В нашей .автоколонне. 2193 всегда рады 'молодому пополнению. Стало доброй традицией знакомиться с новичками обстоятельно, как это делается обычно .в армии, когда «стречают молодых солдат. Там рассказывают им о традициях и знатных людях части, показывают боевую технику, фотографируют в военной форме. В нашем шофероком 'коллективе тоже немаловажно знать, что собой .представляют люди, 'которым завтра доверят машину и груз. Совсем недавно, « примеру, пришли к нам пятеро молодых водителей. Из учебного комбината. Начальник колонны (Борис Федорович Юрков пригласил в .кабинет секретаря партийной организации Владимира Игнатьевича Крутоуса, меня и еще шофера Николая Фенюка, отца одного из прибывших новичков. Открылась дверь, в кабинет гуськом, несмело вошла вся пятерка. Знакомимся. Вижу, притихли ребята, но в глазах любопытство: для них предстоящий разговор на таком «высоком уровне» впервые в жизни. Начались расспросы: об учебе, личных планах, предстоящей службе в армии; попутно проверяется знание темники. Постепенно обстановка становится непринужденной, /кто-то шутит, парни улыбаются, скованность проходит сама собой. После беседы хлопцы будто почувствовали новые силы. Показали им наше 'хозяйство — гаражи, технику, познакомили с трудовыми делами коллектива. А дела у мае, без хвастовства, идут успешно. Хороший разбег взяли в начале прошлого года, досрочно завершили .плановые задания — подарок к полувековому юбилею образования СССР. На третий, решающий год пятилетки каждый водитель взял повышенные личные обязательства, между бригадами развернулось соревнование, в основе которого лежит увеличение Производителыности каждой транспортной единицы, далее — сбережение техники, економия топлива. Люди понимают: блага, которые дает народу пятилетка, к неба не падают, их надо самим произвести, а для этого требуется, чтобы каждый вложил в общее дело частицу своего сердца, своей души. Это и есть одно из проявлений любви к социалистической Родине, так я считаю.В. ЦЫРЮК, Герой Социалистического Труда водитель 1-го класса Молодежь, 'влившаяся .в наши ряды, тоже набирает темпы. Ей есть «а кого равняться. Вот один 'из ветеранов колонны Петр Лазнюк. Он руководит бригадой водителей пятнадцати МАЗов и КрАЗов, работающих на строительстве дорог. Шоферы из бригады Марьяна Оборского возят на стройки города кирпич. И те и другие изо дня в день перевыполняют задания. Я внимательно наблюдаю за трудовыми успехами коллёгчшоферов и вижу, как поднимаются, например, показатели Григория Вертия, Терентия Парусина, Павла Юхимца, Ивана Мэсина, переживаю, когда что-то не ладится, Волнение одного передается другому. Это волнение за общее дело. Честный труд с полной отдачейнаиболее яркая черта 'характера моих товарищей. Кое-кто из молодых не уступает ветеранам, а иногда и обгоняет нас. Что ж, такова диалектика жизни. Есть в нашей автоколонне комсомольская бригада, которую возглавляет Григорий Матвеев. В ее составе водители, недавно вернувшиеся из армии, бывшие выпускники автомотоклуба ДОСААФ . Хлопцы работают на самосвалах. И как работают! 120—150 процентов нормы каждый день, каждый месяц. «Рабочей минуте — рабочий счет» — девиз молодых водителей. Трудовая честь... У этого понятия много граней. В нашем огромном, очень сложном общественном организме ни одно дело не осуществляется обособленно, само по себе, возьмем ли научно-технический прогресс, расцвет культуры или рост народного хозяйства в целом, повышение благополучия людей, а следовательно, и твоего благополучия — в конечном счете все зависит от каждого из нас. От меры нашей щедрости и самоотверженности, с которой мы вносим свою лепту в общую копилку, от того, насколько развито в нас сознание гражданского долга и чести. Это не громкие слова. Разве не высокое гражданское самосознание, долг и честь диктовали советским