Окончание. Начало — на стр. 22 Чтобы легче было контролировать, как учитываются требования безопасности уже на стадии проектирования дорог, совещание рекомендовало включать необходимые мероприятия (скажем, установку дорожных знаков, разметку, искусственное освещение, возведение ограждений, размещение объектов автосервиса и т. п.) в проектно-сметную документацию отдельным, самостоятельным разделом. Эти мероприятия, разумеется, должны опираться на серьезную научную основу. Вот почему научно-исследователыским институтам, занимающимся вопросами безопасности движения, надо расширить тематику (исследований в этой области, обратив особое внимание на совершенствование системы информации об условиях дв'иже<ния, 'введение научно обоснованных режимов скорости, повышение пропускной способности наиболее сложных загруженных участков магистралей, применение автоматизированных 'систем управления дорожным движением и др. Для этих же целей в каждой союзной республике полезно создать опытно-экспериментальные участки дорог, на которых можно было бы опробовать новые технические средства и решения. На «их можно наглядно пропагандировать [передовые формы и методы работы но оборудованию и содержанию .автомобильных дорог, как это делается, например, на Украине. Когда мы 'говорим о том, что необходимо совершенствовать дорожную информацию, то .имеем в виду не одни лишь дорожные знаки. Речь идет о службе информации .в самом широком смысле слова. Дорожным органам нужна систематическая связь с гидрометеорологическими станциями, местным радиовещанием и телевидением для организации регулярных передач о состоянии проезжей части, режимах движения на отдельных участках, сообщений о дорожных 'происшествиях и т. д. Министерство связи при прокладке новых .и реконструкции действующих линий связи вдоль автомобильных дорог должно в обязательном порядке выделять хотя бы минимально необходимое количество каналов .связи для нужд дорожных организаций и ГАИ, привлекая на долевых условиях денежные средства дорожных организаций. Совершенно ясно, что на автомобильных дорогах общегосударственного значения необходима специальная служба организации движения (СОД). Даже сравнительно небольшой опыт такой службы на автомагистрали МоскваХарьков свидетельствует о ее большой эффективности. В результате осуществления разработанных ею мер количество происшествий на этой дороге ежегодно снижается на 10 процентов, на 35 процентов сократилось число наездов на пешеходов и велосипедистов. И все это в условиях значительного роста .интенсивности движения. Даже по очень осторожным подсчетам экономический эффект деятельности службы организации движения на дороге Москва—Харьков оценивается суммой, превышающей 400 тысяч рублей 'В год. Однако, чтобы развивать эту службу дальше, на других магистралях, нужна действенная помощь Министерства автомобильной промышленности, химической .и ряда других отраслей. Скажем, чтобы замерять параметры движения, оценивать состояние проезжей части, для .патрульной службы нужны малотоннажные автомобили со специальной аппаратурой, а также буксировщики с подъемным оборудованием для эвакуации поврежденных машин. Уделяя, и это естественно, плавное внимание предупреждению любых дорожных происшествий, нельзя приуменьшать значение работы по смягчению их тяжелых последствий. 'В прошлом пгоду МВД СССР совместно с Министерством здравоохранения СССР еще раз проанализировало статистический материал о дорожных катастрофах. Он снова показал, что успешно решить эту проблему невозможно без 'взаимодействия разные министерств и ведомств. С одной стороны, надо ввести > учебные пров граммы для водителей обязательный цикл занятий по теме «Первая помощь пострадавшим при дорожных происшествиях» (хотя бы в рамках того, что публиковалось на страницах журнала «За рулем» в этом году) и вообще активизировать работу по массовой подготовке населения в школах, вузах, учреждениях и на предприятиях в вопросах оказания доврачебной помощи. Вс-вторых, надо оснастить аптечками с необходимыми для этого медикаментами все транспортные средства. В-третьих, надо улучшить на дорогах телефонную и радиосвязь, чтобы врачи могли прибывать на место происшествия как можно раньше. Такие «надо» можно было бы продолжить. Но, пожалуй, самая сложная задача в этом плане у Министерства автомобильной промышленности. Намеченные им мероприятия по улучшению активной и пассивной .