТАЦИИРис. 1 ногие в Мписьмахчитатели журналаможносвоих спрашивают, ли остановить автомобиль на левой по ходу движения стороне проезжей части? Вопрос не случаен. Нередко сложившиеся обстоятельства заставляют водителя прибегнуть именно к такому способу остановки транспортного средства (мы имеем в виду не только автомобили). И вот тут он, зачастую неплохо зная правила остановки и стоянки, начинает теряться в догадках: а можно ли так поступить? Давайте посмотрим, что же говорится на этот счет в «Правилах движения по улицам и дорогам Союза ССР». Статья 69 Правил гласит, что «перед остановкой водитель обязан подать сигнал маневрирования, перестроиться в крайний ряд...» и что автомобиль должен быть остановлен «вплотную к тротуару, бортовому камню или на обочине дороги». Таким образом, в этой статье нет ничего, что обязывало бы водителя к подаче сигнала поворота направо или к остановке только на правой стороне. Более того, п. «а» ст. 37 Правил говорит, что «перед началом движения от тротуара, с обочины...» водитель подает сигнал маневрирования «соответствующего направления». Такая формулировка подтверждает мысль о том, что водители, начиная движение с места остановки или стоянки, могут отъезжать не только от правой стороны (предупреждая об этом сигналом поворота налево), но и от левого тротуара или с левой обочины. Тогда необходимо подавать сигнал поворота направо. Водителям предоставлено право выбрать для остановки любую сторону улицы или дороги. Они останавливают автомобили (мотоциклы) так, чтобы было удобно посадить или высадить пассажиров, положить или снять груз, наблюдать за оставленным транспортным средством, Но при этом им необходимо учитывать, что согласно ч. II ст. 18 Правил пассажиры могут высаживаться только в сторону тротуара или обочины, а из грузового автомобиля еще и через задний борт (ст. 18, ч. III). Следовательно, для того чтобы пассажиру удобно было выйти из коляски мотоцикла, расположенной с правой стороны, с переднего сиденья легкового или из кабины грузового автомобиля, необходимо остановиться на правой стороне улицы или дороги. В противном случае водителю придется выходить из автомобиля и выпускать пассажира через свою дверь. Ну, а может ли водитель автомобиля или мотоцикла выйти на проезжую часть при остановке на правой стороне улицы или дороги (при правостороннем расположении коляски)? Поскольку ст. 18 входит в раздел «Правила для пешеходов и пассажиров», ее требования и ограничения не распространяются на водителей. Они, соблюдая необходимые меры предосторожности, вправе высаживаться и не в сторону тротуара или края дороги. В проездах с .односторонним движением остановка ни на правой, ни на левой стороне не создает угрозы безопасности, так как нет движения во встречном направлении. На улицах и дорогах с двусторонним движением водитель, подъезжая для остановки к левой стороне (против направления движения транспортного потока), должен соблюдать особую осторожность. Он может заезжать на левую сторону только в том случае, когда уверен, что не помешает другим транспортным средствам, движущимся в прямом направлении. Выполнение этого требования ст. 66 Правил — необходимая мера для предотвращения столкновения машин. Часто возникают сомнения, не ограничивается ли право подъезда для остаРис. 2 новки к левой стороне только узкими улицами (дорогами) или такими, по которым не проходят маршруты транспорта общего пользования? Нет, в тексте Правил движения не содержится подобных оговорок. Следовательно, можно подъехать для остановки к левой стороне и тех улиц и дорог, по которым движение происходит в несколько рядов, с трамвайными путями, троллейбусными и автобусными маршрутами. Конечно, чем больше полос движения транспортных средств придется пересекать на пути к левой стороне, тем большая ответственность за безопасность маневрирования ложится на водителя. Практически на улицах и дорогах, общая ширина проезжей части которых достаточна для разворота без применения заднего хода, водители редко выезжают на левую сторону против направления движения транспортного потока. Они обычно проезжают намеченное для остановки место, затем разворачиваются и подъезжают к нужному пункту, оставляя его справа от себя. В Правилах движения эта обязанность не обусловлена. Так сложилось на практике. Все же вследствие повышенной опасности при выезде на левую сторону, особенно на улицах (дорогах) с интенсивным движением, в Правилах содержатся ограничения такого маневра. Нельзя заезжать на левую сторону, а следовательно, останавливать транс-Рис.3