солдатам доблестные поступки, требовавшие большого мужества, в годы жесточайших схваток с врагами социалистическойРодины. В жизни 'мы нередко сталкиваемся с фактами, когда от повседневного, может быть, будничного, но безукоризненно честного отношения к труду до подвига дистанция оказывается не такой уж большой. Конечно, путь к глубокому пониманию гражданского долга, трудовой чести у каждого складывается по-своему. К выбору профессии — тоже. У 1меня, например, было неласковым послевоенное детство. Рос яв деревне. К труду приобщился рано. После вой- i ны техники на селе почти не было, ве- " лосипед и тот — редкость, а появление автомобиля тем более встречалось мальчишками с восторгом. Должно быть, тогда и «заболел» я машиной. Чувство, знакомое не мне одному. Вокруг были хорошие люди, опытные водители. Многие .вернулись с фронта, от их выцветших 'гимнастерок еще пахло порохом. У них набирался ума-разума, учился трудиться и жить. Первым моим наставником стал пожилой шофер 'Бардин, к которому я попал на стажировку после курсов. Человек на вид суровый, видавший войну, он имел свой метод обучения и обладал цепкой памятью. Когда мы оставались вдвоем в кабине, он мог молчать час, и другой, а ты думал: «(Как здорово у меня получается». Но в конце смены он подробно разбирал мои действия, указывал на ошибки. Как бы прослеживая весь дневной маршрут, учил стажера самостоятельно решать многие задачи и, конечно, помогал. Большое удовольствие доставляло мне просто повозиться с машиной, протирать ее снаружи и внутри, .выковыривать щепочкой грязь, присохшую к педалям. Бардин хвалил ва такое рвение, приговаривая; «Любишь машину —• и тебя полюбят». Теперь это у меня в крови. Люблю чистоту и порядок. .Мне претит вид неряшливого шофера. После стажировки началась самостоятельная трудовая жизнь. Помню, возили лес. Тогда-то и освоил работу с прицепом. И что больше всего радовало — чувство, свойственное молодости, — это то, что ты везешь внушительный груз. Шоферский опыт пригодился на армейской (службе, которой я ^ обязан многим: окончательным форми- " рованием характера, мировоззрения, профессиональной 'зрелостью. Навсегда сохранился в памяти день, когда, еще не сняв солдатской шинели, остановился у ворот автотранспортной конторы (так называлась тогда наша автоколонна), спрашиваю у секретаря: — Шоферы требуются? — Требуются, — улыбается дивчина. — вам до главного инженера, солдат. Вин побачить, який вы шофер. Вхожу в комнату, а там уже сидят человек шесть, ждут. Главный инженер занят: заходят к нему люди, все по делу, все срочно, с бумагами, телефон то и дело звонит. Дошла очередь и до нас. Просмотрел инженер наши документы, сказал: «Добре». И пошел сыпать вопросами: «Марка автеил мобиля такая-то — размер шин и давление в них?» И еще, и еще. Проверил наши знания. — Тебя, солдат, беру, — сказал главный инженер. — Оформляйся побыстрее, поедешь в Москву, новые машины получаем.2 Поездка, которая была испытательным сроком, обернулась радостью: за мной закрепили ту самую машину, которую перегонял с автозавода. Первый мой успех был равен победе. Скажу не преувеличивая, что рабочая гордость всколыхнулась во мне с новой силой, в полной (мере осознал я, что нужен предприятию, что здесь ценят мое отношение к труду, и сказал себе: «ты должен оправдать доверие». Что касается автомобиля, то лрора^ ботал я на нем около десяти лет, про§pS? ехал 750 тысяч километров. Номер грузовика запомнил, конечно, навсегда: 89-04. Трудностей в те годы мы, водители, испытывали немало: р топливом, запчастями, техобслуживанием туго было, организация труда не та, что сегодня. Говорю об этом не для того, чтобы похвастаться: вот, мрл, что на своих плечах вынесли. Нет, просто хочу подчеркнуть: трудные годы воспитывали в нас, советских людях, упорство, умение работать в любых условиях. Есть у каждого из нас и чисто профессиональная гордость. Мне не раз говаривали: «Ну что .