безопасности в конструкциях автомобилей, автобусов, прицепов и мотоциклов выполняются по-прежнему довольно медленно. Автомобильным заводам шора принять самые решительные меры к внедрению раздельной системы привода тормозов на грузовых автомобилях, дисковых тормозов для передних колес, ограничителей тормозных сил и сигнализаторов о неисправности тормозных приводов легковых автомобилей, травмобезопасных рулевых колонок и всех элементов интерьера салонов и кабин автомобилей, лобовых стекол типа «триплекс» и многого другого, что способно если не спасти от аварии, то во всяком случае сохранить водителю и пассажирам жизнь. Нужен, наконец, государственный стандарт безопасности в конструкции автомобилей. Мы надеемся, что министерство ускорит решение этого вопроса. Итак, подводя черту этим заметкам, мы вернулись к тому, с чего их начинали, — время не терпит, темпы автомобилизации заставляют ускорить шаг в поисках мер по предупреждению аварийности и снижению тяжести ее последствий. Известно, что в прошлом году уже удалось достичь некоторого снижения дорожно-транспортных происшествий в стране и числа пострадавших в них. Значит, в деятельности по безопасности движения мы на правильном пути. И если постараемся быстрее проводить в жизнь все, что уже найдено и проверено на практике, то достигнем в деле защиты людей — давайте скажем так! — от дорожно-транспортных происшествий еще более значительных результатов.УБИЙЦА—В ТВОЕМ АВТОМОБИЛЕ!К такому грустному выводу пришел американский журнал «Дисковери», поместив на своих страницах материал о последних исследованиях относительно влияния окиси углерода (СО) на самочувствие водителей. Оказывается, в США ежегодно многие сотни их гибнут без каких-либо видимых причин. То они вдруг съезжаютс шоссе, то поворачивают неожиданно на развилках дорог в обратном направлении или просто засыпают за рулем. Кто виноват в этом? Подозреваемым № 1, утверждают крупнейшие ученые, является окись углерода, которая содержится в выхлопных газах автомобиля. По их мнению, тысячи различных катастроф можно приписать если не смертельным, то во всяком случае опасным дозам окиси углерода. У некоторых шоферов даже незначительное количество ее поглощает кислород в крови, ослабляя тем самым мозг и его отдельные центры, снижает быстроту реакции и остроту зрения. Откуда же берется СО? Прежде всего из выхлопных газов, выбрасываемых едущими впереди автомобилями, но может засасыватьсяв салон и выхлопной газ своего же автомобиля. Причем, лишенный всякого запаха и цвета, он в течение долгого времени остается совершенно не замеченным. До недавнего времени многие водители полагали, что опасность отравления окисью углерода существует лишь в гараже, и то в тех случаях, когда его двери закрыты, а двигатель машины работает. Однако исследования показали, что достаточно лишь пяти частей окиси углерода на миллион частей воздуха, чтобы вызвать у некоторых людей ощущение угара, одурманивания, головную боль, сонливость и потерю ориентировки. Станции постоянного контроля воздуха, созданные службой здравоохранения США, зарегистрировали именно такую степень загрязнения воздуха в Вашингтоне, СанФранциско, Филадельфии и Цинциннати. В Чикаго и Лос-Анджелесе доза эта в два раза выше, а на оживленных автомобильных магистралях и более. Высота над уровнем моря также имеет значение: чем выше, тем меньше нужно окиси углерода, чтобы оказать пагубное действие на водителя. На улицах Нью-Йорка концентрация окиси углерода приближается к критической. В Калифорнии проверили первую попавшуюся тысячу автомобилей и обнаружили, что в 30 из них концентрация окиси углерода была настолько сильной. что водители потеряли всякий контроль над собой. Если бы они оставались за рулем, то вполне возможно стали участник ами еще одной серии «необъяснимых» д орожных происшествий. В заключение журнал дает несколько советов. 4. Поскольку опасные последствия могут наступить даже при незначительной концентрации СО в воздухе, если дышать им продолжительное время, никогда не следует ездить с полностью зак рытыми окнами автомобиля. Если вас стало клонить в сон. знайте, что причиной этого может быть окись углерода, а потому немедленно остановите машину, выйдите и подышите свежим воздухом. А перед тем, к ак ехать дальше, откройте побольше окна. Наконец, выключайте двигатель во время стоянки, когда вы собираетесь просидеть в машине больше пяти минут. Если вам эти правила покажутся слишком сложными, вспомните, что вдыхание окиси углерода может быть не просто опасным, но и смертельным. В. ГРЕСЬ28