НЕ ГОСТИ, А ХОЗЯЕВАЗабрезжил рассвет. Шоссе еще безлюДно. Двигатели мотоциклов в утренние часы должны особо хорошо работать — солнце еще не прогрело землю и воздух. Мы решили использовать это время и по холодку проехать как можно больше. Складываем палатки, навьючиваем пожитки на мотоциклы. Место ночлега чудесное. Не хочется уходить с уютной полянки, где гомон птиц словно утверждает радость существования. Решили не мешать им, вывести машины на руках к дороге и там заводить моторы. Но тут где-то рядом за деревьями завизжал стартер, еще раз, и мощный двигатель заглушил все, взревел, заявляя о своей трехсотсильной мощности. Не успели мы выбраться на дорогу, как услышали треск придавленного колесами лесного молодняка. А вскоре из леса выполз новенький самосвал и, продолжая прижимать к земле подлесок, двинулся к шоссе. Сзади него оставались два широких следа. Ни один кустик, ни одно молодое деревце, испытавшие на себе тяжесть колес, уже не поднялись, не распрямились. М^ы стояли и думали: зачем понадобилось водителю самосвала заезжать на ночь в лес? Почему надо было сворачивать с лесной дороги? Отчего так безразличен он был к природе? Наш путь пролегал мимо деревень, полей, поселков. А как только к шоссе подходил лес, мы видели в эти ранние утренние часы етоящие у обочины машины. Некоторые из них уткнулись радиаторами в кустарник. Среди водителей, вероятно, были и такие, кто, подобно ночевавшему рядом с нами шоферу, не поленился «войти в полное общение» с природой. Проблема «природа и человек» сегодня актуальна как никогда. Все реже мы говорим о «покорении» природы, «подчинении» ее человеку. Все требовательнее и тревожнее звучит призыв о бережном, чутком отношении к ней. В загрязнение окружающей среды свою весомую лепту вносит автомобильный транспорт, самый патогенный среди остальных средств передвижения. Решить эту проблему нельзя без помощи науки и техники. А вот как научить водителей автомобилей и мотоциклов беречь природу? Ведь тут все зависит от Воспитанности человека, сидящего за рулем, чувства любви к природе, понимания ее значения в нашей общей жизни. В одном из путешествий уже поздним вечером мы прошли курортный городок Палангу и остановились на ночь в лесу, метрах в трехстах от моря. Утром нас разбудил милиционер. Вежливо он объяснил нам, что палатка наша и мотоциклы стоят в городском курортном парке, а это серьезное нарушение порядка. Мы были поражены случившимся, так как никогда не поступили бы так, не будь уверены, что давно миновали черту городка. Пока укладывали вещи, милиционер попросил руководителя путешествия пройти с ним к морю. Песок уже вторгся на этот участок, но больше трех-четырех метров пройти не смбг. И вот на маленькой естественной верандочке, вдававшейся в море, блестела лужа не то автола, не то солидола. Рядом валялись разбросанные головешки. Оказывается, тут стояла за день до нашего приезда всего одна машина, а обезображено было несколько метров чудесной зоны. Такие случаи, к сожалению, не так уже редки. Чаще всего виновниками оказываются те, кто путешествует в одиночку. В этом нам не раз пришлось и самим убеждаться во время туристских странствий. И как горько становится, когда видишь поломанные ветви деревьев, оставшиеся на траве лысины от костров, разбросанные вокруг банки из-под консервов, бутылки, обрывки бумаги. Иному незадачливому водителю ничего не стоит срубить только начинающее жить деревце, если забыл захватить с собой стойки для палатки. Намного реже такие картины наблюдаются, когда в пути группа туристов. Летом 1971 года в заповедном месте Латвии городище Бусэ проходил Всесоюзный слет автомототуристов. Более 200 автомобилей и мотоциклов собрались здесь со всех концов страны. Ежедневно в течение полутора недель туристы принимали участие в нелегких соревнованиях, после которых даже требовался ремонт машин. Устроители слета предусмотрели для этого лишь маленькую песчаную площадку. На ней было тесновато, но все понимали, что большего выделить нельзя; ведь хозяева слета хотели, чтобы заповедный уголок Бусэ остался таким же красивым и чистым, каким был до нашего приезда. Групповые походы вообще приучают к дисциплине. Но, в конце концов, это личное дело каждого — какую форму путешествия избрать. Индивидуальный туризм не отменишь росчерком пера. Беда в другом. В том, что далеко не все клубы и секции ведут воспитательную работу со своими подопечными. И не очень-то видно действенны имеющиеся в маршрутных листах и книжках памятные слова о необходимости бережно относиться к природе. Конечно, есть клубы, секции автомототуристов, которые серьезно относятся к этой проблеме. Ленинградский клуб еще десять лет назад в своих «Общих правилах» записал: «Любите и берегите природу... Прежде чем отправиться с места стоянки или ночлега, наведите порядок, уберите мусор и убедитесь, что от костра не осталось ни одной искры». Охрана природы вошла В положение о районных клубах. Здесь постоянно ведется разъяснительная работа, члены клубов хорошо усвоили добрую традицию, выраженную в формуле турист — друг природы. Плоды такой работы видны. Автомобильные и мотоциклетные группы Ленинграда на слетах и туристских соревнованиях являются примером бережного отношения к природе. То же самое можно сказать об автомототуристах Латвии, Эстонии и Литвы. Места стоянки этих групп — образцы чистоты и порядка. Вот их лагерь на одном из слетов. Полукругом, естественно вписываясь в конфигурацию лужайки, стоят идеально натянутые палатки. Место кострища обложено песком, дерновина снята. Высокая туристская культура видна во всем, а в ней — уважительное и глубоко бережное отношение к природе. Хотелось бы сказать еще о том, что беспокоит население, особенно южных районов страны в летние и осенние месяцы. Это отношение водителей и пассажиров к плодовым деревьям. Во многих местах фруктовые сады и виноградники подходят вплотную к шоссе. Они высаживаются для защиты дорог от снежных и пылевых заносов. В таких местах в период плодоношения нередко встретишь стоящие на обочине машины. Дорожные мастера обычно не возражают, если кто-либо полакомится плодами «ничейного» дерева. Но снять верхние плоды не так-то легко. И вот иногда безжалостно ломают верхние ветки. После такой «обработки» дерево часто погибает. Слеты и соревнования автомототуристов являются своеобразной школой бережного отношения к природе. Нередко автомобилисты и мотоциклисты собирают в большие кучи разбросанный по лесу валежник, по просьбе лесников вырубают сухостой. «Трудовые десанты» туристских слетов иногда включают работы по лесопосадке. Сегодня каждый человек обязан беречь и умножать родную природу. Тем более остро должна стать эта задача перед теми, кто владеет таким средством сближения с природой, как современный автомобиль, мотоцикл. Хорошо Сказал замечательный знаток и певец природы писатель М. Пришвин: «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». 1 А. ОСТАПЕЦ, мастер спорта34