в твоем шоферском труде яркого? Работаешь в городе, видишь одно и то же : кирпичный завод, стройку, товарный двор на станции». «Да, — отвечаю, — не довелось участвовать в перекрытии плотин, хо^ f c дить через тундру по зимникам, штурЩг мовать горные перевалы. Да, верно, что путевка сегодня у меня на кирпичный завод. А для меня это большая честь. Знаю: ждут шофера строители, им нужен материал. Стройка, стало быть, продвинется — поднимутся производственные здания, жилые дома. Кто видел Житомир в первые месяцы после войны, тот знает: фашистские захватчики оставили здесь сплошные руины. Сколько сил надо было затратить, чтобы поднять город из пепла! И конечно, радостно на душе, когда видишь каждый день, как растут новые дома, кварталы, хорошеет родной Житомир. Ведь в труде строителей есть и твоя немалая доля!» Идет битва за урожай. И от нас, водителей, зависят сроки уборочных раЛ бот. В прошлом году я работал «а вы ™ возке сахарной свеклы с полей Житомирщины. Довелось возглавлять комплексную бригаду, куда входили и водители и механизаторы. Доставка груза была организована так называемым челночным методом, обеспечивающим бесперебойную 'работу автомобилей. Только со своим напарником Семеном Федоровичем Уханоким на ЗИЛ-130 с четырьмя прицепами доставили на сахарный завод 6100 тонн «сладкого клубня». Ударный труд, напряженный ритм были характерны на вывозе урожая для всех наших автотранспортников, которые помогали хлеборобам в сжатые сроки завершить уборку. За перевыполнение заданий по вывозке сахарной свеклы мы с С. ф. Уханоким удостоены ордена Трудового Красного ЗнаАлени. Бывает так, что от твоего поведения, от твоего решения заэисит выполнение или невыполнение плана работ целого коллектива. Вспоминается такой случай. Месячный план Житомирского завода автозапчастей оказался под угрозой ophiteва — не хватало поковок. Мне предложили срочно выехать за ними в Днепропетровск. Вернулся яс ожидаемыми изделиями даже раньше, чем предполагали на заводе, и тем самым помог людям выполнить план без штурмовщины. Во второй раз, и тоже срочно, для строящегося корпуса на одном нашем предприятии доставил из Тульской области кислотоупорные трубы. Очень были довольны строители — сдали объект в положенный срок. Каждая профессия требует своих навыков, в каждой — свои тонкости. Есть они ия шоферской работе. Уж.г не первый год я вожу автопоезд — ЗИЛ-130 с тремя прицепами. Управление автопоездом — дело непростое. Тут требуются особые приемы, навык. Но прежде чем мы с Уханским вывели этот автопоезд на линию, пришлось под/мать и поработать над усовершенствованием крепления задних рессор автомобиля, буксирных устройств прицепов. Или не великое, казалось бы, сделал открытие, когда завел для себя тетрадь технической информации (так я ее называю). Поначалу просто из любопытства вел записи о работе двигателя на разных режимах, учитывал замену деталей, характер ремонта в зависимости от пробега. А в результате получилась интересная каргина: автомобиль стал мне еще понятнее. Теперь его скрытые недуги как бы на рентгеновском снимке видны стали, и я могу вовремя подсказать нашим «хирургам» — слесарям и механикам, на что следует обращать внимание. Техника становится все сложнее, и путь к овладению ею один — учеба. Учиться никогда не поздно. Эту истину подтверждает опыт нашего коллектива. Вот ия заканчиваю заочное отделение автодорожного техникума, готовлю дипломную работу. Не хочется отставать от старшего сына Владимира, .выпускника того же техникума, Сейчас он служит в Советской Армии, водитель тягача, удостоен знака солдатакой доблести «Отличник Советской Армии». Таким сыном можно гордиться. В письмах домой Владимир часто обращается к младшему брату, Николаю, окончившему девятый класс: «Изучай технику, старайся больше своими руками делать. Очень это тебе пригодится на службе». И скажу по секрету: мысли Владимира — в известной мере повторение моих наставлений. Что же, как отца меня это только радует. Мне нередко приходится встречаться с питомцами Житомирского автомотоклуба оборонного Общества, с которым тесно дружим. Будущие воины-водители обычно опрашивают, как добиться мастерского управления автомобилем. Было время, когда мне казалось, что сколько бы ни сидел за рулем, а мастерства не хватает. Тогда я стал автоспортом заниматься. Когда оказался с машиной на трассе соревнований, сразу обнаружил свои слабые стороны, Начал упорно тренироваться. Оборудовали на территории автохозяйства площадку для фигурного вождения, потом сколотили свою команду, начали выступать в кроссах, в ралли. Организация ДОСААФ (Много сделала. Регулярные занятия дали свои плоды. Сталя кандидатом в мастера спорта, был чемпионом на втором Всесоюзном конкурсе профессионального мастерiTrea водителей. Спортивное увлечение >чень помогло в повседневном труде. .Да мне ли одному. Мы непременно в вступаем в соревнованиях, организуем. <ix областным комитетом ДОСААФ. Hi ("а автоколонна в 1972 году за массог BOI ьв автоспорте получила кубок ЦК прс «фсоюза рабочих автомобильного тра. ^спорта и шоссейных дорог. Конечная цел! автоспорта — повышение водительскоп 1 мастерства. В г рофессии водителя, как и во всякой д'. у.гой, свои особенности. Но одна из них резко отличает характер его труда, 1 ребования к личным качествам. Очень ч эсто он в пути один, один в доли :i ^кунды принимает решения, один не :ет ответственность за свои действи ч. А работа водителя становится все ело. «нее. В последнее время сильно прибавилось машин на улицах идорс ах. Конечно, и внимание к проблемам организации движения заметно повь|1Ш:ется: вь'шли новые Правила, совершенствуется техника регулирования движения, на помощь приходят электронно-вычислительное машины, четче работает служба дорожного надзора, улучшается покрытие дорог, повышаются конструктивные кач четва машин. Но ЧП, различных дородных происшествий, аварий все же на и чших дорогах еще много. И немалая ^,\">ля вины в том, нас, водителей. Не пер евелись еще ухари, лихачи, недисципл инированные люди. Много беспокойства доставляют .нам, водителям, .как и работникам ГАИ, ).'ица, управляющие машиной в нетрезво.* состоянии. По их вине совершается значительная часть дорожных ЧП, Н.ч моей памяти немало случаев, когдд в своем коллективе мы давали настоящий бой тем, кто после стопки садился за руль. Воспитательную, профилактическую работу в автоколонне ни на минуту не ослабляем и сегодня. К чему я веду речь? К тому, что водитель должен с особым вниманием относиться ко всему хорошему, что дает коллектив, ценить его доверие, принимать как лекарство критику. Ну и конечно, самому воспитывать в себе дисциплину и организованность, готовность выручить товарища. Шоферская честь требуй высокой личной ответственности за выполнение И перевыполнение планов перевозок, эа безаварийное вождение техники. Бывалые автомобилисты рассказывают, что во время Великой Отечественной войны мечтой каждого военного водителя было вести в бой машины с грозными установками гвардейских минометов, наводивших ужас на гитлеровцев. Однако этой чести удостаивались лишь самые умелые, дисциплинированные, отважные воины, способные обеспечить четкие действия всего расчета. Высокая дисциплинированность была одним из основных требований к водителям машин с прославленными «катюшами». На них, фронтовиков, и нам надо держать равнение. Мы знаем: успех решающего года пятилетки в наших руках, руках рабочего, колхозника, конструктора, технолога, шофера — непосредственных производителей материальных ценностей! И как важно, чтобы всем нам хорошо, творчески работалось.3